Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Холдинг.. Конгломерат.



Холдинг.

Холдинговая компания (холдинг) – представляет собой организацию, владеющую контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления. В состав активов холдинга входят контрольные пакеты акций других предприятий.

Характерные черты холдинга:

1. Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположены в различных регионах.

2. Многоступенчатость, то есть наличие дочерних, внучатых и прочих родственных компаний. Нередко холдинг представляет собой пирамиду, возглавляемую одной или двумя фирмами, нередко разной национальной принадлежности.

3. Централизация управления в рамках группы путём выработки материнской фирмой глобальной политики и координации совместных действий предприятий по следующим направлениям:

- выработка единой тактики и стратегии в глобальном масштабе;

- реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга;

- осуществление межфирменных связей;

- финансирование капиталовложений в разработку новой продукции;

- предоставление консультационных и технических услуг.

Типы холдинга:

1. В зависимости от способа установления контроля головной фирмы над дочерними фирмами выделяют:

- имущественный холдинг, в котором материнская организация владеет контрольным пакетом акций дочерней;

- договорной холдинг, в котором у головной организации нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.

2. В зависимости от видов работ и функций, которые выполняет головная фирма, различают:

- чистый холдинг, в котором головная организация владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, но сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции;

- смешанный холдинг, в котором головная фирма ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.

3. С точки зрения производственной взаимосвязи компаний выделяют:

- интегрированный холдинг, в котором предприятия связаны технологической цепочкой. Данный тип холдингов получил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководством головной фирмы объединены предприятия по добыче, транспортировке, переработке и торговле продукции (например, ОАО "группа Татнефть");

- конгломератный холдинг, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом. Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других "дочек".

4. В зависимости от степени взаимного влияния компаний различают:

- классический холдинг, в котором головная организация контролирует дочерние компании в силу своего преобладающего участия в их уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной организации, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской фирмы;

- перекрестный холдинг, при котором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга. Такая форма холдингов характерна для Японии, где банк владеет контрольным пакетом акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с одной стороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а с другой стороны, дает банкам возможность полностью контролировать деятельность дочерних фирм, предоставляя им займы.

Конгломерат.

Конгломерат представляет собой организационную форму объединения предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм, вне зависимости от их горизонтальных или вертикальных связей.

Конгломератные слияния подразделяются на несколько типов:

· функциональные;

· рыночно ориентированные;

· чисто конгломератные.

Основными способами образования конгломератов являются слияние и поглощение фирм различной производственной и коммерческой ориентации, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование.

К особенностям конгломератов можно отнести:

· интеграция в рамках данной организационной формы предприятий различных отраслей без наличия производственной общности. Объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе;

· объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но оказываются полностью финансово зависимыми от головной компании;

· конгломератам свойственна значительная децентрализация управления. Их отделения пользуются существенно большей свободой и автономией во всех аспектах своей деятельности по сравнению с аналогичными структурными подразделениями традиционных диверсифицированных концернов;

· в качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, косвенное регулирование деятельности подразделений со стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании;

· как правило, в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо холдинга (чистого холдинга) входят крупные финансовые и инвестиционные компании.

В качестве примеров конгломератов можно привести, в частности, Mitsubishi, Raytheon, BTR, Hanson. Компания Hanson, например, специализируется на приобретении технологически простых предприятий в стабильных секторах рынка. Hanson добивается снижения издержек производства в поглощаемой компании и строго контролирует работу управляющих, следя за тем, чтобы они укладывались в отведенный бюджет. Благодаря жестким мерам экономии и контроля конгломерат добивается прекрасных результатов от когда-то убыточных предприятий.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.