Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приложение А. Комментарии. 209 научного редактора



                                                           и речи.......150    

Нарушения зрительной перцепции........................... 151


7
208 приложения                                              Предисловие

Приложение А. Комментарии.............................. 209          научного редактора

1. Что такое сенсорная интеграция?......................... 209

2. Развитие сенсорной интеграции:

от рождения до школы........................................ 210      Готовить к изданию книгу Э. Джин Айрес - огромная честь

3. Нервная система: взгляд изнутри.......................... 212      и удовольствие. Во-первых, потому, что впервые на рус-

4. Что такое нарушения сенсорной интеграции?..... 213      ском языке выходит книга, пожалуй, самого известного в

5. Нарушение работы вестибулярной системы........ 214      мире детского эрготерапевта . А во-вторых, потому, что,

6. Диспраксия развития.............................................. 216      как я искренне надеюсь, знакомство с подходом автора к

7. Тактильная гиперчувствительность...................... 218      анализу проблем и терапии"" поможет специалистам и ро-

8. Зрительная перцепция и нарушения слуха и речи... 220  дителям по-новому взглянуть на трудности детей с нару-

9. Ребенок с аутизмом............................................... 222      шениями сенсорной интеграции и помочь таким детям.

 

10.Оценка и вмешательство..................................... 223            Э. Дж. Айрес начала работу над принципами терапии,

11. Что могут сделать родители............................... 224      основанной на сенсорной интеграции (сенсорно-интегра-

                                                                                             тивной терапии)***,  в 50-х годах прошлого века. Это было

Приложение В. Обзор литературы.................... 227          ________________________________________________

Эволюция нервной системы...................................... 221      * Объяснение встречающихся в книге терминов дано в Словаре

Адаптивный ответ...................................................... 228      терминов на с. 249. - Прим. науч.ред.

Причины нарушений сенсорной интеграции........... 233      ** Слово «терапия» здесь, как и во всей книге, используется для

Стимулирующая среда и нормальный мозг............. 234      обозначения подхода к помощи, собственно вмешательства спе-

                                                                                           циалистов, а также того, что происходит на занятиях. Таким об-

_                                                                                               разом, «терапия» в этих значениях не имеет ничего общего ни с

Приложение С. Терапевтическое оборудование…….237          разделом медицины, ни с использованием лекарственных пре-

паратов. - Прим. науч. ред.

Приложение D. Ответы на вопросы родителей....... .242         *** В английском языке словосочетание sensory integration ис-

                                                                                                             пользуется и для описания процессов обработки сенсорной инфор-

Словарь терминов…………………………………...249        мации в центральной нервной системе, и для названия специ-

           фического вида терапии - вмешательства, основанного на при-

влечении, стимулировании и улучшении процессов сенсорной

Предметный указатель......................................... .260         интеграции. К сожалению, в русском языке такое окончание см. на с. 8


