Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Маклыгин Александр Львович. Импровизируем на фортепиано



Маклыгин Александр Львович

Импровизируем на фортепиано

А.Л.Маклыгин — музыковед. Педагог, автор новой методики обучения музыке посредством импровизации. Учебное пособие «Импровизируем на фортепиано» в двух частях адресовано преподавателям ДМШ — пианистам и теоретикам. Является создателем уникального ансамбля «Импровиз-рояль», демонстрирующего искусство единовременной коллективной импровизации.

Маклыгин отвергает идею, что импровизация — дело особо одаренных детей. Он считает. Что в каждом ребенке заложена способность к устному звукотворчству. Предпосылки — в устном фольклоре.

Значимые аспекты:

1. Психоэмоциональность. Для успешного ведения курса необходимо желание и воля. При преодолении сложностей у учеников не хватает воли, для ее воспитания следует обратиться к честолюбию ученика и родителей.

2. Психологический комфорт. Зажатость может быть вызвана боязнью инструмента, авторитарностью педагога. Эффективным является путь, когда импровизацию ведет педагог по специальности. С первых уроков ребенок должен чувствовать успешность своих действий. Педагог должен демонстрировать ученику свое «восхищение», «радость» по поводу его игры. Ребенок должен чувствовать азарт, веру в свои возможности. По мере нарастающего интереса ученика, эмоциональная эйфория педагога может снижаться. Не всегда уместны арифметические оценки на первых порах.

3. Уроки импровизации- это уроки совместного музицирования педагога и ученика. В этом тоже есть эмоциональный эффект: ученик с первых уроков чувствует себя музыкантом, на равных с педагогом. Ансамблевое музицирование удобно по причине того, что принцип копирования и подражания естественным образом отвечает детской натуре.

Ансамблевое обучение предполагает использование двух инструментов в классе. За первым ученик, за вторым — педагог. Ученик сразу должен ощущать собственное пространство и получать всю необходимую информацию со второго инструмента, т. е. На расстоянии и на слух. Должен быть исключен показ с клавиш на одном инструменте Следует деликатно запретить ученику смотреть на клавиатуру второго инструмента. Все, что показывает педагог, точнее озвучивает — воспринимается на слух и переносится учеником на собственный инструмент.

4. Практически это слуховой анализ, «инструментальное сольфеджио» Только посредством двух инструментов. Такой принцип присутствовал в американской традиции обучения джазу.

Занятия по импровизации могут проходить как по индивидуальной. Так и по групповой форме обучения., во втором случае нужно следующее:

ñ количество учеников не более 3-х 9с увеличением времени до полутора учебных часов на группу)

ñ располагаются ученики по правую руку от играющего ученика, чтобы пространство между двумя инстврументами было свободным

ñ упражнения учениками выполняются поочередно (эстафета). Причем желательно. Чтобы порядок отражал уровень их способностей: «самый талантливый», «очень талантливый», «просто талантливый».

Групповая форма позволяет ученикам слушать варианты своих сверстников, что также бывает поучительно. Она дает возможность ввести ансамблевое музицирование между самими ученикам, когда наиболее подвинутый выступает в роли педагога. В случае творческой ровности можно ввести игру «карусель2, когда при непрерывном музицировании ученики и учитель сменяют друг друга по кругу, переходя от одного инструмента к другому. Игру лучше проводить в конце урока в силу яркого эмоционального и соревновательного действия и в основу брать материал уже достаточно закрепленный «в руках» учеников

Важным элементом раннего обучения импровизации является использование с первого урока сразу двух рук на клавиатуре. Не является трагичным некоторая «корявость» в постановке рук. Важнее психологически естественное чувство комфорта, ансамблевого музицирования.

Нотная фиксация на начальном этапе вообще может отсутствовать: музыка осваивается через звуки, а не через ноты. В последующем большую часть тетради ученика составляют всевозможные каталоги (фактур, моделей форм, орнаментики, гармонических оборотов) играющие роль вспомогательного средства в развитии слуховой памяти.

1 выпуск учебного пособия включает комплекс по развитию элементарных гармонических навыков и простейших способов орнаментации аккордов

Материал базируется на традиционной диатонической мажоро-минорной системе. Тональная гармония, консонантная аккордика явлется исходным материалом в становлении инструментального мышления юного музыканта. На базе аккордовой гармонии возможно формирование навыков полифонической импровизации

Аккорд и аккордовые обороты являются благоприятной «площадкой» для конструирования вначале мелодико-фигурационных, а затем и мелодико-мотивных линий.

Наряду с диатонической ладовостью предполагаются включение элементов пентатоники и блюзовой гаммы.

Содержание 1-й тетради:

1. «Первый аккорд» (о мажорном трезвучии) :

ñ Знакомство на слух: исполнение аккорда как вертикали, введение его фигурационной «раскраски»

ñ Подбор учеником аккорда на слух, по принципу «учитель-ученик», с инструмента на инструмент. Ключевую роль в становлении гармонического мышления играет левая рука, выполняющая функцию аккордовой поддержки фактуры, «игра в прятки»

ñ Та же последовательность для правой руки

ñ Соединение двух рук

2. Доминанта

3. Раскрашиваем аккорд

4. Строим квадрат

5. Субдоминанта

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.