Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Роль музыки и эпилога в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»



 

27. Состав натуральной школы.«Натуральная школа» – условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов.
Основные представители: Тургенев, Достоевский, Григорович, Герцен, Гончаров, Некрасов, Панаев, Даль, Чернышевский, Салтыков-Щедрин и другие.
Теоретик – В. Г. Белинский.
Главные издания – альманахи «Физиология Петербурга» (1845) и «Петербургский сборник» (1846).

Формирование «Н.ш.» относится к 1842-1845 годам, когда группа писателей (Н.А.Некрасов, Д.В.Григорович, И.С.Тургенев, А.И.Герцен, И.И.Панаев, Е.П.Гребенка, В.И.Даль) объединились под идейным влиянием Белинского в журнале «Отечественные записки». Несколько позднее там печатались Ф.М.Достоевский и М.Е.Салтыков. Писатели эти выступали также в сборниках «Физиология Петербурга» (ч. 1-2, 1845), «Петербургский сборник» (1846), которые стали программными для «Н.ш.». Первый из них состоял из так называемых «физиологических очерков», представлявших непосредственные наблюдения, зарисовки, как бы снимки с натуры – физиологию жизни большого города. Жанр этот возник во Франции в 20-30-е годы 19 века и оказал известное влияние на развитие русского «физиологического очерка». Сборник «Физиология Петербурга» характеризовал типы и быт тружеников, мелких чиновников, деклассированного люда столицы, был проникнут критическим отношением к действительности. «Петербургский сборник» отличался разнообразием жанров, оригинальностью молодых талантов. В нем напечатаны первая повесть Ф.М.Достоевского «Бедные люди», произведения Некрасова, Герцена, Тургенева и др. С 1847 года органом «Н.ш.» становится журнал «Современник». В нем опубликованы «Записки охотника» Тургенева, «Обыкновенная история» И.А.Гончарова, «Кто виноват?» Герцена и другие. Манифестом «Н.ш.» явилось «Вступление» к сборнику «Физиология Петербурга», где Белинский писал о необходимости массовой реалистической литературы, которая бы «… в форме путешествий, поездок, очерков, рассказов… знакомила и с различными частями беспредельной и разнообразной России…». Писатели должны, по мысли Белинского, не только знать русскую действительность, но и верно понимать ее, «… не только наблюдать, но и судить» (Полн.собр.соч., т. 8, 1955, с. 377, 384). «Отнимать у искусства право служить общественным интересам, - писал Белинский, - значит не возвышать, а унижать его, потому что это значит – лишать его самой живой силы, то есть мысли…» (там же, т. 10, с. 311). Изложение принципов «Н.ш.» содержится в статьях Белинского: «Ответ “Москвитянину”, «Взгляд на русскую литературу 1846 года», «Взгляд на русскую литературу 1847 года». Под девизом «гоголевского направления» «Н.ш.» объединила лучших писателей того времени, хотя и различных по мировоззрению. Писатели эти расширили область русской жизни, получившей право на изображение в искусстве. Они обратились к воспроизведению низших слоев общества, отрицали крепостничество, губительную власть денег и чинов, пороки общественного строя, уродующие человеческую личность. У некоторых писателей отрицание общественной несправедливости перерастало в изображение нарастающего протеста самых обездоленныхх. Ведущей силой является дворянство, оно устремляется к связям с народом. Среди дв-ва появлятся революционно-демократическое направление. Стремятся приблизить день освобождения крестьян, которому с помощью л-ры они критикуют соц. строй

