Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Доклад. Управление вдохом



 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Доклад

На тему Страх выступления перед аудиторией. Дыхание, голос»

по дисциплине «Техника публичных выступлений»

 

 

Выполнил:

студент группы ГМУ/б-19-1-о

Саитмамбетов М.Р.

 

Проверил:

Бунецкий Л.Л.

 

Севастополь

2020 г.

 

Организация дыхания

Дыхание, помимо чисто физиологической функции, выполняет еще одну специфическую роль: оно служит энергетической базой речи. Такое дыхание называется фонационным (греч. Phone — «звук»), или речевым. Обучаться самому процессу дыхания, конечно, не следует. Это процесс произвольный. Нужно вырабатывать правильное дыхание и умение владеть им.

В повседневной речи фонационное дыхание обычно не вызывает затруднений, поскольку наша речь чаще всего носит диалогический характер (цепь чередующихся реплик собеседников). Дыхание в этом случае свободно справляется с обслуживанием такой речи.

При публичном выступлении характер речи резко меняется, она принимает форму монолога. Кроме того, размеры помещений, те или иные их акустические данные, наполненность аудитории требуют от выступающего различного напряжения голоса. А полное владение голосом возможно только при хорошо поставленном дыхании. Это ставит перед нетренированным дыханием задачи, с которыми оно не может справиться. Нередко у выступающего не хватает воздуха, чтобы закончить фразу, он вынужден прервать ее для вдоха (шумно хватает на середине фразы воздух). Энергичное начало фразы часто сменяется едва слышным ее окончанием, поскольку весь запас воздуха оказался израсходованным на первых же словах. Иногда оратор перенапрягает голосовые связки, не подозревая, что для усиления звука ему надо лишь обратить внимание на дыхание, научиться сознательно им распоряжаться.

Процесс дыхания начинается с дыхательных путей. Воздух, попадая в носовую полость, идет через верхнюю и нижнюю части глотки, потом через гортань и дыхательное горло, проходит через бронхи и их разветвления и попадает в легочные пузырьки, альвеолы легких. Смена воздуха происходит путем вдоха и выдоха, причем некоторый запас воздуха в легких всегда остается.

При подготовке дыхания оратору следует вырабатывать, прежде всего, активный вдох и выдох, воспитывать работу мышц, управляющих этими процессами. Вдох — процесс активный, он вызывается расширением грудной клетки. Выдох — процесс пассивный. Он связан с расслаблением мышц, произвольным опусканием рёбер и уменьшением за счёт этого размеров грудной клетки.

Дыхание регулируется с помощью мускулов-антагонистов: одни сокращаются при вдохе, другие — при выдохе. Наиболее интересной из этих мышц является диафрагма. Диафрагма — это так называемая мышечная пластинка куполообразной формы с сухожилием в центре. Она участвует как во вдохе, так и в выдохе. Она расположена между легкими и брюшной полостью и разделяет их.

Между нетренированным дыханием и воспитанным дыханием лектора, педагога, артиста имеются существенные различия. В обыденной жизни ритм дыхания следующий: вдох — выдох — пауза — вдох и т. д. Причем вдох и выдох почти равны между собой (выдох на одну секунду длиннее вдоха). При тренированном дыхании вдох должен быть коротким, а выдох длинным. После того как взят вдох, делается задержка дыхания, необходимая для активизации голосовых связок, затем происходит медленный выдох. Тогда ритм дыхания следующий: вдох — пауза — выдох — пауза — вдох и т. д. Для этого нужно, чтобы диафрагма как можно эластичнее делалась куполообразной, а грудная клетка не слишком быстро при выдохе спадала. Спонтанного выдоха при произнесении речи мало, его продлевают паузой. Известно, что голосовые звуки мы произносим только при выдохе. Развитое дыхание характеризуется тремя элементами: сокращением диафрагмы и ее уплощением, расширением межреберных мышц и грудной клетки, поднятием нижних стенок или косых мышц брюшного пресса.