 8

время всплеска научной мысли, когда самые разные спе-       черты. Во-первых, это строгая нейробиологическая осно-
циалисты активно искали пути помощи детям и взрослым     ва, обусловленная четкими теоретическими позициями
с нарушениями развития, а также с неврологическими            обоих авторов. Интересно, что и идеи Карела и Берты
проблемами. Именно оттуда берут свое начало Бобат-          Бобат, и взгляды Э. Дж. Айрес на работу мозга базирова-
терапия и другие нейроразвивающие методики, Войта-          лись на иерархических представлениях о функциониро-
терапия и кондуктивная педагогика А. Петё. Специалис-        вании центральной нервной системы. Это объясняется
ты по физической реабилитации (физические терапевты),      очень просто: иных взглядов тогда еще и не существова-
эрготерапевты, педагоги и психологи пытались выявить         ло! Однако и нейрофизиологические подходы к помощи
связи между представлениями о работе центральной              людям с поражениями мозга, и сенсорная интеграция во
нервной системы (ЦНС), патологией, симптомами нару-        многом предвосхитили принятую сейчас системную мо-­
щений, которые они наблюдали, и полученными ими эм-       дель организации работы ЦНС, в основе которой лежат
пирическими данными об эффективных и неэффектив-           представления о горизонтальных связях между различ-­
ных приемах помощи пациентам. Это было удивительное     ными областями мозга, о взаимной зависимости и рас-
время: уже тогда специалисты высказывали идеи о рабо-       пределении контроля над функциями, а также об опреде-
те мозга, которые много позже нашли экспериментальное     ленной автономии отдельных функциональных областей
подтверждение и были сформулированы как новые теории    ЦНС. Еще одно сходство упомянутых терапевтических
организации нервной системы. Множество разработанных     подходов - их междисциплинарный характер. Самые раз-
ими подходов к помощи остаются актуальными и сейчас.      ные специалисты могут использовать эти идеи, чтобы
Прежде всего, это Бобат-терапия и сенсорная интеграция      лучше понять нарушения ребенка и, возможно, в чем-то
Э. Дж. Айрес.                                                                               изменить свою работу. А если и физические терапевты, и
Оба эти подхода, совсем разные и адресованные лю-              эрготерапевты, и психологи, и педагоги, и родители будут
дям с абсолютно несхожими проблемами, имеют и общие     исходить из одних и тех же теоретических предпосылок,

____________________________________________________      объясняющих состояние ребенка, и придерживаться об-

начало см. на с.7 двойное использование термина неприемлемо. Возмож-             щих практических подходов к помощи, это послужит фун-

но, через некоторое время специалисты согласятся с введением    даментом эффективного взаимодействия между ними и,

термина «сенсорно-интегративная терапия» вместо крайне         в конечном счете, повысит эффективность вмешательства.

неудобного как в письменной, так и в устной речи объемного              и наконец, оба подхода не являются «наборами» упраж-

описательного определения, что было бы разумнее сделать и с             нений, перечнями инструкций, которые подойдут любому                                                                    языковой точки зрения. Пока же, в первом издании, мы исполь-                    ребенку, - они представляют собой системы анализа про-

зуем более громоздкие словосочетания, например, «терапия,                        блем и нарушений, четкие обоснования выбора вмеша-

основанная на сенсорной интеграции». - Прим. науч. ред.                                                                                                         

                                                                                              


                                              9

тельства, проведения терапии и оценки эффективности.            алисту или тому же студенту урок общения с родителя-

Этот момент часто ускользает от внимания читателей и          ми? Э. Дж. Айрес последовательно и тактично учит всех

теряется при пересказе идей авторов, что приводит к                нас - и опытных специалистов, и новичков, и людей, да-

ошибочному пониманию сути вмешательства. Так, кача-         леких от медицины и реабилитации, - понимать пробле-

ние на мяче само по себе не имеет ничего общего с Бобат-      мы, приводит удивительно образные иллюстрации, позво-

терапией, а раскачивание на качелях или катание на ро-           ляющие «примерить» на себя различные нарушения сен-

ликовой доске автоматически не станет терапией, осно-           сорной интеграции.

ванной на сенсорной интеграции! Именно поэтому столь              Автор дает превосходный обзор процессов сенсорной

важно, что книга Э. Дж. Айрес наконец выходит на рус-           интеграции, которые непрерывно протекают в ЦНС, а

ском языке, и читатели смогут узнать о теории сенсорной       также анализирует, каким образом нарушения обработки

интеграции и терапии нарушений обработки сенсорной            и интеграции сенсорных сигналов влияют на такие важ-

информации из первых рук.                                                          нейшие сферы жизни ребенка, как эмоции, игра, соци-