29. Жанры, темы, герои натуральной школы.Писатели эти выступали также в сборниках «Физиология Петербурга» (ч. 1-2, 1845), «Петербургский сборник» (1846), которые стали программными для «Н.ш.». Первый из них состоял из так называемых «физиологических очерков», представлявших непосредственные наблюдения, зарисовки, как бы снимки с натуры – физиологию жизни большого города. Жанр этот возник во Франции в 20-30-е годы 19 века и оказал известное влияние на развитие русского «физиологического очерка». С развитием «Н.ш.» в литературе начинают господствовать прозаические жанры. Стремление к фактам, к точности и достоверности выдвинуло и новые принципы сюжетосложения – не новеллистические, а очерковые. Популярными жанрами в 40-е годы становятся очерки, мемуары, путешествия, рассказы, социально-бытовые и социально-психологические повести. Важное место начинает занимать и социально-психологический роман, расцвет которого во второй половине 19 века предопределил славу русской реалистической прозы. В то время принципы «Н.ш.» переносятся и в поэзию (стихи Некрасова, Н.П.Огарева, поэмы Тургенева), и в драму (Тургенев). Демократизируется и язык литературы. В художественную речь привносится язык газет и публицистики, просторечье, профессионализмы и диалектизмы. Социальный пафос и демократическое содержание «Н.ш.» оказали влияние на передовое русское искусство: изобразительное (П.А.Федотов, А.А.Агин) и музыкальное (А.С.Даргомыжский, М.П.Мусоргский). «Н.ш.» вызывала критику представителей разных направлений: ее обвиняли в пристрастии «к низкому люду», в «грязефильстве», в политической неблагонадежности (Булгарин), в односторонне отрицательном подходе к жизни, в подражании новейшей французской литературе. «Н.ш.» подверглась осмеянию в водевиле П.А.Каратыгина «Натуральная школа» (1847). После смерти Белинского само название «Н.ш.» было запрещено цензурой. В 50-е годы употреблялся термин «гоголевское направление» (характерно название работы Н.Г.Чернышевского «Очерки гоголевского периода русской литературы»). Позднее термин «гоголевское направление» стали понимать шире, чем собственно «Н.ш.», применяя его как обозначение критического реализма.

 

34. Любовная лирика Тютчева. Федор Иванович Тютчев вошел в историю русской поэзии 19 века, прежде всего, благодаря философской лирике. Но при этом тема любви в творчестве Тютчева тоже присутствовала. Его лирические стихотворения передают разнообразные состояния души влюбленного человека. Лирика Тютчева эмоциональна, самобытна, насыщена яркими образами и глубокими мыслями. Он имел «горячее» сердце, был страстной и увлекающейся личностью, именно поэтому тема любви в творчестве Тютчева проходит красной нитью в произведениях разных лет.
Первой любовью русского поэта стала Амалия Лерхенфельд, с которой он познакомился в 1825 году в Мюнхене. Впервые тема любви в творчестве Тютчева появилась благодаря этой девушке. Он посвятил ей такие произведения, как «Я встретил вас – и все былое» и «Я помню время золотое». Но его «прекрасная Амалия» отдала предпочтение другому мужчине, которым оказался сослуживец Федора Ивановича. Но вскоре и сам поэт забыл о первом увлечении и влюбился в Элеонору Петерсон, с которой вступил брак. Но его жена скоропостижно скончалась, что на поэта произвело сильное потрясение, он поседел за один день. Но, так как Тютчев был далеко не однолюбом, он через год вновь женился, новой избранницей стала Эрнестина Дерпберг. Строчки, которые он посвящал ей, были наполнены страстью и нежностью:
(Люблю глаза твои, мой друг,\ С игрой их пламенно-чудесной,\Когда их приподымешь вдруг\ И, словно молнией небесной,\ Окинешь бегло целый круг_
В 1852 году Федор Иванович написал Эрнестине Федоровне, с которой уже не жил на тот момент, письмо с такими строками: «Поскольку ты собрала мои стихи о любви воедино, я предполагаю, что ты угадала, какие из них обращены к тебе. Их немного, но именно эти стихотворения мне особенно дороги».
Тема любви в творчестве Тютчева возникала постоянно, подпиткой для поэта были новые чувства к красивым женщинам, это давало ему вдохновение для новых работ. В 1936 году между Эрнестиной Дерпберг и Федором Тютчевым разразился громкий скандал, жена узнала об измене мужа. Событие получило огласку, и женщина хотела покончить с собой. Из Мюнхена им пришлось уехать в разные стороны, Тютчева перевели на другое место службы, и он расстался с женой. О переживаниях поэта за совершенный поступок можно прочесть в его произведении, посвященном жене, «1 декабря, 1837»:
В следующий раз тема любви в творчестве Тютчева появилась благодаря Елене Александровне Денисьевой. Познакомился Федор Иванович с Еленой Александровной в 1850 году, его любовь и страсть к этой женщине продолжалась до 1964 года, пока его любимая не умерла от чахотки. Стихотворения поэта того времени называют «Денисьевским циклом». Он посвятил в разные года ей такие произведения: «В разлуке есть высокое значение», «Весь день она лежала в забытьи», «Она сидела на полу» и «Не говори: меня он, как и прежде, любит». Тема любви в творчестве Тютчева в «Денисьевском цикле» была наполнена трагическим звучанием: «О, как убийственно мы любим…»
Такие нотки грусти и отчаяния в четверостишиях поэта были неслучайными, ради любимой женщины Федор Иванович порвал со своей семьей, погубил карьеру, пренебрег недовольством российского двора. Но и на Денисьеву обрушилось общественное осуждение тоже: от нее отрекся отец, а родная тетка была вынуждена уйти со Смольного института, где работала инспектрисой и, где училось две дочери Тютчева.
Но, несмотря на сложности в жизни и в отношениях с женщинами, тема любви в творчестве Тютчева присутствовала всегда, поэт до конца жизни восторгался «неразгаданной тайной» женщин. В одном из последних своих произведений он писал:

