Развитие мелкой моторики
Начинать занятия можно с самомассажа:
- Упражнение, в котором детки сами себе будут разминать кисти рук. «Руки замерзли»;
- Упражнение «одеваем перчатки» - натягиваем на каждый палец перчатку;
- Каждый палец перетираем от основания к ногтю;
- Упражнение, в котором предлагают детками рисовать каждым пальчиком в воздухе;
- Сгибать каждый палец по очереди;
- Выпрямлять каждый палец по очереди;
- Большой палец дети втягивают вверх, а все остальные сжаты в кулак – «флажок»;
- В этом упражнении одну руку следует согнуть в кулак, а второй рукой накрыть этот кулак горизонтально – «стол»;
- Также, согнуть одну руку в кулак, а вторую прислонить ладошкой горизонтально – «стул»;
- Предложите детям сильно прижать ладонь к столу или к другой ладони, и по очереди отнимать каждый пальчик – «пальчики приклеились»;
- В этом упражнении нужно соединить большой, указательный, средний и безымянный пальцы, а мизинец вытянуть вверх – «собака»;
- Для начала скрестите пальцы, затем поднимите руки вверх, и растопырьте пальчики – у вас получаться «солнечные лучи»;
- Поочередно выполняйте упражнения – сожмите руку в кулак, затем поставьте ладонь ребром на стол, затем прижмите ладонь к столу. Можете постепенно ускорять темп выполнения – «кулак, ребро, ладонь».
Упражнения для развития тонких движений пальцев рук:
- «пальчики здороваются» - для начала нужно закрепить с детьми названия каждого пальчика. Затем кончиком большого пальца поочередно дотроньтесь до каждого кончика остальных пальцев (здесь и далее сначала упражнение выполняйте ведущей рукой, затем второй рукой, и дальше обеими руками, от большого пальца к мизинцу, и наоборот);
- Пальцы одной руки одновременно «здороваются» с пальцами второй руки;
- Упражнение «Оса» - выпрямите указательный палец и вращайте им;
- «Коза» - выпрямление указательного пальца и мизинца;
- Образуйте два кружка, соединив кончики большого и указательного пальцев;
- «Зайчик» или «Ушки» - сожмите пальцы в кулак и выпрямите только указательный и средний пальцы;
- «деревья» - все пальцы широко расставлены.
Все эти игры и упражнения, описанные выше, превосходно развивают подвижность пальцев, выполнение изолированных движений, а также способствуют развитию точности движений пальчиков.
В упражнениях так же рекомендуют использовать карандаш. Предложите детям следующее:
- Обвести по контуру любую фигуру или предмет;
- Нарисовать какой-либо предмет по точкам;
- Рисовать штрихи в разных направлениях, используя при этом трафареты;
- Провести карандашом по узкой дорожке и при этом не завести в сторону;
- «двойные рисунки» - очень интересный вид упражнений, в котором дети рисуют различные обеими руками, это могут различные геометрические фигуры, либо художественный рисунок (рисовать предлагается или одновременно два одинаковых предмета, либо один рисунок двумя руками, как бы дополняя его).
Для развития и улучшения координации движений рук рекомендовано выполнять упражнения:
- Упражнение выполняется под счет, при этом темп постепенно ускоряя, и строго исполняя словесные инструкции:
- левую руку в кулак, правую разжать, и наоборот;
- правую ладонь ставим на ребро, левую – сгибаем в кулак;
ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ – Утром встали пальчики- маленькие мальчики, Друг другу обрадовались, Здороваться начали. Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик…. (поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки) МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ (Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку) Один, два, три, четыре, пять, Вышли мышки погулять! Испугались кошки, спрятались опять.
ЕРШИ (Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку) (на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно). На реке камыши, расплескались там ерши Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке круг совсем малыши. (ставим - щекочем точечкой в серединке)
ШАЛУН (аналог всем известной сорок-вороны) (на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша) Наша Маша варила кашу Кашу сварила, малышей кормила. (на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов) Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, А этому - не дала. Он много шалил, Свою тарелку разбил. (со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
БЕЛОЧКА (по мотивам народной песенки) (поглаживаем руку, расправляя кулачок) Сидит белка на тележке, Продаёт свои орешки; (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому.
ПОСЧИТАЕМ.((сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно) Один-два-три-четыре-пять, Буду транспорт я считать: Автобус, лодка и мопед, Мотоцикл, велосипед, Автомобиль и самолёт, Корабль, поезд, вертолёт. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ (с мизинца- к большому пальцу) Это зайчонок, это бельчонок, Это лисёнок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
ПО ГРИБЫ Один, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел.
ГОСТИ Стала Маша гостей созывать: И Иван приди, и Степан приди, И Матвей приди, и Сергей приди, А Никитушка - ну, пожалуйста. Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.
СЕМЬЯ Этот пальчик - дедушка (большой), Этот пальчик - бабушка (указательный), Этот пальчик - папочка (средний), Этот пальчик - мамочка (безымянный), Этот пальчик - я (мизинец). Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).
Упражнения на мяче для детей с детским церебральным параличом
1. И.П. стоя на коленях на полу перед мячом, с опорой рук на мяч. Поочередно, поднимаясь на каждую ногу, встать на обе ноги, прокатиться по мячу вперед и вернуться назад в И.П.
2. И.П. лежа животом на мяче, руки с опорой на пол. Катание на животе вперед-назад, перебирая по полу руками. Вернуться в И.П.
3. И.П. лежа животом на мяче, опора на ноги. Круговые вращения на мяче, перебирая по полу ногами – в одну и другую сторону.
4. И.П. «верхом» на мяче. Качание из стороны в сторону, с поочередной опорой на каждую стопу.
5. И.П. боком на мяче, опираясь одной рукой на пол. Взрослый поддерживает. Катиться вперед-назад, перебирая опорной рукой по полу.
6. И.П. лежа спиной на мяче, взрослый поддерживает за руки. Ребенок выполняет подтягивание корпуса вперед с помощью рук. Вернуться в И.П.
7. И.П. стоя перед мячом. Катание одной ногой мяча, стопа находится сверху. Спину держать прямо. Повторить другой ногой.
8. И.П. сидя на мяче. Выполнить повороты туловища в стороны. Спина прямая.
9. И.П. сидя на мяче. Выполнить наклоны в стороны, опираясь поочередно на каждую стопу.
Для развития опорной функции стоп: рефлекторные упражнения
• Указательным и средним пальцами захватите ступни, а большим пальцем нажмите на подошву у основания пальцев – это вызывает сгибание стопы. Затем проведите с нажимом по внутреннему краю стопы к пятке и по наружному краю – к мизинцу. Происходит разгибание стопы.
• Точечный массаж стопы: надавить кончиком пальца в месте перехода тыла стопы в голень. Это вызывает тыльное сгибание стопы.
Развитие мелкой моторики
Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов.
Упражнения с монетами
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сначала выполняются движения одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно. Подбираются разные по массе и размеру монеты. Монеты размещаются на ладонной поверхности концевых фаланг пальцев. Ребенок должен научиться удерживать на кончиках пальцев монеты от самых тяжелых до самых легких. Упражнения сначала выполняются с открытыми глазами, а затем-с открытыми.
|