![]()
|
|||
Организация интегрированного обучения детей с нарушениями в развитии в раннем и дошкольном возрастеСтр 1 из 2Следующая ⇒ Организация интегрированного обучения детей с нарушениями в развитии в раннем и дошкольном возрасте В настоящее время наиболее адекватными условиями для интегрированного обучения располагают комбинированные образовательные учреждения. В данных учреждениях могут быть открыты смешанные группы на основании рекомендаций Министерства образования РФ (№03-51-5ин/23-03 от 15.01.2002г.). В таких группах одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определённым отклонением. Общее количество детей 12-15. Чтобы осуществить деятельность такой группы учреждению необходимо решить следующие задачи: 1. Создать условия для общения детей. 2. Проводить комплексную коррекционно-педагогическую, медико-психологическую и социальную работу с детьми. 3. Оказывать необходимую коррекционно-педагогическую поддержку детям, не имеющих выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающих от возрастной нормы. 4. Регулярно обучать родителей педагогическим технологиям сотрудничества и стимулирующего взаимодействия со своим ребёнком, а также приёмам и методам его воспитания и обучения, оказания ему психологической поддержки в домашних условиях. Обучение ведется в соответствии с программой ДОУ и специальными (коррекционными программами). На каждого воспитанника составляется индивидуальная программа. В начале учебного года физкультурные и музыкальные занятия с детьми с отклонениями в развитии проводятся индивидуально, постепенно дети вводятся в коллектив. В детских учреждениях могут быть открыты группы кратковременного пребывания: 1. В ДОУ компенсирующего вида для оказания специализированной консультативной и развивающей помощи детям с отклонениями в развитии, посещающим массовые детские сады или воспитывающимся дома; 2. В ДОУ комбинированного вида при организации смешанных групп; 3. В учреждениях для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В Москве утверждено «Положение о группах развития (кратковременного пребывания) для детей, не посещающих ДОУ» (приказ №22 Московского комитета образования от 21.01.1999). Такая форма организации образовательных услуг позволяет приблизить коррекционную помощь к месту жительства ребёнка, охватить ею как можно большее количество детей. Основные задачи работы групп кратковременного пребывания. 1. Проведение коррекционной работы с детими. 2. Обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребёнком, приёмам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи. 3. Оказание родителям, а при необходимости и детям, психотерапевтической помощи. Формы работы: индивидуальные занятия и занятия в малых группах. Эти группы комплектуются также, как и группы компенсирующего обучения. Направление в них осуществляется ПМПК. Состав воспитанников группы кратковременного пребывания разнороден по возрасту, по степени и характеру нарушения, уровню психофизического и речевого развития. Рекомендуется принимать в них детей с отклонениями в развитии с первого года жизни до 8 лет, не посещающих специальные (коррекционные) ДОУ: 1.Детей «группы риска» раннего возраста. 2. Дошкольников с незначительными сенсорными нарушениями. 3. Дошкольников с глубокими нарушениями интеллекта. 4. Дошкольников, имеющих сложную структуру дефекта. 5. Соматически ослабленных дошкольников с отклонениями в развитии. 6. Дошкольников с отклонениями в развитии, которых родители хотят воспитывать дома. 7. Дошкольникам с отклонениями в развитии, которым рекомендовано интегрированное обучение. Для максимального соответствия запросам семьи и интересам ребёнка важно, чтобы состав такой группы был непостоянным и чтобы приём в неё мог проводиться в течение всего учебного года при наличии свободных мест. В конце каждого учебного года необходимо проводить обследование ребёнка в ПМПК. Наполняемость таких групп 6-10 человек. В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ к работе в группе кратковременного пребывания привлекаются учитель-дефектолог, практический психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, помощник воспитателя, детский невролог или психоневролог, медсестра. Для группы детей с нарушенным слухом – сурдотехник, для группы детей с нарушенным зрением – ортоптист. По желанию родителей на основе договора детям могут оказываться дополнительные образовательные услуги. В ПМС-центрах могут действовать интегративные группы кратковременного пребывания трёх видов: 1. группы, в состав которых включаются дети с ОВЗ и их нормально развивающие сверстники. В них дети с отклонениями в развитии осваивают доступные им коммуникативные, когнитивные, двигательные и социальные навыки, а у детей с нормальным темпом развития не только стимулируется процесс их психического становления, но и формируется чувство сопереживания и социальной компетентности. 2. Разновозрастные группы, в состав которых входят дети с различными нарушениями, но с одинаковым уровнем познавательного развития. Направленность обучения в таких группах предусматривает создание оптимальных условий для приобретения детьми навыков, необходимых для успешной социализации, - умения общаться, навыков саморегуляции, совместной игры и деятельности. 3. Группы, которые посещают дети с ОВЗ и различным уровнем познавательного развития – от примерной возрастной нормы и до выраженной интеллектуальной недостаточности. Здесь кроме комфортных условий для обучения и взаимодействия всех участников группы оказывается постоянная и наглядная помощь родителям в овладении оптимальными способами взаимодействия со своим ребёнком, учитывающими и его индивидуальные особенности, и уровень его развития. Задачи работы: 1. Оказание помощи детям раннего возраста с ОВЗ и их семьям. 2. Обеспечение социализации детей с ОВЗ. 3. Адаптация детей с ОВЗ к поступлению в общеобразовательные или специальные образовательные учреждения. 4. Всестороннее гармоничное развитие личности ребёнка в процессе специально организованной предметно-игровой деятельности. 5. Помощь и поддержка в организации стимулирующего общения и совместного досуга детей и родителей. При этом большое внимание уделяется коррекционно-педагогическому воздействию: 1. дифференцированной комплексной диагностике и коррекции основного нарушения и вторично связанных с ним отклонений 2. поддержанию в группе наиболее благоприятных условий для всестороннего личностного развития ребёнка с учётом характера и структуры дефекта. 3. формированию культуры общения между детьми и со взрослыми, созданию условий для освоения нравственных ценностей. 4. разработке и уточнению индивидуальных маршрутов воспитания, обучения и развития каждого ребёнка. 5. стимуляция познавательной активности с использованием разнообразных методов воспитания, обучения и условий предметно-развивающей среды. 6. укреплению физического и психического здоровья детей при поддержании атмосферы эмоциональной доброжелательности и с учётом индивидуальных возможностей детей раннего возраста. 7. формированию творческих способностей и личностной культуры ребёнка средствами художественно-эстетического воспитания. 8. развитию интеллектуальных и речевых способностей. 9. подготовке ребёнка к последующему расширению опыта взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разнообразных условиях коммуникации и социального окружения. Своеобразие деятельности групп кратковременного пребывания при ПМС-центрах состоит в том, что всё взаимодействие с ребёнком в тесном контакте с родителями. Родитель – активный участник.
|
|||
|