Кому же адресована книга? Коллеги автора говорят            альное взаимодействие, регуляция поведения, обучение
о том, что Э. Дж. Айрес хотела написать ее прежде всего         и освоение двигательных навыков. Очень хочется наде-
для родителей, которые по разным причинам не могли             яться на то, что наша книга позволит расширить пред-
посещать занятия специалистов, направленные на раз-              ставление читателей о проблемах школьной успеваемо-
витие сенсорной интеграции. Это определяет язык изло-          сти, о процессе освоения письма, чтения и счета, о двига-
жения, которым написана книга. Возможно, кого-то из              тельной неловкости и неуклюжести некоторых детей и,
неврологов, нейропсихологов или других специалистов           частично, о страхах и неуверенности в себе, а также о мно-
и будут раздражать своеобразные метафоры автора, кото-       гом другом. Дети с нарушениями сенсорной интеграции
рые она использует для объяснения механизмов работы           и их родители получили в лице Э. Дж. Айрес прекрасного
мозга, или сознательно облегченный терминологический         адвоката, который поможет им доказать, что проблемы
словарь, но для меня способность говорить просто о слож-      в школе, общении со сверстниками и поведенческие труд­
ном является одним из достоинств автора и его книги.              ности - не результат плохого воспитания или лени ребен-
Так ли много мы знаем изданий по нейробиологии, кото-         ка, а реальная проблема, требующая пристального вни-
рые могут прочитать и студенты, и специалисты, и роди-         мания и планомерных занятий.

тели, и не просто прочитать, а понять мысль автора и по-             Хочется надеяться, что автор поможет и еще одной

cле прочтения «получить» общий язык для обсуждений           группе читателей, а именно детским неврологам, увидеть

проблем конкретного ребенка? Много ли мы видели работ,     иные перспективы помощи детям с проблемами сенсор-

которые на каждой странице давали бы молодому специ-         ной интеграции, кроме назначения лекарственных пре-


                                                               10

паратов. Совершенно естественно, что родители ребенка,        певт. В западных странах это отдельная специальность,

имеющего достаточно выраженные проблемы, особенно          и эрготерапевтов готовят на специальных факультетах

такие, которые мешают учиться, будут искать помощи            в университетах, начиная с первого курса. К сожалению,

специалиста. Естественно и то, что одним из первых спе-        в России эта специальность до сих пор не получила офи-

циалистов на их пути может оказаться невролог. К сожа-         циального статуса, несмотря на усилия многих западных

лению, чаще всего такой ребенок в результате обычного          и российских специалистов. Насколько мне известно, к

неврологического обследования получит стандартные на-       моменту выхода книги в России прошли два семинара по

значения витаминов, ноотропных препаратов и «препара-        терапии, основанной на сенсорной интеграции. Никакой

тов, улучшающих мозговое кровообращение». Э. Дж. Айрес   более основательной подготовки, специальных продолжи-

убедительно доказывает, что ребенок с нарушениями сен-       тельных курсов и всего того, что автор книги описывает

сорной интеграции нуждается в целенаправленном раз-            как необходимый уровень подготовки, в нашей стране

витии обработки и интеграции сенсорных сигналов, тера-        нет. Иначе говоря, найти эрготерапевта, прошедшего обу-

пия должна быть специфичной для каждого вида наруше-        чение в области сенсорной интеграции, пока весьма слож-

ний, а «традиционные» медикаменты, возможно, сгладят         но. Ближе всего к подходу автора, пожалуй, нейропсихо-

на время остроту проблем, но не научат мозг ребенка сен-      логи и некоторые физические терапевты. Необходимо

сорной интеграции. Кроме этого, под словом «терапия»           еще раз предостеречь и родителей, которые ищут помощи

автор подразумевает отнюдь не назначение препаратов,           для своего ребенка, и специалистов, которые хотели бы

а строго дозированную и четко простроенную специфиче-       заниматься этой областью терапии: сенсорная интегра-

скую тренировку нарушенных функций в специально ор-         ция - это сложная теоретическая и практическая область,

ганизованной терапевтической среде. Возможно, книга            и чтобы заниматься ею профессионально, недостаточно

подтолкнет кого-то из специалистов к тому, чтобы начать       просто пролистать эту книгу! Если вы увидели объявле-

подробно оценивать сенсорные функции и особенности           ние о том, что где-то ведет прием специалист в области

сенсорной интеграции ребенка и заниматься с детьми в            сенсорной интеграции, расспросите такого специалиста

«сенсорном спортзале», а может быть, работа Э. Дж. Айрес    об уровне его подготовки прежде чем доверять ему своего

стимулирует развитие в нашей стране такой важной об-           ребенка! Возможно, ваши собственные попытки помочь
ласти неврологии, как неврология развития.

