Упражнения с четками.
Упражнения с четками.
Перебирание пальцами четок или бус (лучше использовать природный материал-дерево, желуди, орехи и т.д.) позволяет сосредоточить внимание н форме перебираемых четок, постепенно снижая(для возбудимых детей с повышенным темпом деятельности) или увеличивая темп(для детей с замедленным темпом деятельности). Перебирание четок нормализует ритм дыхания, успокаивает.
Полезно перебирать четки или бусы, сопровождая движение рук речью-чтением стихотворения либо скороговорки.
Упражнения с палочками и карандашами
Большинство упражнений выполняются для каждой руки попеременно, затем двумя руками одновременно с двумя палочками.
Упражнения с мячами
Первая проблема при работе с мячами, выдержать бурную реакцию, которая немедленно возникает, когда мячи розданы детям.
Чтобы ребенок почувствовал мяч в своей руке, полезно попросить детей закрыть глаза и почувствовать мяч: какой он теплый или холодный, легкий или тяжелый, круглый, гладкий и т.д. Следует обратить внимание детей на дыхание. Оно должно быть ровным и спокойным.
Эффективными упражнениями для развития мелкой моторики у детей с ДЦП являются: шнуровка, собирание пирамидок, матрешек, мозаик, паззлов, рисование в воздухе, застегивание молний, пуговиц, крючков, сжимание поролоновых шариков и пищащих игрушек, перебор крупы, наматывание тонкой проволоки на катушку или собственный пальчик, лепка, работа со спичками, сортировка монет и другие упражнения. Можно поработать с трафаретом или лекалом. Ребенок накладывает трафарет с различными геометрическими фигурами на бумагу и карандашом обрисовывает знакомые формы. Затем он снимает трафарет, и каждую фигуру делит на параллельные линии или штрихи. На последующих занятиях малыш может из геометрических фигур составлять смысловые композиции, предметы или просто заштриховывать их. Подобные упражнения способствуют не только укреплению мышц, но и глазомера, образного и логического мышления.
Необходимы занятия по развитию чувствительности кончиков пальцев. Они проводятся при помощи предметов и игрушек различной шероховатости. Также можно поглаживать кончики пальцев плотной щеточкой.
Очень важны упражнения на формирование хватательной функции рук. В течение 1 минуты следует чередовать потряхивание руки ребенка за середину предплечья и ее поглаживания. Далее необходимо вызвать у малыша внимание к собственным ручкам. Для этого рука захватывается в предплечье и плавно поднимается вверх. Ее немного потряхивают и опускают на губы ребенка. Затем вновь поднимают, и так 4 - 5 раз. Когда у ребенка появляются сосательные движения, ручки ненадолго следует удерживать около рта, чтобы малыш попытался захватить их губами.
Затем проводят массаж кистей рук при помощи ворсистой щетки. Ею водят по наружной стороне кулака от кончиков пальцев до запястья. Такие движения вызывают распрямление кулака и веерообразное разведение пальчиков. Проводится 4 – 6 раз с каждой рукой.