33. Философская лирика Тютчева.Творчество Тютчева во многом носит философский характер. Поэт считал, что весь мир заключает в себе какую-то истину, которую человеку определить очень сложно. По мнению Тютчева, слова не могут в полной мере показать и рассказать тайны вселенной, мироздания.
Для мировосприятия Тютчева также характерно восприятие мира как двойственной субстанции. Идеальное и демоническое – вот два начала, которые находятся в постоянной борьбе. Невозможно существование жизни, если отсутствует одно из начал, ибо во всем должно быть равновесие. Так, например, в стихотворении «День и ночь» два этих состояния природы противопоставляются друг другу:
(Дей – сей блистательный покров – \День – земнородных оживленье,\Души болящей исцеленье, \Друг человека и богов.) Две этих стихии космоса поэт именует «хаосом». Вся жизнь, все существование основано на борении светлого начала и темного, но одержать победу в таком противостоянии просто невозможно. В этом самая главная жизненная истина. Однако подобная борьба происходит не только в природе, в космосе, но и в душе самого человека. Он, «как сирота бездомный», находится на перепутье и стремится к истине, существующей как и в светлом, так и в темном начале.
Таким образом, философия Тютчева тесно связана с «глобальным», поэт не видит существования обычного, конкретного без большого и великого. В философской лирике Тютчева, «самой ночной души русской поэзии», открывается вся прелесть окружающего мира как божественного космоса.

Человек на краю бездны. Этот мотив возникает в русской поэзии до Тютчева, но именно Тютчев выдвинул его в центр художественного мира. Сознание Тютчева-лирика катастрофично в том смысле, что его интересует самосознание человека, находящегося на границе между жизнью и смертью, полноты смысла и бессмысленности, невежества и всезнания. Бездна, в которую столь пристально с замиранием сердца вглядывается и прислушивается тютчевский герой – это бездна Космоса, объятая тайной Вселенная, непостижимость которой манит к себе и одновременно пугает. Вместе с тем – это бездна, присутствие которой человек ощущает в своей душе. Тютчев размышлял о катастрофизме. Представление о том, что подлинное знание о мире оказывается доступным человеку лишь в момент разрушения, гибели этого мира. Политические катастрофы, «гражданские бури№ приоткрывают замысел богов, смысл затеянной ими таинственной игры. (Блажен, кто посетил сей мир/В его минуты роковые!\Его призвали всеблагие\Как собеседника на пир/ Он их высоких зрелищ зритель\Он в их совет допущен был\ Изаживо, как небожитель\Из чаши ьессмертье пил!) В лирике Тютчева нет отчетливой границы между «внешним» и «внутренним», между природой и сознанием человека, во-вторых многие явления природы (радуга, ветер, гроза) могут выполнять своеобразную посредническую роль, восприниматься как знаки таинственной жизни человеческого духа и как знаки космических катастроф. Приближение к тайне не влечет за собой ее полного раскрытия: человек всегда останавливается перед определенной границей, которая отделяет познанное от непозноваемого. Причем не только мир непознаваем до конца, но и собственная душа.

 

 

31. Тема одиночества в лирике Тютчева.Одиночество – естественное состояние героя лирики Т. Причины этого одиночества коренятся не в социальной сфере, они не связаны с конфликтами типа №поэт-толпа», «личность-общество». Тютчевское одиночество имеет метафизическую природу, оно выражает смятение и тоску человека перед лицом непостижимой загадки бытия. Общение с другим, понимание другого в тютчевском мире невозможны в принципе: подлинное значение не может быть «переведено» на обыденный язык, оно обретается в глубине собственного «я»: «Как сердцу высказать себя...» С мотивом одиноческтва поэтому естественным образом связываются мотивы молчания, внутренней сосредоточенности, даже своеобразной скрытности или закрытости.

