|
|||
Информация по первому вопросу:Стр 1 из 3Следующая ⇒ Информация по первому вопросу: Определение понятия «социальная педагогика». Социальная педагогика – отрасль педагогической науки, исследующая социальное воспитание в контексте социализации и нацеленная на преобразование окружающей среды, создание гуманных воспитывающих отношений в социуме, поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные ситуации социальной действительности. М.А. Галагузова Информация по второму вопросу: Информация в разделе представлена для ознакомления, записывать в конспект ее не нужно.
Информация по третьему вопросу: Социальная педагогика, как отрасль научного знания. Разделы социальной педагогики: · Философия социального воспитания разрабатывается на стыке философии, этики, социологии и педагогики. В ней рассматриваются фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы. В частности, дается трактовка сущности социального воспитания и его задач; на основе определенного понимания образа человека разрабатываются общие подходы к соотношению развития, социализации и воспитания; определяются ценности и принципы социального воспитания и т.д. · Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации. · Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им. · Теория социального воспитания описывает, объясняет и прогнозирует функционирование социального воспитания. Теория социального воспитания, например, исследует: что представляют собой индивидуальные, групповые и социальные субъекты социального воспитания и как они между собой взаимодействуют; содержание жизнедеятельности воспитательных организаций; содержание и характер индивидуальной помощи человеку и т.д. · Психология социального воспитания на основе социально-психологических характеристик групп и человека, их особенностей на различных возрастных этапах выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания. · Методика социального воспитания отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации социального воспитания. · Экономика и менеджмент социального воспитания исследуют, с одной стороны, потребности общества в определенном качестве «человеческого капитала», а с другой - экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания. Кроме того, в этом разделе рассматриваются вопросы управления социальным воспитанием. Предметом социальной педагогикиявляется социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации. Объектом являютсядети и другие люди, нуждающиеся в налаживании связей с обществом, в успешном социальном развитии. Задачи социальная педагогики: · осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а так же учреждений и коллективов; · исследование влияний факторов среды на растущую личность, группу; · исследование влияния отдельных факторов (например семьи, СМИ) на личность и др. Функции социальной педагогики:
Методы социальной педагогики: 1. Методы исследования - это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий: (наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, опросные методы, беседа, интервью, моделирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта, математические методы обработки данных, такие как ранжирование, шкалирование и др.) 2. Методы воспитания - это пути и способы совместной взаимосвязанной деятельности социального педагога и клиента (воспитуемого), направленные на достижение воспитательной цели и решение поставленных задач: (методы организации деятельности; методы стимулирования деятельности, к ним относят поощрение, наказание, "взрыв"; методы формирования сознания, такие как педагогическое требование, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно полезной деятельности, использования творческих игр и др.). 3. Методы социально-психологической помощи - к ним относят психологическое консультирование, социально-психологический тренинг и аутотренинг, деловую игру и др. Пояснения некоторых конкретных методов: 1. Метод организации общественно полезной деятельности формирует у детей ценные мотивы и способы общественного поведения. Он предоставляет социальному педагогу самые широкие, практически неисчерпаемые, возможности ставить перед детьми задачи разной степени трудности и вовлекать их в различные по сложности отношения с окружающими. Метод осуществляется при помощи ряда приемов. Основными из них являются: · привлечение детей к поискам объектов деятельности; · совместное планирование, определение способов достижения намеченной цели; · распределение обязанностей среди участников, с тем чтобы все были привлечены к выполнению задачи и могли нести свою долю ответственности за ее успех; · организация коллективного контроля, анализа и оценки результатов. 2. Метод «взрыва». Название методу дал А.С. Макаренко, впервые описавший его и показавший суть воздействия. Это такой подход к перевоспитанию, когда педагогу уже не удается идти постепенно, медленно накапливая положительные изменения. «Взрыв» –это способ резкой мерой разрушить, «взорвать» ту ложную позицию, которая сложилась у воспитанника. Такая мера осуществляется не только наказанием, она не обязательно связана с отрицательными переживаниями, наоборот, чаще всего эта мера имеет положительное содержание. Ее отличительные черты – неожиданность для ребенка и высокий эмоциональный заряд. Метод «взрыва» своей внезапностью как бы застигает человека врасплох, а сильное эмоциональное впечатление лишает его возможности ответить в своей обычной манере. В этот момент растерянности, потеряв прежнюю уверенность в своей позиции, воспитуемый, иногда и не осознавая своего шага, принимает предложенный ему новый путь. 3. Аутотренинг – психотерапевтический метод, предполагающий обучение клиентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность. Это комплекс специальных упражнений, основанных на саморегуляции поведения и самовнушении. Аутотренинг используется человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением. 4. Социально-психологический тренинг применяется как в целях формирования и совершенствования общей коммуникативной готовности личности (например, для людей, испытывающих жизненные трудности, связанные с общением), так и для выработки специфических коммуникативных навыков у представителей тех профессий, которые предполагают интенсивный контакт с другими людьми (например, у руководителей, педагогов, медицинского персонала, спортивных тренеров и т. д.). Информация по четвертому вопросу: Особенности социализации человека. Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. А.А. Реан Социализация длится всю жизнь, т.к. на протяжении жизни возникает необходимость осваивать какие-либо роли. Выделяют два основных типа социализации: Первичная социализция – это процесс социализации, наиболее активно происходящий в первой половине жизни, при непосредственных контактах в малых группах, через агентов первичной социализации. В период этого типа социализации личность получает прирождённые и приписываемые статусы. Вторичная социализация – это сфера вторичных формальных отношений, осуществляемых посредством социальных институтов во второй половине жизни. В период вторичной социализации личность приобретает достигаемые статусы. Этапы социализации: Первичная социализация включает 2 этапа: · ранняя социализация, которая длится от рождения до 12 лет; · социализация юношества, которая начинается в 12-13 лет и продолжается до 18-19 лет. Первый этап характеризуется становлением человека в социальном плане. В это время преподаются нормы, которые становятся частью духовного мира, т.е. на данном этапе адаптации (требования и приспособление к этим требованиям) и интериоризация (перевод норм во внутренний мир). Вторичная социализация проходит в 2 этапа: · социализация зрелого возраста, которая длится с 19 до 60 лет; · социализация пожилых людей, продолжающаяся от 60 лет до конца жизни. Социализация зрелого возраста характеризуется появлением большого количества новых ролей, т.к. это период достигаемых статусов. Социализация пожилых людей. После 60 лет человек начинает утрачивать многие статусы, а значит исчезает большинство ролей. Важно становится научить стариков жить, а не доживать. Пока предлагается идеология здорового образа жизни как попытка отодвинуть старость, но это не решает проблему старости. Агенты и институты социализации: Агенты социализации – это конкретные люди, отвечающие за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его (семья, система образования, институты трудовой деятельности, институты духовной сферы (наука, религия, искусство, СМИ, массовая культура). Агенты первичной социализации – это ближайшие к человеку и наиболее важные для него люди, например, родители, брат, бабушка, тренер, сверстники. Агенты вторичной социализации – это официальные лица, представители администрации, армии, государства, печати и т.д. Факторы социализации: Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов). Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум. Макрофакторы:
|
|||
|