Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВИДЫ РАБОТ: 1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных).



 

Глобальное чтение. Начальный этап
Сегодня мы поговорим о методике «Глобального чтения». Суть методики состоит в том, что ребенку показывают таблички со словами, озвучивая их, и соответствующие картинки на несколько секунд. Ребенок учится узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Обучение «Глобальному чтению» позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, «Глобальное чтение» развивает зрительное внимание и память.

Обучение чтению целесообразно вести по трем направлениям:
— глобальное чтение (целыми словами);
— послоговое чтение;
— аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение.

Занятие строится по принципу чередования всех трех направлений, так как каждый из этих типов чтения задействует различные языковые механизмы ребенка.

«Глобальное чтение» опирается на хорошую зрительную память ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом, и набор букв сразу обретает конкретный смысл. Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью произношения.

Используя приемы побуквенного чтения, мы помогаем ребенку освоить звукоподражания, поиграть в «конструктор из букв», научиться различать АУ и УА, например, КОТа и КИТа, МЫШКу и МИШКу.

Обучение «Глобальному чтению» позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, «Глобальное чтение» развивает зрительное внимание и память.

Необходимо сказать, что использовать методику «Глобального чтения» в коррекционно-развивающей работе с детьми предлагали: педагог Мария Монтессори, врач-физиотерапевт Гленн Доман, сурдопедагог Рау Н. А. Гленн Доман разработал и подробно описал методику обучения с помощью «Глобального чтения» для детей1, которые родились с различными органическими повреждениями мозга.

В классическом варианте обучения чтению (аналитическому) мы идем от буквы к слову, в методике «Глобального чтения» мы идем в обратном порядке, от слова. Гленн Доман предположил, что это более физиологичный способ, т. к. люди мыслят и оперируют целыми словами. Такое упражнение повторяется многократно в течение дня.

Гленн Доман настаивал на раннем начале обучения, утверждая, что активное развитие и формирование клеток головного мозга происходит у ребенка от 0 до 3-х лет. Важно отметить, что в настоящее время данная методика раннего обучения чтению используется многими родителями с детьми, у которых нет нарушений, для более продуктивного речевого и когнитивного развития.

В последствие, некоторые дефектологи, логопеды, сурдопедагоги адаптировали методику «Глобального чтения» для коррекционной работы с детьми различных категорий. Так, Б. Д. Корсунская предложила использовать методику «Глобального чтения» в работе с глухими дошкольниками; подробно принципы метода изложены в книге «Методика обучения глухих дошкольников речи» (1969 г.)2. В программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой3 выделен блок «Альтернативное чтение», который включает в себя раздел обучения «Глобальному чтению» детей данной категории. В книге Л. Г. Нуриевой «Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки»4 подробно описана методика работы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) «Глобальному чтению».

Для занятий на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт черный. Высота букв – от 2 до 5 сантиметров.

При обучении «Глобальному чтению» необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

ВИДЫ РАБОТ: 1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных).

Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, снабдив его соответствующими печатными надписями. На отдельных карточках надписи дублируются. Ребенок учится подбирать одинаковые слова, затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются. От ребенка требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить ее к рисунку. Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.