Наконец мы подошли, пожалуй, к самому важному             * Подробнее узнать о развитии эрготерапии в России и устано-

вопросу: где можно найти помощь специалистов, подоб-         вить контакты со специалистами, которые развивают эту спе-

ных Э. Дж. Айрес, для ребенка с нарушениями сенсорной        циальность в нашей стране, можно, связавшись с Русской ассо-

интеграции? Как я уже говорила, автор книги - эрготера-          циацией эрготерапии (РАЭТ). - Прим. науч. ред.


                                                                                                                                  11

ребенку будут более безопасными и действенными, чем           рим ли мы об «обычном» ребенке или ребенке, отстающим
помощь псевдопрофессионала. При подготовке русского         в учебе, с церебральным параличом или синдромом Дауна,
издания книги Э. Дж. Айрес мы сознательно оставили               с нарушениями зрения или слуха. Абсолютно всем детям
в тексте контактные данные специалистов в Америке.               нужны сенсорный опыт, адекватная способность обрабаты-
Очевидно, что в нашей стране нет школьного отдела и от-       вать и интегрировать различные виды сенсорной инфор-
деления эрготерапии, но, возможно, описание стратегии           мации, формирование адаптивных ответов. Э. Дж. Айрес
поиска специалиста даст какие-то идеи нашим родите-             указывает нам, что есть путь, который может помочь
лям и профессионалам, которые стремятся организовать          всем этим детям, - развитие игровых навыков. Автор со-
помощь детям с нарушениями сенсорной интеграции. В           ветует присмотреться к поведению детей на детской пло-
конце концов, за последние десятилетия в помощи детям         щадке или в спортивном зале, наполненном оборудовани-
с нарушениями развития произошли огромные сдвиги.             ем для тренировки сенсорной интеграции. Ребенок сам
Может быть, в скором времени и для детей с нарушения-         интуитивно выбирает те виды сенсорной стимуляции, ко-­
ми сенсорной интеграции, которым посвятила свою                  торые нужны для развития именно ему. Мы, взрослые,
жизнь Э. Дж. Айрес, появится адекватная помощь!                    должны лишь дать ему возможность изучать потенциал

Обратимся еще раз к тексту книги. Автор все время            собственного тела, формировать адаптивные ответы и,

призывает не забывать о важной особенности нарушений         главное, найти для этого время и место. Автор призывает

сенсорной интеграции: их нельзя перерасти. Значит, у всех      нас внимательно отнестись к потребности ребенка к игре

нас нет времени, чтобы потихоньку и не спеша начать             и не заменять ее ранним обучением, компьютером и теле-

раздумывать о «возможном оказании помощи таким де-           визором. Сначала ребенок должен все попробовать, потро-

тям в будущем». Что же должны делать родители и рабо-        гать, потрепать, поэкспериментировать со всеми предме-

тающие с семьей специалисты, как только они заметили           тами, которые его окружают, подвигаться в пространстве,

у ребенка проблемы? Автор говорит о следующих важных      проползти, подлезть или залезть на все, что манит, -

вещах: об анализе проблем, поддержании позитивной са-         только так он приобретет опыт, необходимый для разви-

мооценки ребенка, развитии у ребенка навыков игры и -           тия. Последнее время я все чаще и чаще пытаюсь срав-

лишь в последнюю очередь - о поиске профессиональной        нить жизнь детей поколения шестидесятых-семидесятых