Ребенок не может приподнять голову, вывести плечи вперед, а впоследствии он не может переворачиваться и садиться. Для устранения этого рефлекса хороший результат дает "поза эмбриона". 1. Конечности больного с помощью постоянного легкого потряхивания группируют в положение максимального сгибания, голову приводят к груди в среднем положении, руки сгибают на груди, а ноги либо приводят к животу, либо, при высоком тонусе приводящих мышц, слегка разводят. Такое положение способствует растягиванию ранее укороченных мышц, а дополнительные постоянные покачивания в этом положении способствуют расслаблению и нормализации мышечного тонуса. 2. На большом мяче. Ребенок лежит животом на мяче, руки вытянуты вдоль мяча, ноги вытянуты вдоль мяча и разведены. Качание на мяче взад-вперед, с боку на бок. На животе ЛТР проявляется напряжением мышц-сгибателей (флексоров) тела. Голова и руки сгибаются к груди, а ноги приводятся к животу. Ребенок не может поднять голову, разогнуть руки, туловище. Это лишает его возможности опереться, приподняться, а в дальнейшем сесть, встать. 3. На мяче. Ребенок лежит на спине, ноги вытянуты вдоль мяча (придерживать рукой). Голова откинута назад, руки расслаблены и откинуты за голову. Прокатывание на мяче взад-вперед. Тонический шейный симметричный (ТШР) - при наклоне головы вперед-вниз повышается тонус мышц - сгибателей верхних и разгибателей нижних конечностей. Ребенок не может попеременно сгибать и разгибать ноги, не может изолированно двигать головой, на вызывая содружественные движения конечностей. 4. Для торможения ТШР в исходном положении на животе, с подложенной под грудь подушечкой, ребенку удерживают голову в среднем положении и проводят пассивные выпрямления рук с опорой на ладонь. 5. В исходном положении лежа на спине. Ноги максимально разведены и развернуты кнаружи и упираются в бедра занимающегося, проводят пассивные присаживания. 6. В исходном положении на четвереньках с мячом или валиком под грудью. Если у ребенка резко выражено подошвенное сгибание стоп, их следует опустить за край опоры. Пассивно проводится сгибание головы, удерживая выпрямленные руки и согнутые ноги. 7. В исходном положении на четвереньках с мячом или валиком под грудью с разогнутыми ногами и согнутыми в локтевых суставах руками, проводится пассивное разгибание головы и удержание согнутых рук и разогнутых ног. Тонический шейный асимметричный рефлекс зависит от ротационных движений в шейном отделе позвоночника. Ротация головы в сторону усиливает тонус разгтбателей конечностей на стороне, куда повернуто лицо и тонус сгибателей со стороны, куда повернут затылок. Гасится путем развития асимметричного установочного рефлекса. 8. Ребенок стоит на столе спиной к инструктору так, чтобы пятка свешивалась. Одна нога сгибается в колене и удерживается в этом положении инструктором. Затем ребенка наклоняют вниз с резким поворотом туловища за одноименную с ногой руку. Ребенок рефлекторно делает обратный поворот туловища и, выпрямляя ногу, поднимается. 9. Ребенок лежит на спине. Вслед за пассивным поворотом головы ребенка медленно поворачивают в ту же сторону его плечи и туловище. 10. Лежит на спине. Вслед за пассивным поворотом нижних конечностей и таза медленно поворачивают в ту же сторону плечи. 11. Ребенок свисает со стола лицом вниз на уровне талии. Удерживая за таз, сначала придают телу следующее положение: голова приподнята, ребенок смотрит вперед и вверх, тело дугой изогнуто вверх ("рыбка"). Руки сначала могут быть приведены к телу, по мере освоения этой позы добивать того, чтобы они были вытянуты вперед или раскинуты в стороны. Поднимания головы добиваются, стимулирую шейные мышцы и прямые мышцы спины (вдоль позвоночника). 12. Ребенок свисает со стола нижней частью тела. Голова приподнята (как в предыдущем упражнении), кисти рук упираются в стол на уровне плеч. Перед выполением упражнения ноги расслабить. Стимулируют брюшные мышцы и мышцы спины, придают задней половине тела изогнутое вверх положение ("рыбка ногами"). Сначала эти движения выполняет за ребенка инструктор, постепенно нужно добиваться самостоятельного удерживания позы при придании ребенку исходного положения. Продолжение: 13. "Рыбка на боку". Ребенок свисает с края стола боком. Руки вытянуты вперед, добиваться (сначала пассивно, потом активно) поднимания головы вверх, верхняя нога при этом тоже должна приподниматься вверх. 14. То же на мяче при покачивании взад вперед и с боку на бок. 15. То же при парении (ребенка удерживают в воздухе за талию).
