|
|||
Виды золотого правилаВиды золотого правила Являясь выражением некоторого общефилософского и морального закона, золотое правило в различных культурах может иметь различные виды. Учеными и философами были предприняты попытки классифицировать формы золотого правила по этическим или социальным признакам. Мыслитель Xристиан Томазий выделяет три формы «золотого правила», разграничивая сферы права, политики и морали, называя их соответственно принципами права (лат. justum), приличия (decorum) и уважения (honestum): · принцип права требует, чтобы человек не делал никому другому того, чего он не желает, чтобы другой сделал ему; · принцип приличия состоит в том, чтобы делать другому то, чего он желает, чтобы другой сделал ему; · принцип уважения предполагает, чтобы человек поступал так, как он желал бы, чтобы поступали другие. Можно заметить два аспекта правила: · отрицательный (отрицающий зло) «не делай…»; · положительный (позитивный, утверждающий добро) «делай…». Русский философ В. С. Соловьев называл первый (отрицательный) аспект «золотого правила» — «правилом справедливости», а второй (положительный, Христов) — «правилом милосердия»[2]. Западногерманский профессор XX века Г. Райнер также выделяет три формулировки «золотого правила» (перекликающиеся с трактовками Христиана Томазия и В. С. Соловьева)[3]: · правило вчувствования (Ein-fuhlungsregel): «(не) делай другому то, что (не) желаешь себе»; · правило автономности (Autonomieregel): «(не) делай сам того, что ты находишь (не)похвальным в другом»; · правило взаимности (Gegenseitigkeitsregel): «как вы (не) хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, (не) поступайте так же и вы по отношению к ним».
|
|||
|