Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Информационная база анализа оценки кризисного состояния предприятия



 

БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Институт несостоятельности и банкротства позволяет ре­шить две задачи: во-первых, обеспечить должнику защиту от кредиторов, требования которых он не в состоянии удовлетво­рить; во-вторых, защитить интересы каждого кредитора от не­правомерных действий должника и других кредиторов, обеспе­чив сохранность имущества и справедливое его распределение между кредиторами.

       С экономической точки зрения наиболее важная задача за­конодательства о банкротстве — спасение предприятия при ус­ловии соблюдения интересов кредиторов. И не важно, про­изойдет ли это спасение при сохранении организационно-правовой формы путем проведения реорганизационных проце­дур или же посредством продажи предприятия новому владель­цу. Сама процедура банкротства есть инструмент передачи имущества от того, кто терпит на нем убытки, тому, кто сможет или, во всех всяком случае, надеется получить прибыль.

Законодательными актами, регулирующими процедуру несо­стоятельности и банкротства в нашей стране за десятилетний период проведения рыночных преобразований, являются: Закон 1992 г., Закон РФ от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятель­ности (банкротстве)» и Закон РФ от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Все три этих закона в первую очередь называются «о несостоятельности» и только потом в скобках указывается — «о банкротстве». Очевидно, что несостоятельность и есть кризисное состояние предприятия.

Кризисная ситуация — это особая ситуация, которая харак­теризуется повышенным риском банкротства, слабой конку­рентной позицией, финансовой неустойчивостью.

    Банкротство является крайней формой кризисного состоя­ния, когда предприятие не в состоянии оплатить кредиторскую задолженность и восстановить платежеспособность за счет соб­ственных источников дохода.

Внешним признаком несостоятельности (банкротства) пред­приятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обес­печить выполнение требований кредиторов в течение трех ме­сяцев со дня наступления сроков их исполнения. При этом сумма платежа составляет не менее 500 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда), установленных законодательством.

Все процедуры, применяемые к предприятиям-должникам, можно разделить на две группы:

1) реорганизационные - досудебная санация; наблюдение;
финансовое оздоровление; внешнее управление имуществом
предприятия-должника.

2) ликвидационные — принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда; добровольная
ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

 

 

Информационная база анализа оценки кризисного состояния предприятия

 

Информационной базой для проведения анализа состояния предприятия является следующая бухгалтерская отчетность:

· форма № 1 «Бухгалтерский баланс» и приложение к балансу;

· форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

· форма № 3 «Отчет об изменении капитала»;

· форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»;

· форма № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу»;

· форма № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств».

Финансовое состояние предприятия характеризуется разме­щением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пас­сивов). Эти сведения предоставляются в бухгалтерском балансе (форма № 1), отчете о финансовых результатах (форма № 2) и приложениях к балансу.

Сигнальным показателем, в котором проявляется финансовое состояние, выступает платежеспособность предприятия (т.е. спо­собность вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков, кредиторов, персонала, бюджета и т.д.). Финансовое по­ложение определяется совокупностью хозяйственных факторов предприятия и является обобщающим показателем. Поэтому программу углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно представить следующим образом.

1. Предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования.

1.1. Характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности.

1.2. Выявление «больных» статей отчетности.

2. Оценка и анализ экономического потенциала субъекта хозяйствования.

2.1. Оценка имущественного положения.

2.1.1. Построение аналитического баланса-нетто.

2.1.2. Вертикальный анализ баланса.

2.1.3. Горизонтальный анализ баланса.

2.1.4. Анализ качественных сдвигов в имущественном положении.

2.2. Оценка финансового положения.

2.2.1. Оценка ликвидности.

2.2.2. Оценка финансовой устойчивости.

3. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйствен­ной деятельности субъекта хозяйствования.

3.1. Оценка производственной (основной) деятельности.

3.2. Анализ рентабельности.

3.3. Оценка положения на рынке ценных бумаг.

В общем виде схема анализа хозяйственной деятельности предприятия представлена на рис. 1.4.

Деление анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся разделением системы бухгалтерского учета на финансовый и управленческий учет, которое несколько условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего, и наоборот. Оба вида анализа подпитывают друг друга информацией.

Внешний анализ проводится на основе данных публичной отчетности, которые содержат лишь весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия.

Особенности внешнего анализа:

· множественность субъектов анализа, и пользователей информации о деятельности предприятия;

· разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

· наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;

· ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

· ограниченность задач анализа как следствие предыдущей особенности;

· максимальная открытость результатов анализа для поль­зователей информации о деятельности предприятия.

Особенности внутрихозяйственного анализа:

· ориентация результатов анализа на свое руководство;

· использование всех источников информации для анализа;

· отсутствие регламентации анализа;

· изучение всех сторон деятельности предприятия;

· интеграция учета, анализа, планирования и принятия решения;

· максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

 

Рис. 1.4. Схема проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.