|
|||
Незавершенный роман Лемонтова «Княгиня Лиговсвкая».21. Незавершенный роман Лемонтова «Княгиня Лиговсвкая». «Княгиня Лиговская», незавершенный социально-психологический роман Лермонтова (1836 г.). Место действия — Петербург 1830-х гг., основа сюжета — история отношений главного героя гвардейского офицера Печорина с его бывшей возлюбленной княгиней Верой Лиговской и конфликт между Печориным и бедным чиновником из дворян Красинским. Образ Печорина во многом автобиографичен. Сюжетная линия Печорин — Негурова воспроизводит отношения Лермонтова с Е.А. Сушковой (ср. письмо Лермонтова к А.М. Верещагиной, весна 1835 г.). Прототипы Веры и князя Лиговского — В.А. Лопухина и ее муж Н.Ф. Бахметьев (ср. те же имена в драме «Два брата», январь 1836 г.). Биография Печорина построена параллельно личной биографии автора: «...я вместо фрака московского недоросля или студенческого сертука, ношу мундир с эполетами...». Вместе с тем Печорин — это уже и попытка создания характера, стремление к определенному обобщению. В нем отчетливы некоторые типичные черты светского молодого человека: циничный скептицизм, внутренняя опустошенность, душевная черствость, стремление играть заметную роль в свете, который он презирает. В то же время Печорин — натура незаурядная; независимость суждений, аналитический ум, способность критического осмысления действительности выделяют его из окружающей среды. Фигура Печорина подсказана, вероятно, «Евгением Онегиным», причем Лермонтов намеренно подчеркивает эту связь: см. эпиграф к гл. 1 («Поди! — поди! раздался крик!»); реминисценция из Пушкина и сама фамилия Печорин, которая, как заметил В.Г. Белинский, «незримо» связывает его с Онегиным. В рукописи гл. 1 — характерная описка: вместо «Печорин» Лермонтов написал «Евгений». Печорину в романе противостоит Красинский. Возможно, существовал какой-то прототип и этого образа: в период работы над романом Лермонтов постоянно встречался с приятелями и сослуживцами С.А. Раевского — чиновниками департамента государственных имуществ. В результате этих общений, вероятно, и возник образ мелкого чиновника и был найден социальный по своей природе сюжетный конфликт — столкновение обедневшего и фактически лишенного сословных привилегий дворянина с блестящим гвардейцем-аристократом. Описан Красинский контрастно образу Печорина: последний невысок и некрасив, Красинский же «высокого роста» и «удивительно хорош собою». Напряженное мироощущение Красинского и его интенсивная эмоциональность роднят его с «неистовыми» героями раннего Лермонтова. Однако в художественной системе социально-бытового реализма «неистовые» порывы неизбежно утрачивали свой масштаб и трансформировались в «мелочную ненависть» или же в социальный эгоизм с весьма ограниченными жизненными целями: «Деньги, деньги и одни деньги, на что им красота, ум и сердце? О, я буду богат непременно, во что бы то ни стало, и тогда заставлю это общество отдать мне должную справедливость». Это признание обнаруживает в Красинском не столько родство с «маленьким» гоголевским чиновником, сколько с тем протестующим против унижения, стремящимся пробраться «наверх» жителем большого города, который впоследствии будет описан Ф.М. Достоевским. Наметившаяся в этом образе тенденция к измельчанию «неистового» героя, по-видимому, противоречила намерениям автора в отношении Красинского; во всяком случае, Лермонтов принимает меры, чтобы помешать развенчанию своего героя, подчеркнуть его значительность. Этой задаче служит, в частности, прием замедленного раскрытия характера Красинского, создающий вокруг него ореол некоторой таинственности.
|
|||
|