|
|||
Картель.. Синдикат. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Картель. Картель – соглашение предприятий, как правило, одной отрасли, сохраняющих юридическую и экономическую самостоятельность, целью которого является воздействие на рынок путем ограничения конкуренции через регулирование цен, рынков сбыта, объемов производства и продаж, доступа к источникам сырья, сроков платежей, ассортимента, условий найма сотрудников и др. Соглашение об образовании картеля не всегда бывает оформлено договором в письменном виде. Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме “джентльменских соглашений”. Для картеля характерноналичие следующих признаков: · договорный характер объединения; · это форма сговора группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли; · сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность; · как правило, объединение ряда компаний одной отрасли; · совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство; · наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям. В соответствии с антимонопольным законодательством в большинстве стран картельные соглашения запрещены, исключая отдельные отрасли (прежде всего, сельское хозяйство), и установлен разрешительный порядок их деятельности при наличии особых условий. Как правило, законодательно запрещаются картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением выпуска продукции и производственных мощностей, т.е. те согласованные меры, которые направлены на искажение или ограничение конкуренции. В мировой практике выделяются следующие виды картелей: Денежный картель, утверждающий унифицированные цены наряду с равными условиями поставок и платежей (горизонтальные связи цен). Долевой картель: * квотный картель (картель продукции), выделяющий каждому его участнику квоту для продажи продукции в соответствии с производственными мощностями. Целенаправленное регулирование предложения через квоты позволяет картелям контролировать цены на рынке товаров; * территориальный картель, выделяющий каждому предприятию территории сбыта и исключающий взаимную конкуренцию. Закупочный картель — монопольное соглашение нескольких предприятий, фирм, корпораций о закупке сырья и товаров определенного вида, сорта и т.д. в интересах всех участников картеля с целью сбить закупочные цены. Калькуляционный картель, участники которого договариваются об одинаковой структуре и содержании расчетов. Кондиционный картель, определяющий условия реализации товара. Контингентированный картель , устанавливающий для его участников соответствующие квоты (контингенты). Кризисный картель, который создается при стойком спаде спроса (кризисный картель структуры) или временном сокращении сбыта (кризисный картель конъюнктуры) для ограничения конкуренции. В условиях спада производства картели этого вида способны планировать собственные действия. Патентный картель, определяющий направления совместного использования (или неиспользования) какого-либо технического изобретения. Производственный картель, устанавливающий объем (квоты) производства для каждого участника. Региональный картель, определяющий области сбыта. Ценовой картель, устанавливающий для участников продажные цены товара. Синдикат. Синдикат – объединение ряда предприятий, производящих однородную продукцию, с целью создания единой сбытовой (и закупочной) сети. Основными целями синдиката является удержание и расширение рынка сбыта, формирование цен на рынке и регулирование объема производства среди членов синдиката. Организационное оформление синдикатов осуществляется в двух формах – простое соглашение, устанавливающее рамки деятельности входящих в синдикат организаций, и формирование специальных органов синдиката, на которые возлагаются определенные функции. Происходит осуществление всей коммерческой деятельности при сохранении производственной и юридической самостоятельности входящих в него предприятий, но потере ими коммерческой независимости. Особенностямисиндиката как организационной формы интеграции компаний являются: · сохранение участниками синдиката юридической, производственной, но ограничение коммерческой самостоятельности; · это разновидность картельного соглашения. Синдикаты позволяют устранить внутреннюю конкуренцию среди его участников; · централизация сбыта продукции, организация сбыта продукции его участников через единый сбытовой орган. Функции централизованного сбыта продукции участников синдиката могут быть также поручены одному из его участников. В зависимости от условий соглашения через единый сбытовой орган может сбываться не вся, а только определенная часть продукции участников синдиката; · сохранение участниками синдиката порой и собственной сбытовой сети, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом; · осуществление зачастую через синдикатскую сбытовую контору или сбытовое общество также и закупок сырья для участников синдиката. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической. В современных условиях синдикат как форма монополистических объединений одноотраслевого профиля утрачивает свое значение, уступая место более сложным и гибким формам.
|
|||
|