32. Природа в лирике Т.  Природа редко предстает у Т. Просто как пейзаж, как фон. Она, во-первых, всегда является активным «действующим лицом», она всегда одушевлена и, во-вторых воспринимается и изображается как некая система более или менее понятных человеку знаков или символов космической жизни («натурфилософская» лирика). Возникает система символов, выполняющих посредническую функцию, связующих мир человеческой души с мирами природы и космоса. Тютчева-пейзажиста привелекают переходные состояния природы: от дня к ночи, от одного времени года к другому. Не статика, а динамика, не покой, а движение, не подбор одноплановых деталей, а стремление к разнообразию. Природа у Т. Живет одновременно по законам «линейного» и «циклического», «кругового временм». Так, в стихотворении «Весенние ворды» тема линейного времени (переход от зимы к весне), дополняется третьей – темой циклического времени («майских дней\Румяный светлый хоровод»).Характерны обращения к земле и небу, к явлениям природы, к стихиям («О чем ты воешь, ветр ночной?...»)

Тютчев считал, что человек — дисгармоническое, разрушающее начало в природе. Человек слаб и физически и духовно, он не может противостоять своим страстям и порокам. Это делает его поступки хаотичными и беспорядочными, а желания — непостоянными и необъяснимыми.
Этих противоречий нет в жизни природы, где все подчинено единому, всемирному закону жизни. Природа самодостаточна, существование ее безмятежно и спокойно. Это можно проследить на примере таких стихотворений, как “Летний вечер”, “Утро в горах”, “Снежные горы” и др. В этих лирических произведениях поэт подчеркивает тишину, гармонию, которую передают ключевые слова “нега”, “шепот”, “трепет”.
Благодаря своему поэтическому таланту и тонкому чувству жизни, он безошибочно находит яркие сравнения и эпитеты, передавая плавные переходы от дня к вечеру, от лета к осени. В лирике Тютчева есть несколько поэтических зарисовок, в которых выражена заветная мечта о возможном единении человека и природы. Таково стихотворение “Осенний вечер”. Поэт передает “умильную, таинственную прелесть” увядания природы, это же чувствует и лирический герой.
Прорыв жизненных сил стихии хорошо виден в стихотворении “Весенняя гроза”, которое пронизано ощущением новой жизни, обновления, радости. Неслучайно здесь повторяются слова “первый”, “молодые”, “весело”, “смех” и др. Они передают расцвет природной жизни. Гроза — грандиозный момент, стихия, ее буйство закономерно. Само слово “весенняя” уже говорит нам о зарождении и развитии новой жизни. Подобным мотивом проникнуто и стихотворение “Как весел грохот летних бурь…” гроза здесь показана как внезапное явление. Эпитеты и метафоры ярко передают размах и силу пробудившейся природы (“взметая”, “нахлынувшая”, “опрометчиво безумно”, “дрожит”, “широколиственно и шумно”).
Иная тональность, у стихотворения “Море и утес”, наполненного философскими раздумьями. Сила природы направлена уже не на ее самообновление, как это утверждалось в ранней лирике, а на разрушение, здесь показана ее темная, агрессивная сторона. И недостижимый идеал, и символ вечной молодости, и олицетворение равнодушной силы, неподвластной человеку, — в таком противоречии видел истинную красоту и сущность природной стихии великий поэт XIX века Ф. И. Тютчев.

 

 

35. Общественно-политическая лирика Тютчева. Общ-пол. Мотивы занимают в творчестве Т. Значимое место. Знаковые катаклызмы, революционные конфликты истории 19 века не просто хронологически совпали с его жизнью, они глубоко затронули его душу, творческое сознание, чтобы затем воплотиться в стихи. Большинство политических стих. Т. – непосредственные отклики на эпизоды российской и мировой истории, на события общественной жизни страны. Такие стихи были актуальны и современны. Источниками вдохновения становились факты реальности. К ним относятся Отечественная война 1812 года, выступление декабристов, революции в Европе 1830 и 1848, гибель Пушкина, два польских восстания, Крымская война и оборона Севастополя, реформы 1861, Франко-прусская война. «Цицерон» написано под впечатлением революции в Европе в 1830.(«Блажен, кто посетил сей мир\В его минуты роковые!\Его призвали всеблагие\Как собеседника на пир») В общ-пол. Поэзии Т. На протяжении всего творчества прослеживаются несколько социальных мотивов: 1.В самом начале творческого пути поэт выразил и предопределил свое отношение к понятиям власть и государство, феномену свобода, к движению декабристов, а затем к Николая 1 и его окружению. 2. Мотив трепетной всепоглощающей любви к России, к Родине в ее исключительности для сына Отечества. 3. Мотив всеславянского единства, великой роли России, скарального значения ее на перепутье Восток-Запад. 4. Государственные интересы России в мире, в Европе, защита достойного историко-географического положения страны в борьбе с коалицией великих держав.