помощи. Для меня это значит, что даже не имея квалифи-        годов и жизнь нынешних малышей. Многие ли из сегод-

цированных специалистов, мы можем выполнять первые          няшних дошкольников смогут придумать, как сделать все

три пункта и приносить ощутимую пользу детям!                     оборудование магазина из подручных средств и «доста-

Мне хотелось бы остановиться еще на одном моменте:       вить» туда продукты из песка, глины, листьев, палочек и

сенсорная интеграция нужна всем детям. Не важно, гово-         прочего мусора и грязи, сколько мальчишек в три года су-


меют придумать, как приладить ложку к грузовику, чтобы    

получилась снегоуборочная машина? Сколько малышей          Вступительное слово

смогут все это до того, как родители купят им блестящие
пластмассовые игрушки, в которых за них всё уже сдела-­
ли, - и игрушечные пакетики, и весы для магазина, и все           Вот уже более тридцати лет я питаю глубочайшее уваже-
виды уборочной и прочей техники? Мне кажется, что ес-         ние к Энн Джин Айрес (Аnna Jean Ayres) и бесконечно
ли родители и педагоги прочитают книгу Э. Дж. Айрес,            ценю ее работу. Хорошо помню свою первую встречу с ней
они смогут по-другому оценить важность игры, активно-         в 1973 году, когда я возглавила отделение эрготерапии в
сти ребенка и всего многообразия его взаимодействия с           государственной школе и клинике «Пенхёрст» (Pennhurst
окружающей средой.                                                                     State School and Hospital), штат Пенсильвания. В этом

Как было сказано выше, сенсорная интеграция нужна         учреждении жили более тысячи детей и взрослых с нару-
всем детям. Конечно, ребенку с двигательными нарушени-      шениями развития. Именно против него был начат судь­-
ями или с нарушениями зрения нужна будет дополнитель-       боносный судебный процесс о «праве на образование».
ная помощь специалистов, чтобы дать ему необходимый         Фактически такие меры по улучшению качества жизни
сенсорный опыт, помочь «изучить» окружающую среду, схе-  пациентов «Пенхёрста», как создание отделения эрготе-
му тела, понять, как он может двигаться в пространстве.          рапии, упрочение его профессионального статуса, расши-
Однако несомненно одно: и специалисты, и родители най-       рение этого отделения и мое назначение туда, явились
дут в книге Э. Дж. Айрес множество важной и полезной           результатом того судебного разбирательства.
информации для занятий с «особым» ребенком. Может            Спустя несколько недель после вступления в должность
быть, скоро в каждой школе или детском саду, куда ходят       мне довелось наблюдать потрясающий пример работы с
дети с нарушениями развития, появится сенсорный спорт-       пациентом: тогда, на заре моей карьеры, я еще такого не
зал, оборудованный так, как хотела бы этого автор книги.        встречала. Вмешательство, которое проводила команда

В заключение еще раз поздравляю нас всех с выходом        высококвалифицированных эрготерапевтов, стало для ме-

этой прекрасной книги и надеюсь, что у самого знамени-         ня введением в терапию с использованием сенсорной ин-

того детского эрготерапевта появятся сторонники и по-            теграции. Я видела, как после сессии пациенты с сильной

следователи и в нашей стране.                                                           склонностью к самоповреждению и агрессии успокаива-­
                                                                                                                 лись и начинали более осмысленно взаимодействовать с

Екатерина Клочкова,                                                               окружающим миром. Я видела взрослых с тяжелыми нару-

директор АНО «Физическая реабилитация»,                         шениями развития, годами сопротивлявшихся вмешатель-

Санкт-Петербург                                                                     ству и социально изолированных: они уже сами искали


13

сенсорной стимуляции, которую давали им терапевтиче-              ведения исследования нам придется консультироваться

ские сессии, и тянулись к терапевтам, работавшим с ни-               с каким-либо экспертом. Команда, с которой я работала.

