Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Организация интегрированного обучения детей с нарушениями в развитии в раннем и дошкольном возрасте



Организация интегрированного обучения детей с нарушениями в развитии в раннем и дошкольном возрасте

В настоящее время наиболее адекватными условиями для интегрированного обучения располагают комбинированные образовательные учреждения.

В данных учреждениях могут быть открыты смешанные группы на основании рекомендаций Министерства образования РФ (№03-51-5ин/23-03 от 15.01.2002г.). В таких группах одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определённым отклонением. Общее количество детей 12-15.

Чтобы осуществить деятельность такой группы учреждению необходимо решить следующие задачи:

1. Создать условия для общения детей.

2. Проводить комплексную коррекционно-педагогическую, медико-психологическую и социальную работу с детьми.

3. Оказывать необходимую коррекционно-педагогическую поддержку детям, не имеющих выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающих от возрастной нормы.

4. Регулярно обучать родителей педагогическим технологиям сотрудничества и стимулирующего взаимодействия со своим ребёнком, а также приёмам и методам его воспитания и обучения, оказания ему психологической поддержки в домашних условиях.

Обучение ведется в соответствии с программой ДОУ и специальными (коррекционными программами). На каждого воспитанника составляется индивидуальная программа.

В начале учебного года физкультурные и музыкальные занятия с детьми с отклонениями в развитии проводятся индивидуально, постепенно дети вводятся в коллектив.

В детских учреждениях могут быть открыты группы кратковременного пребывания:

1. В ДОУ компенсирующего вида для оказания специализированной консультативной и развивающей помощи детям с отклонениями в развитии, посещающим массовые детские сады или воспитывающимся дома;

2. В ДОУ комбинированного вида при организации смешанных групп;

3. В учреждениях для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

В Москве утверждено «Положение о группах развития (кратковременного пребывания) для детей, не посещающих ДОУ» (приказ №22 Московского комитета образования от 21.01.1999).

Такая форма организации образовательных услуг позволяет приблизить коррекционную помощь к месту жительства ребёнка, охватить ею как можно большее количество детей.   

Основные задачи работы групп кратковременного пребывания.

1. Проведение коррекционной работы с детими.

2. Обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребёнком, приёмам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи.

3. Оказание родителям, а при необходимости и детям, психотерапевтической помощи.

Формы работы: индивидуальные занятия и занятия в малых группах.

Эти группы комплектуются также, как и группы компенсирующего обучения. Направление в них осуществляется ПМПК.

Состав воспитанников группы кратковременного пребывания разнороден по возрасту, по степени и характеру нарушения, уровню психофизического и речевого развития. Рекомендуется принимать в них детей с отклонениями в развитии с первого года жизни до 8 лет, не посещающих специальные (коррекционные) ДОУ:

1.Детей «группы риска» раннего возраста.

2. Дошкольников с незначительными сенсорными нарушениями.

3. Дошкольников с глубокими нарушениями интеллекта.

4. Дошкольников, имеющих сложную структуру дефекта.

5. Соматически ослабленных дошкольников с отклонениями в развитии.

6. Дошкольников с отклонениями в развитии, которых родители хотят воспитывать дома.

7. Дошкольникам с отклонениями в развитии, которым рекомендовано интегрированное обучение.

Для максимального соответствия запросам семьи и интересам ребёнка важно, чтобы состав такой группы был непостоянным и чтобы приём в неё мог проводиться в течение всего учебного года при наличии свободных мест.

В конце каждого учебного года необходимо проводить обследование ребёнка в ПМПК.

Наполняемость таких групп 6-10 человек.

В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ к работе в группе кратковременного пребывания привлекаются учитель-дефектолог, практический психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, помощник воспитателя, детский невролог или психоневролог, медсестра. Для группы детей с нарушенным слухом – сурдотехник, для группы детей с нарушенным зрением – ортоптист.

По желанию родителей на основе договора детям могут оказываться дополнительные образовательные услуги.

В ПМС-центрах могут действовать интегративные группы кратковременного пребывания трёх видов:

1. группы, в состав которых включаются дети с ОВЗ и их нормально развивающие сверстники. В них дети с отклонениями в развитии осваивают доступные им коммуникативные, когнитивные, двигательные и социальные навыки, а у детей с нормальным темпом развития не только стимулируется процесс их психического становления, но и формируется чувство сопереживания и социальной компетентности.

2. Разновозрастные группы, в состав которых входят дети с различными нарушениями, но с одинаковым уровнем познавательного развития. Направленность обучения в таких группах предусматривает создание оптимальных условий для приобретения детьми навыков, необходимых для успешной социализации, - умения общаться, навыков саморегуляции, совместной игры и деятельности.

3. Группы, которые посещают дети с ОВЗ и различным уровнем познавательного развития – от примерной возрастной нормы и до выраженной интеллектуальной недостаточности. Здесь кроме комфортных условий для обучения и взаимодействия всех участников группы оказывается постоянная и наглядная помощь родителям в овладении оптимальными способами взаимодействия со своим ребёнком, учитывающими и его индивидуальные особенности, и уровень его развития.

Задачи работы:

1. Оказание помощи детям раннего возраста с ОВЗ и их семьям.

2. Обеспечение социализации детей с ОВЗ.

3. Адаптация детей с ОВЗ к поступлению в общеобразовательные или специальные образовательные учреждения.

4. Всестороннее гармоничное развитие личности ребёнка в процессе специально организованной предметно-игровой деятельности.

5. Помощь и поддержка в организации стимулирующего общения и совместного досуга детей и родителей.

При этом большое внимание уделяется коррекционно-педагогическому воздействию:

1. дифференцированной комплексной диагностике и коррекции основного нарушения и вторично связанных с ним отклонений

2. поддержанию в группе наиболее благоприятных условий для всестороннего личностного развития ребёнка с учётом характера и структуры дефекта.

3. формированию культуры общения между детьми и со взрослыми, созданию условий для освоения нравственных ценностей.

4. разработке и уточнению индивидуальных маршрутов воспитания, обучения и развития каждого ребёнка.

5. стимуляция познавательной активности с использованием разнообразных методов воспитания, обучения и условий предметно-развивающей среды.

6. укреплению физического и психического здоровья детей при поддержании атмосферы эмоциональной доброжелательности и с учётом индивидуальных возможностей детей раннего возраста.

7. формированию творческих способностей и личностной культуры ребёнка средствами художественно-эстетического воспитания.

8. развитию интеллектуальных и речевых способностей.

9. подготовке ребёнка к последующему расширению опыта взаимодействия со взрослыми и сверстниками  в разнообразных условиях коммуникации и социального окружения.

Своеобразие деятельности групп кратковременного пребывания при ПМС-центрах состоит в том, что всё взаимодействие с ребёнком в тесном контакте с родителями. Родитель – активный участник.      

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.