Одно из первых соц.стих. – «К оде Пушкина на Вольность» (1820). Отклик приобретает философско-психологическую направленность. Одновременно автор стихов выглядит многоопытным осторожным мудрецом.

Такая социально-философская позиция, близкая любомудрам (Веневитинов, Погодин, Муравьев), предопределила отношение и оценку Тютчевым и декабрьского восстания 1825 года и всего движения в целом. Поэт многих участников знал лично. Восстание на Сенатской площади поэт воспринял как неудачную попытка «растопить горячей кровью» непоколебимый «вечный голос льда» российской монархии. Отклик на трагическую смерть Пушкина «29-ое января 1837» - стал заметным событием в литературной общественной жизни России. Безмерная скорбь лирического героя выливается в проклятия противнику – ему нет прощения. Сам факт гибели Пушкина имеет для Тютчева политическое значение. («Пред нашей правдою земной\Навек он высшею рукою\В «цареубийцы» заклеймен»). Т. Переживает и осмысливает неповторимость пути России, на уровне его этнического осознания в прошломи будущем. Глубокий социальный подход поэта-мыслителя содержат такие стих-ия как «Русской женщине», «Небо бледно-голубое». Вольнолюбивая лирика Ф.И.Тютчева по сути сталкивает два полюса – социальные проблемы и проблемы философско-этичного плана. Это обнажение мира человека, его чувств, рождающихся из общественно-политической действительности. В позднем периоде своего творчества Ф.И.Тютчев становится более тревожным, а гражданская тема приобретает черты трагизма: поэт как будто спускается с небес на землю. Он начинает пристально разглядывать русскую общественную жизнь. Здесь мы видим уже появление нового понятия в гражданской лирике Тютчева – понятия «общества». Поэт замечает убогие деревни, крестьянскую нищету и подлость самодержавия во всем, что его окружает. Но интересно, что как бы низко не пало общество, как бы низко не опустились люди, лирический герой Тютчева сохраняет способность чувствовать прекрасное вокруг себя, чувствовать природу и сердце.
И хотя гражданская лирика поэта несет в себе один из ярких образов – образ безлюдья на российских просторах и ощущение затерянности, Ф.И.Тютчев верит в Россию, в свой народ и его силу:
(«Умом Россию не понять,\Аршином общим не измерить:\У ней особенная стать —\В Россию можно только верить».)

 

36. Человек и природа в «Записках охотника». Сущности Тургенев поднимается в «Записках…» до изображения единства мировой жизни. Правда, есть ное различие [между Тургеневым и Толстым: универсальное значение во за природой, рна влечет человека порыву, последствий которого ему знает заранеето у Тургенева индивидуальное сознание забывает ась к универсальным, эпическим стихиям природной жизни. Пейзаж в «Записках охотника» становится в этой связи глубоко функциональным и универсальным. Роль его не сводится к «обрамлению или традиционно понимаемому «фону», оттеняющему внутренний мир героя. Напротив, природа выступает здесь как могучая надындивидуальная стихия. Причем философская тема природы и человека решается у Тургенева не в космическом только, но и в очень конкретном, гуманистическом варианте. Начиная с «Записок охотника» она неотделима от русской темы. Чувство природы, мера причастности к ней являются, по Тургеневу, высшим выражением общенационального, а через него и общечеловеческого чувства. В «Малиновой воде» пейзажный лейтмотив душного дня и легкой прохлады повторится в самом начале очерка: «В начале августа жары ча :то стоят нестерпимые… Именно в такой день случилось мне быть на охоте. Долго противился я искушению прилечь где-нибудь в тени… Удушливый зной принудил меня, наконец, подумать о сбережении последних наших сил (охотника и собаки) и способностей. Кое-как дотащился я до речки Исты… спустился с кручи и пошел по желтому и сырому песку в направлении ключа, известного во всем околотке под названием «Малиновой воды»… Дубовые кусты разрослись по скатам оврага около родника зеленеет короткая, бархатная травка; солнечны : лучи почти никогда не касаются его холодной, серебристой шаги.

