|
|||
План исследованияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2 Исследовательская работа в рамках конкурса «Я-исследователь»
Что такое этикет и для чего он нужен
Автор работы: ученица 4-В класса Шиляева Елена
Руководитель: Шкляева Светлана Вилисовна
Глазов 2014 1
Содержание: 1. Введение ............................................................................................... 2
2.Изучение литературы и источников интернет ………………………… 3
3.Беседа …………………………………………………………………….. 7
4.Тестирование …………………………………………………………… 7
5.Анкетирование ………………………………………………………….. 11
6.Ранжирование …………………………………………………………… 12
7.Вывод ……………………………………………………………………. 13
8.Список использованной литературы...................................................... 14
\
2 Введение «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» В этом году у нас появился новый предмет «Основы светской этики». Его ведет Вершинина Нина Александровна. Ещё мне нравится смотреть с мамой историко - приключенческие фильмы. Например, «Гардемарины, вперед», «Скарлетт», «Великолепный век» и т.д. В одном из них я услышала слово «этикет», а в других фильмах часто говорится об этикете поэтому мне стало интересно, что такое этикет, когда он появился, нужен ли он сейчас и для чего. В связи с этим я поставила перед собой следующую цель исследования: выяснить, что такое этикет и для чего он нужен. Для достижения целей я поставила следующие задачи: - выяснить, какие правила этикета имеются в нашей школе. - выяснить, какие правила этикета знают ребята моего класса - найти и изучить литературу, связанную с этикетом - побеседовать с Вершининой Ниной Александровной, завучем МБОУ «СОШ №2» -провести анкетирование, тестирование, ранжирование среди одноклассников -провести эксперимент, направленный на изучение правил школьного этикета и причин их несоблюдения Исходя из поставленных задач, я использовала следующие методы исследования: 1. Поиск и изучение литературы и материалов глобальной сети Интернет 2. Беседа 3. Тестирование, анкетирование, ранжирование 4. Эксперимент В ходе своего исследования я решила проверить такие гипотезы: 3 Гипотеза №1: предположим, что учащиеся моего класса знают правила этикета, но не соблюдают их. Гипотеза №2: предположим, что учащиеся моего класса могут сформулировать и указать причины несоблюдения правил этикета. План исследования 1. Ознакомиться с определением этикета и его историей по литературным источникам и сети интернет 2. Беседа 3. Тест, анкета, ранжирование 4. Обработка результатов 5. Выводы
Изучение литературы и источников сети интернет
В самом начале моей работы я решила узнать, что такое этикет. Для этого я взяла словари В.В.Даля, С.И.Ожегова и узнала: 1. ЭТИКЕТ - это порядок, светский обычай внешних обрядов и приличия; церемониал. 2. ЭТИКЕТ - это установленный порядок поведения, форм обхождения.
Затем я решила узнать, как и когда возник этикет. Для этого стала читать об истории этикета в книгах и в интернете. Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Основная цель этикета состоит в том, 4 чтобы сделать нашу жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и нечаянные обиды, предостеречь нас от случайных претензий и бед. Правила хорошего тона (стремление «вести себя прилично») существовали уже в древней Греции и древнем Риме. Как необходимость регламентировать отношения между государствами возник первенец этикета — Дипломатический этикет. Затем возник придворный этикет. Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности. Слово «этикет» происходит от французского etiquette. Первоначально так называли карточки, появившиеся во второй половине XVII века при дворе Людовика. Это были этикетки с написанными на них правилами того, как нужно вести себя при королевском дворе. На основе придворного этикета, только в более простой форме, формируется общегражданский этикет. Именно в эпоху средневековья он приобретает черты, которые мы знаем сегодня. Даже такое личное дело, как служение избранной даме, описывалось своими этикетными нормами. История этикета в нашей стране уходит своими корнями в глубокую древность. Будучи в культурном отношении преемницей Византийской империи, Русь позаимствовала немало ценного из традиций и обычаев владык Константинополя, чей двор всегда отличался пышностью ритуалов и особой изысканностью манер. Возникает общественная система рыцарства, впоследствии распространившаяся по всей Европе. Этикет Руси до восхождения на престол Петра Великого значительно отличался от западно - европейского. Часто иностранные послы поражались диким, по их мнению, нравам и обычаям русских, с которыми им приходилось сталкиваться в России. Приблизить нравы и обычаи общества к европейским попытался в начале XVIII века Петр I, немало попутешествовавший и повидавший. Именно поэтому он безжалостно 5 боролся с любыми проявлениями «азиатчины», насаждая западные традиции, порой даже насильственными методами. Одежда допетровских времён сохранилась только у низших сословий – крестьян и купцов. В высшем обществе модной стала одежда европейского типа. Пётр также издал указ о том, что все бояре