Необходимо научиться соизмерять количество вбираемого воздуха с потребностью его расходования в речи. Нужно брать воздух в меру, так, чтобы было приятно, никогда не переполнять легкие воздухом и не задерживать его. Во время речи воздух, имеющийся в легких, не надо до конца выдыхать. Воспитывать дыхание рекомендуется на замедленной речи.

Существуют следующие типы дыхания:

  • 1. Ключичное (или плечевое), когда во вдохе и выдохе участвует лишь верхняя часть легких, а их средняя и нижняя части и межреберные мышцы остаются в бездействии. Для звукообразования это самое поверхностное дыхание, которого, как правило, недостаточно для продолжительного выдоха. Такое дыхание наблюдается у женщин.
  • 2. Грудное, когда во вдохе участвуют верхняя и средняя части легких, межреберные мышцы подключаются не полностью. Такое дыхание часто применяется пловцами.
  • 3. Боковое (или реберное), когда расширяются межреберные мышцы в боковой и задней частях грудной полости. Такое дыхание необходимо спортсменам, занимающимся борьбой.
  • 4. Брюшное (или диафрагматическое), когда объем легких увеличивается или уменьшается за счет движения диафрагмы. Она участвует как во вдохе, так и в выдохе. Такое дыхание особенно развито у артистов цирка, занимающихся акробатикой и эквилибристикой.
  • 5.Смешанно-диафрагматическоедыхание. Это дыхание объединяет диафрагматическое (брюшное) и боковое (реберное). Практикой доказано, что этот тип дыхания в ораторском искусстве, в педагогической работе и в работе драматических и эстрадных актеров — самый приемлемый.

Речевое дыхание отличается от обычного более активным характером. Чтобы обеспечить нормальное звучание голоса, надо заставить энергично работать все мышцы, участвующие в процессе дыхания. Сознательно и до автоматизма воздействуя на ту или иную группу мышц, можно выработать необходимый для речи тип дыхания. Наилучшим, как сказано выше, является смешанно-диафрагматическое дыхание, при котором создаются наиболее благоприятные условия для речи. Речь становится активной и плавной.

При укреплении дыхания необходимо отрабатывать следующие элементы дыхательного процесса.

  • 1. Сокращение диафрагмы. Диафрагма при вдохе сокращается, выпрямляется, становится более плоской, давит на внутренности, отчего наружные стенки живота несколько выпячиваются вперед.
  • 2. Небольшое расширение грудной клетки вперед и в середину. Легкие заполняются воздухом, и грудная клетка используется как резонатор.
  • 3. Подтягивание нижних мыши, брюшного пресса. Это делается для опоры звука и удержания диафрагмы в сокращенном состоянии. Легкие заполняются воздухом без использования ключичного дыхания, плечевой пояс остается в покое.

Смешанно-диафрагматическое дыхание воспитывается и укрепляется ежедневными систематическими упражнениями. Заниматься следует в проветренном помещении. Желудок не должен быть переполнен.

Основная цель тренировки дыхания заключается в том, чтобы произносимый звук был естественным. Для этого дыхание должно быть свободным, равномерным, длительным. Вдох производится легко и бесшумно, глубоко.

Плечи при вдохе не поднимаются — это свидетельство поверхностного дыхания. Вдох подготавливает весь речевой аппарат к звучанию.

В специальной литературе содержится немало упражнений, позволяющих тренировать речевое дыхание. Можно воспользоваться наиболее популярными из них, приведенными ниже. Чтобы достичь положительных результатов, эти упражнения следует делать ежедневно, лучше после утренней зарядки, не более трех раз подряд каждое. Главное в том, чтобы достичь автоматизма в легкости и правильности дыхания, а в дальнейшей работе не думать о нем, получать удовольствие от своей плавной и легкой речи.

Управление вдохом



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.