«Бежин луг». В этом произведении автор ведет речь от первого лица. Он активно использует художественные зарисовки, подчеркивающие состояние, характер героев, их внутреннее напряжение, переживания, чувства. Природа и человек как бы находятся в гармонии, и эта гармония присутствует на протяжении всего рассказа.
Вначале автором описывается чудесный жаркий июльский день, когда герой пошел на охоту за тетеревами. Все прекрасно: и погода, и день чудный, и охота удалась на славу. Начало смеркаться, герой решил отправиться домой, однако понял, что заблудился. И природа будто начала вести себя по другому: стал чувствоваться запах сырости, появилась роса, повсюду разлилась темнота, ночь приближалась, словно грозовая туча, по лесу летали летучие мыши. Природа словно понимает человека, его переживания, быть может, сочувствует, но ничем не может помочь. После долгих блужданий охотник выходит на широкую равнину – Бежин луг, где в тишине у костра сидели деревенские ребята и пасли табун лошадей. Они рассказывали друг другу страшные истории. Охотник присоединился к ребятам. Под видом спящего он, не стесняя детей своим присутствием, слушает их страшные истории. «Бежин луг» поражает своей простотой и задушевностью, богатством содержания. С. Тургенев не создает тщательно разработанные и выявленные человеческие характеры, а ограничивается эскизами, набросками, портретными зарисовками, зато в описании пейзажа

В первых очерках и рассказах «Записок охотника» картины природы чаще всего являются или фоном действия, или средством создания местного колорита. При этом явления природы Тургенев воспроизводит с чуть ли не научной точностью естествоиспытателя. Он мастерски использует даже различные оттенки, световые краски: и солнечные блики, и вечерний сумрак, и ночные тени. Советский писатель И. А. Новиков удачно назвал это «тургеневской светотенью». Как художник-пейзажист Тургенев прославился первыми же очерками своего охотничьего цикла. Он любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать ее только в поэтических ее видах, но берет ее, как она ему представляется. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную, русскую природу. Своеобразие изображения природы вытекало не только из любви к ней писателя, но и из его, так сказать, натурфилософии. «Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей; он сын ее», - писал Тургенев. Ему принадлежит сложившаяся еще в период работы над «Записками охотника» целая философско-эстетическая теория искусства пейзажной живописи, изложенная им в рецензии на «Записки ружейного охотника» С.Т.Аксакова. Характеризуя его искусство изображения природы, Тургенев пишет: «Он смотрит на природу (одушевленную и неодушевленную) не с какой-нибудь исключительной точки зрения, а так, как на нее смотреть должно: ясно, просто и с полным участием; он не мудрит, не хитрит, не подкладывает ей посторонних намерений и целей: он наблюдает умно, добросовестно и тонко; он только хочет узнать, увидеть. А перед таким взором природа раскрывается и дает ему «заглянуть в себя». «То, что он видит, видит он ясно, и твердой рукой, сильной кистью пишет стройную и широкую картину. Мне кажется, что такого рода описания ближе к делу и вернее: в самой природе нет ничего ухищренного и мудреного, она никогда ничем не щеголяет, не кокетничает; в самых своих прихотях она добродушна. Все поэты с истинными и сильными талантами не становились в «позитуру» пред лицом природы; они не старались, как говорится, «подслушать, подсмотреть» ее тайны; великими и простыми словами передавали они ее простоту и величие: она не раздражала их, она их воспламеняла; но в этом пламени не было ничего болезненного. Вспомните описания Пушкина, Гоголя». Тургеневу не нравится ни риторическая, ни романтическая манера изображения природы. Большинство рассказов «Записок охотника» Тургенев писал за границей, вдали от родины. И ему были дороги даже мелкие черточки и детали, переносившие его в родные места

Пейзаж в «Записках охотника» — это не только способ углубления психологической характеристики героя, не только фрагмент, усиливающий лиризм повествования, но и нечто более важное: пейзаж в «Записках охотника» — это ещё и цельный, самостоя­тельный образ Родины, образ России. А бу­дучи таковым, то есть воплощая идею Роди­ны, пейзаж у Тургенева очень часто выражает идею мироздания, идею вечного движения жизни, красоты бытия

38. Многообразие крестьянских типов в «Записках охотника». И.С. Тургенев - один из первых у нас писателей, в произведениях которого русский крестьянин предстал как некая индивидуальность, как особый мир жизни и созерцания.Тургенев открывал перед взором читателя целую неведомую страну - со своими законами, языком, идеалами; но что ещё удивительнее - страну, населённую людьми. Не крестьяне “тоже люди”, как это было у Радищева и Карамзина, не крестьяне “лучше нас”, как это было у романтиков, а ещё проще, ещё человечнее: крестьяне - люди. Крестьянин - человек. Судя по успеху рассказов, эта, в общем-то тривиальная истина оглушила современников Тургенева.