ми. В течение последующих трех лет я наблюдала у этих             составила список потенциальных консультантов и клас-

пациентов значительные и неуклонные улучшения: как                 сифицировала их в соответствии с опытом, предполагае-

представляется, они были связаны с тем самым иннова-                мой занятостью и гонораром. Безусловно, доктор Айрес,

ционным подходом в эрготерапии.                                                   которая открыла этот вид вмешательства и уже опубли-

Однако я понимала, что просто наблюдать подобные               ковала работы о его воздействии на детей с проблемами

положительные результаты в клинической работе недоста-          в обучении, была первой в списке, но мы полагали, что ее

точно. Как директор отделения эрготерапии «Пенхёрста» я          гонорар превысит наши финансовые возможности, да и

стремилась проверить эффективность этого вида вмеша-              времени на поездку в Спринг-Сити (Пенсильвания) у нее

тельства научными методами. Помехой служило то, что               не найдется. Я обзвонила несколько консультантов, и, к

отделение крайне плохо финансировалось, и никто из его             нашему удивлению, Дж. Айрес не только проявила наи-

сотрудников не обладал достаточным опытом научных ис-          больший энтузиазм и готовность работать с нами, но и

следований (на уровне Ph.D.*). Мы понимали, что для про-          попросила гораздо меньшее денежное вознаграждение,

чем остальные, менее квалифицированные потенциаль-

* Системы научных степеней в США и России различаются. Сте-               ные «эксперты». В итоге моим первым впечатлением от

пень Ph.D. обычно переводится как «кандидат наук», но факти-                  доктора Айрес стало осознание того, что во главу угла она

чески занимает промежуточное положение между степенями                     ставила поддержку научных исследований и разработку

кандидата и доктора наук, ее точный перевод – «доктор филосо-               более эффективной системы вмешательства, которая по-

фии» - дань историческому названию научной степени в старых                зволила бы улучшить качество жизни людей с нарушени-

европейских университетах. Степень ScD присуждается за дис-                 ями и их семей.

сертационные работы, которые вносят существенный вклад в                    "Королева-мать прибыла в отдаленное местечко Бри-
фундаментальную науку. Эта степень хоть и близка к российской              танского Содружества» - примерно так выглядел в наших
степени доктора наук, но не идентична ей: чтобы претендовать                 глазах приезд Э.Дж. Айрес в «Пенхёрст». Она провела с

на степень ScD, не обязательно сначала получать степень Ph.D.                 нами всего несколько дней, но я была ослеплена точностью

Степень EdD (дословно – «доктор образования» - звучит по-русски            ее клинических выводов, сверхъестественной способно-

несколько странно) соответствует степени Ph.D. Разница в том,                         стью помогать самым сложным из наших пациентов, ко-

что степень PhD  первоначально ввели в Великобритании, а сте-                торые, стремясь получить определенные виды сенсорной

пень EdD - в Гарвардском университете в США. Чтобы избежать                стимуляции, успешно справлялись с трудными задачами,

неточностей, мы сохранили оригинальные названия научных                    и ее знанием неврологии и исследовательского процесса.

степеней в их английском написании. - Прим. науч. ред.                            


                                                            14

Выступая в качестве консультанта, она щедро тратила             ла одним из четырех записавшихся на него клиницистов

время на общение с персоналом и взяла на себя часть кли-      с соответствующим опытом. Тогда я еще не знала, что обу-

нической работы, привлекая к участию в ней пациентов,          чение на курсе ОТ 610 сыграет ключевую роль в моем

оценивая работу их сенсорной системы и формулируя те-       становлении как ученого-клинициста, каковым я и явля-

рапевтические подходы, связанные с нашим исследова-           юсь сегодня.