упражнения на обучение движениям. 1. Тренировка поворотов из положения лежа на спине. Согнуть левую ногу ребенка в колене, стопу прижать одной рукой к столу, чтобы ребенок почувствовал опору на эту ногу. Прижимая стопу локтем руки, кистью взять за левую ручку, заставить ребенка согнуть ручку в локте, прижать его кисть к столу на уровне талии. Таким образом формируется опора для движения. При этом у Вас задействована одна рука. Второй рукой взять правую ручку ребенка и заставить его потянуться этой ручкой к локтю левой руки. Перехватив правую кисть другой рукой, быстро беретесь за правую стопу и тянетесь ею к столу рядом с левой стопой, упертой в стол. Таким образом, правая ручка и ножка делают почти одновременно перекрестное движение, и ребенок переворачивается на живот. В описании кажется, что это сложно, но Вы быстро натренируетесь. Таким же образом тренируете поворот направо, с опорой на правые ручку и ножку. Если во время упражнения ребенок "зажался", нужно добиться расслабления, стопы и кисти должны быть раскрыты с полноценной опорой. 2. Тренировка поворотов из положения на животе. Опираясь на согнутую в локте ручку, ножкой той же стороны тянетесь назад, одновременно противоположная ручка тянется вперед, дальше за голову на противоположную сторону перекрестным движением, а ножка той же стороны сгибается в колене и делает стопой отталкивающееся движение от стола. После нескольких повторений этих упражнений полезно несколько раз проделать цикл поворотов со спины на живот и наоборот. Продолжение: 3. Тренировка присаживаний. Лежа на спине обе ручки согнуть в локтях и прижать к столу на уровне талии, чтобы ребенок почувствовал опору на руки. Прижимая одну кисть к столу, потянуться другой рукой к колену с противоположной стороны, при этом ребенок должен присесть, и сразу же ту руку, которой тянулись к колену, кистью упереть в стол на уровне этого колена. То есть ребенок делает перекрестное движение рукой и присаживается с поворотом. Все то же повторить с онечностями другой стороны. Моя девочка нормальное присаживание освоила уже после всех движений, а садилась по собственному способу из положения на четвереньках. Тем не менее, это очень важное упражнение. Оно позволяет ребенку освоить переход к положению на четвереньках. 4. Тренировка опорности на кисти рук. Ребенок лежит животом на мяче так, чтобы его руки и ноги свободно свисали позади и впереди мяча. Придерживаете ребенка на мяче левой рукой за спинку. Подводите свою правую руку под ручки ребенка. Левой рукой качните мяч вперед, одновременно правой рукой как бы выбиваете руки ребенка вперед, так, чтобы, когда голова ребенка идет вниз, она выбросила руки вперед и оперлась на кисти рук. Это очень важное упражнение для тренировки опорности. Нормальные дети, если их взять и наклонить вниз головой, рефлекторно выбрасывают руки вперед перед головой. У ДЦПшек это движение отсутствует. 5. Развитие опорности на стопу. Также лежа на мяче, правой рукой качаете мяч назад (то есть наклон идет к ногам), а левой рукой добиваетесь того, чтобы ребенок оперся на ноги (прижать стопы, зафиксировать их, поерзать ножкой по столу, чтобы у ребенка формировался стереотип опоры). 6. На том же мяче. Упражнение направлено на тренировку умения держать равновесие. Без этого ребенок не сядет. Мы его делали не на столе, а на полу. Посадить ребенка на мяч сверху так, чтобы в любой момент при потере равновесия она могла прислониться к вашим коленям. Кистью одной руки берете ее кисть, тянетесь вниз и опираетесь на мяч. Мяч при этом наклоняется в ту же сторону. Одновременно другой рукой берете голову ребенка и наклоняете ее к плечику противоположной стороны. То есть рука идет вниз с опорой на мяч, а голова наклоняется в противоположную сторону. Делаете то же самое в противоположную сторону. 