В "Льгове" еще больше отражено унижение человека. Все это мы видим в судьбе Сучка. За свою жизнь он побывал в услужении у разных хозяев, и кем только они его не назначали. Он был и рыболовом, и кучером, актером, сапожником и т.д. Один раз его даже звали не по родному имени. Удивительно, но, ни к одной из приписанных ему профессии Сучок не был приспособлен. Он просто пытался четко следовать тому, что говорят. Это атрофировало его способности к труду, что и видно в рассказе. Сучок предстает перед нами абсолютно недееспособным к какой-либо работе. Он не в состоянии что-то правильно сделать. Таким образом, можно сказать, что вольная эксплуатация крестьян помещиками ведет к спаду трудоспособности рабочей силы. А это уверенно вело к запустению помещичьего хозяйства.

"Бежин луг" иллюстрирует нам эксплуатацию детского труда. Один из мальчишек у костра упоминает, что работает с братом на фабрике. Это заявление вызвало у одного из сидящих рядом зависть, очевидно, у него жизнь была еще хуже. Здесь Тургенев обращает наше внимание на нелегкую детскую жизнь в крестьянских семьях.

В рассказе "Бурмистр" показана реальная картина жестокого обращения с крестьянами. Хозяин вверил свою землю в управление бурмистру Софрону. Он доволен работой своего человека. Однако реальной картины помещик вовсе не видел по причине того, что каждый раз в день его приезда в свои владения бурмистр тщательным образом прятал неугодных людей. Однако в рассказе описан момент, когда все следы не удалось замести Софрону. Крестьянин все-таки дождался встречи с барином. Бедный мужик жалуется господину на бедное проживание и ужасные проделки бурмистра. Хозяин не может поверить, что назначенный им человек станет устраивать такое, поэтому весь гнев достается крестьянину. Лишь в конце рассказа нам открывают истинное лицо "добропорядочного" чиновника: "Крестьяне ему кругом должны; работают на него словно батраки: кого с обозом посылает, кого куды…затормошил совсем".

О помещичьей жестокости и безнравственности повествует рассказ "Контора". В одной из сцен конторский дежурный объясняет рассказчику, почему у купцов жить лучше, ставя в аргумент, что купцы, хоть немного, но заботятся. Говоря о помещиках, он выделяет в них необоснованную агрессию, мелочность, излишнюю придирчивость, в общем, те условия, при которых невозможно жить.

"Хорь и Калиныч", первый рассказ, сразу показывает оригинальность характера обычного мужика. Здесь происходит параллельное сравнение двух крестьян. Первый из них, Хорь, зажиточный крестьянин, вставший на путь социально - экономического развития. Главная особенность заключается в том, что он сам передал себя в руки помещика и согласился выплачивать оброк. Условия ставил помещик. При этом соглашение идет в двустороннем порядке, то есть каждая из сторон обоюдно принимает договор, ими же заключенный. Хорь успел разбогатеть и теперь живет в свое удовольствие, исправно выполняя обязательства. Живет он поодаль от остальных крестьян, что сближает его по характеру ведения хозяйства с помещичьим землевладением. Оттого он и представлен в рассказе человеком, уверенным в себе, человеком, который волен откупиться от статуса крестьянина. Но откупаться он не хочет. Из этого следует, что Хорь вовсе не собирается продолжать расти в экономическом плане. Он просто доволен своим состоянием и хочет прожить размеренную жизнь, ведь оброк не сказывается на нем разорением.

Совсем иным предстает перед нами Калиныч. Это типичный представитель крестьянского населения. Живет по старинным крестьянским обычаям, в бедной избе, носит старую одежду. Ему нет дела до передовых мыслей. Он смирился со своим положением. Калиныч простой русский крестьянин, не смотрящий далеко вперед. Его волнует день сегодняшний. Именно поэтому Тургенев относится к нему с большим снисхождением как к человеку, родственному к природе. Но, какими бы большими, ни были различия, и Хорь и Калиныч не собираются расставаться со своим помещиком. Первый не хочет потому, что нашел свою выгоду, а второй просто далек от юридических лабиринтов и осознает, что не в его силах изменить что-либо.