тельским проектом. Перед нами был эрготерапевт, подоб-       Быть студентом Э. Дж. Айрес оказалось делом непро-
ного которому я до той поры не встречала: она была масте-    стым. Это означало ежедневно перерывать горы научных
ром, наставником с большой буквы, дотошным ученым,          публикаций из ее «практической» библиотеки, слушать ее
которым двигало исключительно сострадание к людям.            лекции, тщательно подготовленные и записанные от ру-
В течение последующих шестнадцати лет, по мере                   ки в больших желтых блокнотах, наблюдать, как она об-
укрепления нашего профессионального партнерства, мое         щается с родителями — крайне деликатно и участливо,
первое впечатление обретало все больше подтверждений.        быть свидетелем ее потрясающего профессионализма в
Мне хотелось работать рядом с ней, поэтому в 1976 году я      терапевтической работе с детьми, демонстрировать свои
приняла предложение занять должность ассистента про-          навыки оценки пациентов под ее тщательным наблюде-
фессора отделения эрготерапии Университета Южной              нием и получать от нее подробные письменные критиче-
Калифорнии. В мои обязанности входили преподавание           ские разборы и оценки наших действий и успехов. Помню,
и исследовательская работа в области сенсорной интегра-       она рассказывала, что как-то провела бессонную ночь, мыс-
ции. Доктор Айрес, содействовавшая мне в получении этой     ленно разбирая проблемы одного ребенка, чтобы утром
должности, в то время открывала свою частную практику        прийти на работу с уже найденным, неврологически обо-
в Торрансе, штат Калифорния, и одновременно занимала         снованным и оптимальным для него решением. Мы с кол-
пост адъюнкт-профессора в том же отделении. Одним из         легами видели, как она чинила оборудование и изобрета-
моих первых заданий в новой профессиональной роли              ла новые приспособления, которые удовлетворяли бы
стала разработка - в тесном сотрудничестве с Дж. Айрес          определенные сенсорные потребности конкретных детей.
- нового курса для аспирантов и опытных врачей, целью          Она не теряла ни секунды, помогая нашему становлению
которого была интенсивная теоретическая и практическая       как ученых и клиницистов. Исследования всегда были
подготовка в области сенсорной интеграции. Этот курс,           связаны с тем, что она преподавала, и на определенном
известный как ОТ 610 («Эрготерапия - 610 часов»), вклю-        этапе клиническая работа уже шла в русле ее следующих
чал 20 часов работы с пациентами под руководством Дж.        исследовательских проектов. Проще говоря, доктор Айрес
Айрес на базе ее практики и 6 часов семинарских заня-             подходила к своей работе как наставник и учитель, демон-
тий. Первые занятия курса начались в 1977 году, и я бы-          стрируя поразительную профессиональную проницатель-


    Вступительное слово     15

ность, преданность делу, научную тщательность и участие сомневались, что столь сложную теорию и подходы к вме-

к людям.                                                                                         шательству можно описать просто и доступно. Однако,

Уоррен Беннис (Warren Bennis), известный эксперт по        прочтя работу, мы были более чем когда-либо поражены

лидерству, говорил о нехватке людей, которые бы могли         талантом автора. Она сделала невозможное - в этом не

внести уникальный вклад в жизнь американского общест-        было сомнений. Излагая ключевые идеи теории сенсорной

ва. Он описывает их как мужчин и женщин, обладающих         интеграции и терапии простым языком, она написала ше-

«неповторимым голосом» и одновременно способностью        девр. В книге ясно и доступно описывалась природа сен-

предложить нам нестандартную перспективу и жизнен-            сорных нарушений, их влияние на повседневную жизнь

ную достоверность (предисловие к S. Sample. The Contra-        детей с такими нарушениями и на их родителей, а также

rian’s Guide to Leadership. San Francisco: Jossey-Bass,                пути и средства помощи. Одновременно ей удалось на-

2002). Именно благодаря огромному таланту Э. Дж. Айрес     писать книгу, которая могла бы помочь и взрослым, всю

и ее преданности профессии ее теоретические работы и           жизнь страдавшим от последствий нарушений сенсорной

терапевтический подход совершили революционный пе-          интеграции, лучше понять свои проблемы и успешнее с

реворот в практике эрготерапии и повлияли на терапию           ними справляться.