должны остричь свои длинные бороды. В моду вошли пышные парики западного образца. При Петре I значительно изменилось положение женщин в России. Таким образом, первый российский император пытался приблизить русское дворянство к более развитому европейскому. Если раньше жены и дочери придворных сидели по домам, то во времена Петра они стали присутствовать на различных придворных приемах и праздниках. Благодаря большей свободе женщин, улучшилась их образованность. Со времён Петра Великого стали считать, что уважающая себя девушка должна уметь танцевать европейские танцы, уметь писать, знать иностранный язык, играть на музыкальных инструментах, знать и соблюдать светские правила поведения. Женщины получили право на наследство и право распоряжаться своим приданным. При Петре I было распространено в основном влияние немецкой, английской и голландской моды, которое перевернуло практически все существовавшие ранее нормы поведения в высшем обществе. Постепенно это влияние сменяется французским (при Елизавете). В моду вошла образованность, владение несколькими языками, большое внимание оказывалось музыке, литературе и живописи. Некоторый спад французского влияния наблюдался лишь после Отечественной войны 1812 года. Настоящий расцвет образования наблюдался во времена Александра II, когда доступ к образованию получили дети из не слишком знатных семей. Благодаря этому появилась так называемая интеллигенция - так называли категорию людей, не обладавших особым положением, но имеющих хорошее образование и манеры. При этом излишняя вежливость и слишком уж строгое соблюдение всех норм становится немодным. В дальнейшем 6 этикет в России претерпевал различные изменения, постепенно приближаясь к своему современному состоянию. На его развитие существенно повлияли социальные потрясения начала XX века: две революции, Первая Мировая и Гражданская войны. После 1917 года был период, когда этикет считался «выдумкой буржуазии», бессмысленным нагромождением нелепых правил, только осложняющих жизнь и поэтому совершенно ненужных. Последствия этого культурного регресса отчасти ощутимы и сегодня. Именно поэтому можно сказать, что в настоящий момент правила этикета в России в очередной раз обновляются и претерпевают изменения. Однако это не касается основ культурного поведения в обществе, ведь вежливость не может устареть. А самый главный принцип, известный как «золотое правило нравственности», так же, как и много столетий назад гласит: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Этикет в наши дни (современный этикет) расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях, приемах, церемониях, переговорах. Современный мир требует от современного человека специфических навыков поведения и общения, когда он оказывается в определенных ситуациях. 7 Беседа Для того чтобы выяснить о существовании и важности школьного этикета, я решила побеседовать с завучем нашей школы Вершининой Ниной Александровной.
- Есть ли школьные правила этикета? - Да, есть положение о школьной форме и правила поведения.
- Назовите, пожалуйста, основные правила поведения для учеников. - 1) Уважать честь и достоинства других учащихся и работников школы, не создавать препятствий для получения образования другими учащимися. - 2) Бережно относиться к имуществу. - 3) Не применять физическую силу в отношении других учащихся, работников школы и иных лиц.
- Для чего нужно соблюдать эти правила? - Если отменить все правила, что произойдет? Хаос! - Приведите пример, где было бы наглядно видно, что без соблюдения правил в жизни никак нельзя. - Например, в общественных местах.
Тестирование Для того чтобы выяснить, знают ли мои одноклассники правила этикета, я предложила им выполнить тест.
8 1.Что такое этикет? А) правила поведения в обществе Б) поучительная история какого - то народа В) свод законов 2. Кто должен первым пройти, если мальчик входит в классный кабинет вместе с девочкой, а из класса выходит учитель? А) девочка, затем мальчик, а потом учитель Б) мальчик В) девочка, потом учитель, а затем мальчик Г) учитель, затем девочка, а потом мальчик
3. Можно ли бегать в школе? А) да, но только с разрешения дежурного 9 Б) да, если очень хочется В) нет, потому что родители не разрешают Г) нет, потому что учитель не разрешает Д) нет, по правилам поведения в школе 4. Где и когда можно бегать в школе? А) только в спортзале во время урока физкультуры Б) во время перемен по коридорам В) в любое время и в любом месте
5.Что едят с помощью ножа и вилки А) торт Б) кусок мяса В) курицу Г) все подряд можно есть
10 6.Должен ли мальчик помочь девочке встать из-за стола А) да Б) нет В) не обязательно Г) желательно
7. При ответе на вопрос учителя надо: А) поднять руку и встать, отвечая на вопрос Б) выкрикнуть с места В) промолчать Вывод: Получилось: ребята правильно ответили на вопросы, но наблюдение за одноклассниками на переменах и в столовой показывает, что не все правила поведения выполняются. Таким образом гипотеза№1 полностью подтвердилась.
Для того чтобы узнать, что одноклассники думают о необходимости правил этикета, было предложено анкетирование.
11
|
|||
|