“Хорь и Калиныч" - это два крестьянских портрета - приземистого, плечистого Хоря и длинного, худого Калиныча. В отличие от Хоря, скопившего капитал, отца большого и послушного ему семейства, Калиныч безбытен, бездетен, хозяйства у него нет. Хорь крепко стоит на ногах, хорошо ориентируется в действительности, ладит с барином, жадно интересуется жизнью за границей.

В "Ермолае и мельничихе" сильнее проводится антикрепостническая линия. В лице Ермолая Тургенев показывает всю полноту несправедливости горькой крестьянской жизни. Ермолай работает фактически за бесплатно. Как живой объект или часть своего хозяйства помещик не воспринимает его, но не забывает требовать с него дичи. Ни о каком содержании Ермолая нет и речи. Даже дробью его не снабжают, не говоря уже о том, что ночует и живет он, где и как получится.

Женская участь еще хуже. Ими пользуются, как хотят. У них нет права отказаться от приглашения помещика служить у него. Эта деталь раскрывается в сцене, в которой господин Зверков поясняет рассказчику о том, почему его жена не держит замужних горничных.

39. «Записки охотника» как эпическое целое. После журнальной публикации в «Современнике» «Записки охотника» вышли впервые в отдельном издании в 1852 году. Книга включала в свой состав 22 очерка. Именно в таком виде она попала в руки широкого круга русских и западноевропейских читателей 1850—1860-х годов. В 1860 году Так она и печаталась вплоть до 1874 года, когда писатель дополнил ее тремя произведениями: «Конец Чертопханова», «Живые мощи» и «Стучит!», помещенными одно за другим перед заключительным очерком «Лес и степь». В редакции затруднялись определить жанр присланной работы Тургенева и решили снаб­дить её подзаголовком «Из записок охотника». Когда же книжки первого номера «Современ­ника» дошли до читателя, случилось нечто не­ожиданное: все заговорили о талантливом, проникнутом глубокой симпатией к мужику рассказе неизвестного автора. Каждый стремился узнать: кто скрывается под инициалами Т.Л. Курляндская 2004: 14]. Этот непредполагаемый успех возвра­тил Тургенева к литературе, побудив его ра­ботать над очерками и дальше. Друзья гово­рили, что он напал на свой истинный род, на свою дорогу. И вот в течение 1847-1851 го­дов Тургенев создаёт ещё более двадцати очерков. В 1852 году объединённые общим названием («Записки охотника»), они вышли отдельной книгой, обеспечив автору широ­чайшую известность. Очень скоро книга бы­ла переведена на французский, потом на ан­глийский и немецкий языки. И всюду она воспринималась как необычайно цельная, яркая художественная вещь, имеющая своё, совершенно неповторимое лицо.

Общение рассказчика с героями происходит у Тургенева во время охотничьих встреч. Благодаря этому художественному приему писатель создал в «Записках охотника» множество разнообразных типов дореформенного крестьянства. Рассказчик (охотник) не посторонний наблюдатель, а лицо, ясно выражающее свое отношение (положительное или отрицательное) к изображаемым событиям и иногда участвующее в них. В то же время он является связующим звеном между действующими лицами и читателем. Во всех рассказах цикла повествователь – внимательный и сочувствующий человек, далеко небезучастный и к жизни, и к поведению героев.

37. Тема разоряющегося дворянства в «Записках охотника».Выразителен образ мелкого помещика Полугыкина, сватающегося за всех богатых невест в губернии и неизменно получающего отказ. Это страстный охотник, поклонник «французской кухни», «тайна которой, по понятиям его повара, состояла в полном изменении естественного вкуса каждого кушанья: мясо у этого искусника отзывалось рыбой, рыба - грибами, макароны порохом...» Каждый день Полутыкин «оттягивает» своего «доброго мужика» Калиныча на охоту, не давая ему возможности вести хозяйство и оплачивая его подневольное сотрудничество гривенником на лапти... «в прошлом году». Запоминайся Зверков, занимавший важное место в Петербурге, слывший человеком «дельным», горделиво убеждённый, что он «знает своё собственное отечество» и народ, н с такимтупым и слепым лицемерием загубивший жизнь несчастной Арины в угоду дикой прихоти своего «ангела» - жены. Подстать им молодой помешик Аркадий Павлович Пеночкин-«мерзавец с тонкими манерами», по характеристике Белинского, едва ли не самый отвратительный из всех «благородных господ» в «Записках охотника». Тургенев даёт ему подробную характеристику. Он, гвардейский офицер в отставке, получил «отличное» воспитание, «отлично и со вкусом» одевается, «удивительно хорошо себя держит», «собою весьма не<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.