аутизма, нарушений развития и проблем в обучении, ко-              Вклад Э. Дж. Айрес в понимание сенсорных механиз-

торыми занимались другие специалисты. Сегодня в боль-        мов определенных поведенческих и эмоциональных про-

шинстве подходов к поведенческим и эмоциональным              блем у детей безоговорочен, а ее профессиональная чест-

проблемам детей признается ключевая роль регулирова-         ность в стремлении отыскать научную истину безупреч-

ния сенсорной сферы на подкорковом уровне в развитии          на. Написать предисловие к 25-му, юбилейному изданию

ребенка, влияние механизмов сенсорной интеграции и              книги «Сенсорная интеграция и ребенок» - это действи-

веетибуло-церебеллярных механизмов поддержания позы        тельно большая честь. Нынешнее издание, исправленное

и равновесия на обучение, а также то, что правильно по-          и дополненное, предназначено для эрготерапевтов и дру-

добранные виды сенсорной стимуляции и задач могут              гих специалистов, для родителей детей с сенсорными на-

улучшить качество жизни детей и взрослых с сенсорными       рушениями, а также для взрослых с подобными пробле-

нарушениями.                                                                                мами, желающих лучше в них разобраться. Под обложкой

Хорошо помню, что, когда Дж. Айрес завершила рабо-       нового издания - в высшей степени значимый научный

ту над рукописью этой книги, все, кто хоть как-то был свя-      труд. На его страницах вы найдете множество сокровищ.
зан с ее клиникой, тут же книгу прочли. Мы знали, что

книга адресована родителям и специалистам, не имевшим       Флоренс А. Кларк (Florence А. Clark),

никакой подготовки в области сенсорной интеграции, и            апрель 2004


                                                           16

                                                                                                       не важным инструментом для объяснения базовых кон-

Предисловие                                                                цепций данного подхода. Высоко ценят ее и родители,

                                                                                                                 ибо именно она поразительно изменила жизнь их детей.
                                                                                                                 Хотя сама работа не потеряла ни ценности, ни акту-
Доктор Э. Дж. Айрес начала разрабатывать теорию сен-           альности, для некоторых родителей ее структура пред-
сорной интеграции и связанные с ней процедуры оценки          ставляла трудность. Чтобы сделать книгу более доступной
пациентов и стратегии вмешательства в 1950-х годах.              для семей, группа сотрудников, связанных с Э. Дж. Айрес
После публикации в конце 70-х годов первого издания             и ее деятельностью, подготовила это новое издание. Со-
книги «Сенсорная интеграция и ребенок» многие аспекты        держание осталось тем же, но разделы, посвященные
ее работы стали широко известны. Несмотря на то что             «техническим» вопросам, были вынесены в приложения.
Э. Дж. Айрес была истинным ученым и наставником,                Также были добавлены фотографии, вопросники, советы
в первую очередь она была терапевтом, без устали рабо-         родителям, ключевые цитаты и иллюстрации, что сдела-
тавшим на благо детей и семей, пришедших к ней в кли-          ло текст более наглядным.

нику. Снова и снова она внимательно выслушивала ро-            Мы надеемся, что 25-е, юбилейное издание книги «Сен-

дителей, отчаявшихся понять поведение своих детей,               сорная интеграция и ребенок» сделает доступными более

объясняла и формулировала проблемы, предлагала план         широкому кругу семей потрясающие выводы и практи-

вмешательства. И часто уже одно это приносило семье об-      ческие решения, предложенные доктором Э. Дж. Айрес

легчение и надежду. Эту книгу доктор Айрес написала             в первом издании.
для того, чтобы семьи, не имеющие возможности попасть

к ней в клинику, тоже могли обрести надежду. Поскольку        Джина Джепперт Коулман (Gina Geppert Coleman),

она понимала, что родители, озабоченные нарушением            ассистент медицины,

развития или трудностями в обучении своего ребенка,              сертифицированный лиц



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.