|
|||
Закрытые границы как пролог… интернационализма ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Закрытые границы как пролог… интернационализма Факт номер три: пандемия – проблема всего человечества. Она касается (непосредственно!) каждого из нас. Вирус со всей очевидностью показал: в интересах каждого гражданина каждой страны решение проблемы во всем мире. Ни в огромном Китае, ни в маленькой Молдавии, ни в нашей родной России спрятаться от вируса нельзя. Парадокс состоит в том, что закрытие границ, карантин и изоляция нужны, но как средство затормозить глобальное распространение вируса. Карантин в Китае оказался жизненно важен не только для китайцев, но и для граждан США, и для жителей Япониивсего мира, включая, и для нас, россиян. Закрывая свою страну китайцы помогали нам подготовиться к решению проблемы. То же касается Италии. То же касается нас. Даже если мы каким-то чудом остановим вирус в России, но не избавим от этого (и всех последующих!) вирусов человечество, мы себя не обезопасим, ибо следующий вирус (или иная глобальная проблема) может и не остановиться перед барьером в международном аэропорту. Вирус продемонстрировал жизненность принципов дружбы народов иа интернационализма: лекарством от пандемии является международная солидарность. И это не только помощь тем странам и регионам, где ситуация труднее всего. Это еще и помощь тем странам и регионам, где уровень бедности таков, что в одиночку они свои проблемы не решат. Поэтому сегодня надо помогать им, даже если думать только о самих себе. И едва ли не самое главное в данном контексте: все достижения (и позитивные, и негативные) в деле борьбе с вирусом, все новые открытия, все пути создания вакцины и уж тем более сама вакцина и технология ее производства – все это должно принадлежать человечеству бесплатно и без ограничений. Никакой интеллектуальной частной собственности на вакцину от вируса, кто бы и где бы ее создал. Возможно ли такое решение в пространстве неолиберальных правил игры, изрядно сдобренных ныне национализмом и правым популизмом? Еще вчера я бы ответил – нет. Но ситуация меняется на наших глазах, меняется стремительно. Только одно свидетельство. Немного смешное. В России очень любят анекдоты. Они – барометр общественного мнения, лучше любых опросов, отражающий настроения большинства. За последние две недели самыми популярными стали социально-заостренные анекдоты про коронавирус. Приведу только один из них (он пришел к нам из Европы): «Испанская учёная-биолог: Вы платите в месяц миллионы евро ? шоу-герлз и футболистам и 201800 – биологам. Теперь вы хотите вакцину. Ну так идите к «звездам» Рональдо или Месси – пусть они её вам и отыщут». В этой шутке, как и в любой другой, есть доля шутки: мир позднего капитализма, живший производством симулякров (звезд, дерривативативов, брендов, трендов, хайпов) оказался неспособен ни предотвратить, ни решить проблему вируса (а возможно, он его и выпустил в свет, обрекая сотни тысяч, если не миллионы, на болезнь с угрозой смерти). Этот мир должен быть изменен. Еще накануне пандемии на это косвенно указало начало второго за последние 20 лет мирового экономического кризиса. Пандемия указывает на это прямо.
***
Завершаю. Импульсы солидарности, справедливости, интернационализма – это реальные ростки того нового общества, которое мучительно, через противоречия, кровь и пот рождается вот уже второе столетие. 150 лет назад Маркс и Энгельс назвали его «царством свободы», коммунизмом. Это правильное имя. У него правильное содержание: солидарность, справедливость, интернационализм. А еще свобода. Свобода познавать законы исторического развития и изменять мир в соответствие с ними. Этот мир пора изменять. Завтра может оказаться слишком поздно. Если мы сегодня не пойдем влево, завтра на нас опустится коричневая чума фашизма – более страшная, чем коронавирус пандемия. Снова вВ повестку дня снова встает эта альтернатива – либо-либо:. «Либо коммунизм, либо варварство» PS. То, что здесь написано – мысли, которые рождались у автора на протяжении последних двух-трех дней в диалоге с моими товарищами по российскому движению «Альтернативы» – Людмилой Булавкой, Андреем Колгановым, Натальей Яковлевой и другими. Я превратил их в текст буквально за один вечер. И буквально в тот же вечер, уже после того, как я написал этот текст, мне встретились в Интернете две статьи, посвященные почти буквально этой же теме – известного словенского интеллектуала Славоя Жижека и молодого украинского активиста Юрия Латиша. А 28 марта Кургинян заговорил по каналу Общественного российского телевидения в программе «Право знать» о необходимости возродить советского человека – иначе не решить навалившихся на нас проблем. Это хороший знак. Призрак коммунизма вновь бродит по миру!
Москва, 27 марта 2020 г.
Саша! Добавить вроде нечего. Ты все четко расписал. Впрочем, есть вопрос: не знаю, надо ли развивать эту тему, но Кургинян сказал и о еще одном, достаточно очевидном аспекте проблемы. Если не решать проблемы по-коммунистически (хотя ЭТО слово он не произносил, говоря все время о советской системе), их будет решать фашизм. Снова в повестку дня встает эта альтернатива – либо-либо. «Либо коммунизм, либо варварство» (не помню, чье авторство).
[1] Фрагмент статьи опубликован в «Литературной газете» 1 апреля 2020 г. (Бузгалин А.В. «Петух клюнул»). См.: https://lgz.ru/article/-13-6731-01-04-2020/petukh-klyunul/
|
|||
|