7. Тренировка этого же движения на столе. Ребенок сидит, свесив ноги вниз. Одной рукой придерживаете за плечи и наклоняете тело в сторону, другой рукой выдвигаете ее ручку и добиваетесь, чтобы она оперлась ею на стол. 8. На мяче поменьше - тренировка равновесия с помощью опоры на ноги. Ребенок сидит на мяче, ноги широко расставлены вдоль мяча. Одной рукой придерживаете ребенка на мяче за плечи, одновременно наклоняете мяч вперед, при этом другой рукой берете ножку и фиксируете стопу на столе, чтобы ребенок оперся на эту ногу. Повторить с другой ногой. 9. Тренировка перехода в положение на четвереньках. Ребенок лежит на столе на животе. Одну руку подводите под ее выпрямленные ручки, заставляете согнуться их в локтях и добиваетесь опоры на кисти. Второй рукой поочередно сгибаете ножки в коленях, так, чтобы она встала на коленки. 10. Тренировка ползания. На небольшом мяче. Ребенок лежит на мяче животом, кисти рук и колени должны упереться в стол (зафиксировать ручки, поерзать по столу, убедиться, что ребенок упирается руками). Ваша правая рука протянута между мячем и руками ребенка. Двигая поочередно своим локтем и ладонью, заставить ребенка переступать по столу руками. В это же время левой рукой двигаете мяч по столу вперед. Таким образом, ребенок как бы ползет на руках. Продолжение: 11. То же с движением ногами. Правой рукой придерживаете ребенка на мяче, одновременно двигая мяч вперед (ловкость рук!), а левой рукой передвигаете ее согнутые в коленях ноги. Нужно почувствовать, что ребенок упирается о стол коленями. 12. Еще одно упражнение на опорность рук. Ребенок лежит на вашей согнутой в локте левой руке над столом так, чтобы ее руки свешивались вперед. Подводите свою правую руку под ее руки, опирающиеся на стол (раскрытые ладошки!) и, как в упр.10, поочередно двигая своим локтем и кистью, заставляете ее перебирать по столу руками. Левая Ваша рука в это время движется над столом. Т.е. ребенок как бы идет на руках по столу. Это очень тяжелое для методиста упражнение, его хорошо делают папы. 13. Тренировка движений ногами при ползании. Ребенок стоит на столе на коленях. Ваша правая рука подведена под ее подмышки, она как бы висит на Вашей руке. Левой рукой поочередно передвигаете колени ребенка по столу, одновременно передвигая правую руку с ребенком вперед. 14. Полная тренировка опорности на руки и ноги на мяче. Ребенок лежит на мяче животом. Качая мяч одной рукой вперед и назад, второй рукой одновременно поочередно заставляете ее опираться то на кисти рук, то на стопы ног. 15.Формирование разгибательной установки для нижних конечностей. Ребенок лежит на столе, ноги максимально разведены и развернуты кнаружи и упираются стопами в Ваши бедра. Берете ребенка за ручки и присаживаете с переводом кистей рук в положение опоры на стол. 16. Формирование разгибательной установки рук. В положении на мяче на животе пригибаете головку вниз, удерживая руки в выпрямленном положении, а ноги согнутыми в коленях. 17. Развитие переступания - наше собственное изобретение. Ставим ребенка на собственные ступни и, придерживая за подмышки, ходим по комнате. Из нашего опыта я поняла, что, когда вы 10000 раз выполняете за ребенка какое-то движение, у него в мозгу возникает нужная цепь сигналов и вдруг он начинает это делать сам. Заниматься лучше перед едой. Еще нас в больнице научили, что даже неподвижному ребенку нужен простор, когда он видит вокруг себя не кровать, а целую комнату, легче возникает мотивация к движению. Поэтому ребенка вне сна мы держали прямо на полу, а сами в эту комнату входили, сняв тапки на пороге. Знаю из литературы (и мы это использовали), что заставить сосредоточить взгляд легче всего на предметах желтого цвета. Желаем всем удачи в лечении и много-много терпения.
|