|
|||
Александр Бузгалин. Самоизоляция как путь к… солидарностиСтр 1 из 3Следующая ⇒ Александр Бузгалин Короновирус рождает импульс коммунизма[1]
«Не было бы счастья, да несчастье помогло» Русская народная пословица
Пандемия коронавируса обнажила едва ли не самые глубокие проблемы нашей жизни, ее главные противоречия. Одна сторона медали постоянно муссируется масс-медиа: мы стали боятся друг друга. Мы мечтаем о прекращении международных контактов. Мы хотим вообще отказаться от личного общенияых контактов. Мы виним во всем китайцев (американцев, итальянцев, русских… - вставить необходимое). Еще шаг и появится расизм. Мы стали говорить о рождении «нового мира», в котором люди боятся не только пожать друг другу руку, но и вообще боятся друг друга… Но есть и другая сторона медали. «Вдруг» выяснилось, что в мире есть много таких вещей, которые не купишь ни за какие деньги. Что самые сложные проблемы нельзя решить при помощи «невидимой руки рынка». Что их нельзя решить в одиночку. Что наш мир един и спасать его надо всем вместе, ибо при всей важности карантинов и изоляций, мы только все вместе, в мире в целом, можем победить эту беду. И карантин есть не столько средство спасти себя, сколько императив спасения всех. Пожалуй, от общих слов надо перейти к фактам и постараться их осмыслить. Осмыслить, для того, чтобы понять суть проблемы и стратегию ее решения.
Самоизоляция как путь к… солидарности Факт номер один: мы стали боятся даже друзей. По сетям гуляет анекдот: «Друзья, в эти непростые дни мы должны быть как можно дальше друг от друга». Но есть и другой тренд. Еще недавно исповедовавший лозунг «каждый сам за себя» рациональный рыночный эгоист начинает понимать: «мы все в одной лодке!». Что-то меняется прямо на наших глазах. Бывшее еще недавно «прикольным» исключением стремление молодежи к помощи старикам и участиюе в работе волонтерских организаций становится если не правилом, то массовым явлением. Итальянцы в 6 вечера аплодируют на балконах медикам и поют друг для друга песни. Студенты МГУ просят преподавателей старше 65 не стесняться и обращаться за помощью. В молодежном субпростространстве впервые не только в левых гетто, но и в массовых соцсетях взаимопомощь становится трендом. Индивидуализм как главный лозунг жизни уже не столь почетен, как еще месяц назад. А еще пустеют мегамоллы и мы вдруг на практике убеждаемся, что можно жить без шопинга. Что жить ради покупки новой машины вовсе не круто, а скорее глупо. Что можно всей семьей читать книги и смотреть кино. Миражи общества потребления начинают дрожать и таять, расплываясь в новой социальной атмосфере… Нет, мы еще не пришли к победе коммунизма, но впервые после ухода «реального социализма» миллионы людей всерьез задумались о важности иных, нежели деньги, бренды и тренды ценностей. О возможности жить каждоденевно в мире не конкуренции, а солидарности. Это слово – солидарность – сегодня перестали бояться произносить даже либеральные политики. Почему? Потому, что этого требует жизнь. Борьба всех против всех и невидимая рука рынка не могут решить проблем пандемии – для борьбы с ней требуются по преимуществу нерыночные меры. Главными силами противостояния общей беде становятся государственное регулирование и общественная инициатива, взаимопомощь, самоограничение, подчинение своего «эго» решеинию общей проблемы. Наличие столетиями отрицавшегося либералами общенародного интереса становится реальностью, очевидной для каждого. Но! Но современные национальные государства, а тем более мировой рынок, контролировавшийся до недавнего времени глобальными игроками, не способны решать проблемы там, где требуеются скоординированные действия людей, доверяющих власти, действия в интересах большинства, а не потакание интересам финансового капитала и нефтяных (информационных и т.п.) корпораций. В мире наблюдается довольно четкая картина: вирус косит людей тем сильнее, чем слабее общественный сектор и чем меньше государство ориентировано на интересы общества, а не олигархов и бюрократии. Альтернатива достаточно очевидна – планомерные, прямые (не-рыночные), солидарные действия государства и гражданского общества по поддержке жизненно важных систем. В первую очередь это касается здравоохранения, социального обеспечения, инфраструктуры, энергетики и связанными с ними производств. Здесь можно и должно смело идти на социализацию (общественный контроль, прозрачность функционирования, подчинение управлению в интересах общества) и частных, и общественных корпораций и нарушение рыночных институтов. Идти по пути, установленияавливая четкихе, прозрачныхе, последовательно реализуемыхе новыхе правила игры, нацеленныхе на реализацию общенародных интересов. Принцип неприкосновенности частной собственности и иИнтересы максимизации прибыли здесь должны отойти на второй план. В какой мере и какие государства смогут это сделать зависит в том числе и от граждан, от того, насколько внятно, последовательно и активно мы потребуем этого от власти. Пора вспомнить казавшийся утопией лозунг романтических левых: «Люди, а не прибыль!». Пандемия именно его ставит во главу угла.
|
|||
|