Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





История. Характеристика



История

Вопреки распространенному мнению, нет никаких доказательств того, что общество опиралось прежде всего на бартер, до того как начало использовать деньги для торговли.[3] На самом деле, неденежные общества действовали в значительной степени по принципам экономики дарения и долга.[4][5] В то же время, бартерные отношения возникали, как правило, между незнакомцами или потенциальными врагами.[6]

Льюис Хайд[en] обнаруживает происхождение экономики дарения в обмене пищей, приводя в качестве примера протокол Тробрианских островитян со ссылкой на подарок в Круге Кулакак «пищу, которую мы не могли есть», хотя этот подарок не является пищей, а орнаментом, изготовленным специально для передачи в качестве подарка.[7] Фестиваль Потлач также зародился как «большое кормление».[8] Хайд утверждает, что во многих обществах это привело к понятию дара как чего-то, что должно «погибнуть».

Антрополог Маршалл Салинс пишет, что экономическая система в Каменном веке была по своему характеру экономикой дарения и изобилия, а не дефицита, несмотря на современные представления читателей о её объективной бедности.[9]

С появлением городов-государств существование денег стало необходимостью, и экономика дарения была заменена экономикой на основе товарно-денежных отношений.[10]

Freebox в Берлине, Германия2005, выступает в качестве центра распределения бесплатных даров.

Характеристика

Чаще всего, для экономики дарения требуется, чтобы обмен подарками был больше, чем просто взаимный обмен между двумя людьми. Например, в кашмирской сказке рассказывается о двух женщинах браминах, которые пытались выполнять свои обязательства давать милостыню, просто передавая подаяние туда и обратно друг другу. После смерти они превратились в два отравленных колодца, из которых никто не мог пить, что отражает бесплодие этого жалкого подобия благотворительности.[11] Явление расширения круга дарения можно также наблюдать в обществах, где охотники отдают животных священникам для пожертвования их части божеству (ожидается, что взамен оно даст обильную охоту). Охотники не жертвуют самих себя божеству[11].

Многие общества имеют строгие запреты перехода подарков в торговлю или товарный капитал. Антрополог Джеймс Венди пишет, что среди народа удук в северо-восточной Африке существует стойкий обычай, в котором любой подарок, который пересекает межродовые границы, должен быть потреблён, а не сохранён.[12] Например, подаренное животное должно быть съедено и не идёт на развод потомства. Однако, как в примере тробрианской повязки и ожерелья, эта «гибель» не обязательно должна состоять из потребления как такового, вместо этого дар может передаваться дальше. В других обществах принято предоставлять ответный подарок либо непосредственно в обмен, либо третьей стороне. Предосудительно сохранять дар и не давать ничего другому. Хайд замечает: «В народных сказках, человек, который пытается удержать подарок, обычно умирает».[13]

Тихоокеанские островные общества до девятнадцатого века были, по существу, экономиками дарения. На сегодняшний день такая практика по-прежнему присутствует в некоторых частях Тихоокеанского региона — например, на некоторых отдаленных островах Кука[14]. В Токелау, несмотря на постепенный приход рыночной экономики, форма экономики дарения по-прежнему сохраняется в практике инати — строгом уравнительном распределении всех продовольственных ресурсов на каждом атолле.[15] На острове Анута всё ещё существует экономика дарения под названием «Aropa».[16]

В Папуа-Новой Гвинее по сей день существует Круг Кула, а также другие системы обмена, такие как обмен Мока.

Значительная часть диаспоры тихоокеанских островитян, живущих в Новой Зеландии, Австралии и США, до сих пор сохраняют отношения, характерные для экономики дарения. Несмотря на то, что они оказываются вовлечены в рыночную экономику этих стран, некоторые из них стремятся сохранить основы экономики дарения, такие как взаимные денежные подарки или денежные переводы на родину.

Индейцыамериканские индейцы, жившие на Северо-Западе у тихоокеанского побережья (в первую очередь квакиутл), практиковали ритуал потлач, в котором вожди отдают большое количество товаров своим подданным для усиления групповых связей. Принося в жертву накопленные богатства, лидер получал почёт среди народа, а также бросал вызов своему сопернику, ответить на который можно было новым потлачем, более щедрым, чем первый.[18]



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.