![]()
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ (в академических часах): 3 часа.5. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ (в академических часах): 3 часа. 6. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: 506 аудитория, учебный корпус №2 Академии. 7. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: 7.1. Техническое оснащение: кодоскоп. 7.2.Методическое обеспечение: методические разработки для внеаудиторной работы студентов по теме « Тара, упаковка, маркировка медицинских и фармацевтических товаров.», О.А.ВАСНЕЦОВА. « МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ»: УЧЕБНИК.-М., ГЭОТАР-МЕДИА,2005г, О.А.ВАСНЕЦОВА. «Медицинское и фармацевтическое ТОВАРОВЕДЕНИЕ»: УЧЕБНИК - практикум.-М., ГЭОТАР-МЕДИА,2006г, З.И.Умаров, И.А. Наркевич, Н.Л.Костенко и др. « Медицинское и фармацевтическое товароведение» Москва 2003г КНИЖ.МИР,2003., .А.ВАСНЕЦОВА. «МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ» УЧЕБНИК.-М., ГЭОТАР-МЕДИА,2005г, Н.Б. ДРЕМОВА «МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ- М, МИА 2008Г 7.3.Наглядные пособия : Энциклопедия Лекарств Москва 2005г., Государственный Реестр Лекарственных Средств Москва 2008г., Справочник Видаль москва 2007г,.ГОСТ –Р 17768-80 Средства лекарственные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение. Образцы упаковок лекарственных средств. Плакаты
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ № 5. 8.1. Контрольные вопросы: 1. По каким признакам классифицируют упаковку для фармацевтических товаров? 2.Что включает в себя понятие « упаковка»? 3. В чем отличие упаковки от тары? 4. Какие существуют виды упаковки? 5. Какие требования предъявляют к упаковочным материалам? 6. Какова роль маркировки в сохранении качества продукции? 7. В чем различие видов маркировки и методов ее нанесения? 8. Каким требованиям должна соответствовать тара? 9. По каким признакам классифицируют укупорочные средства? 10. Какие основные экономические проблемы упаковки существуют в настоящее время?
8.2. Знакомство с нормативными документами и справочной литературой: Примерные задания тестового контроля Выберите один правильный ответ 1. Баллон аэрозольный относится к: а) первичной таре б) вторичной таре г) вспомогательным упаковочным материалам д) упаковочным материалам Выберите несколько правильных ответов 2. Маркировка может быть нанесена на: а) непосредственно на товар б) первичную тару в) вторичную тару г) групповую тару д) транспортную тару 3. Штриховой код, являясь элементом маркировки, несет следующую а) страна, где произведен товар б) предприятие-изготовитель товара в) дата производства товара г) вид товара д) цена товара 4. Признаки, по которым можно классифицировать тару: а) по материалу б) по цене в) по жесткости г) по назначению д) по степени защиты продукции 5. К вспомогательным упаковочным средствам относятся: а) этикетка б) ложка-дозатор в) ампула г) пробка д) колпачок Методика проведения самостоятельной работы (ориентировочная основа деятельности) 1 этап. Определить классификационную группу упаковки и установить, из каких компонентов она состоит. Для этого следует использовать сведения об основных признаках классификации упаковки (назначении, материале, эксплуатационных свойствах и т.д.) и о компонентах упаковки. 2 этап. Определить товарный вид основных компонентов упаковки. Для этого следует: 2.1. По рис. 4.1. найти соответствующие виды упаковки и занести в табл. 4.1 (графы 1-9). 2.2. Оценить качество упаковки и в случае несоответствия НД отразить это в графе 15 табл. 4.1. 3 этап. Оценить и расшифровать маркировку на упаковке. Для этого следует: 3.1. Найти регистрационный номер на упаковке, занести его в табл. 4.1 (графа 10) и расшифровать. 3.2. Определить срок годности товара по маркировке на упаковке, занести в табл. 4.1 (графа 11) и расшифровать. 3.3. Найти товарный знак изготовителя (завода или фирмы) и занести наименование в табл. 4.1 (графа 12). 3.4. Оценить качество маркировки. Результаты отразить в табл. 4.1 (графа 15). 4 этап. Установить факторы, влияющие на потребительные свойства и качество товара. Для этого следует: 4.1. Найти на упаковке условия хранения и занести в табл. 4.1 (графа 13). 4.2. Установить факторы, влияющие на потребительные свойства и качество товара и занести в табл. 4.1 (графа 14). 5 этап. Расшифровать штриховой код лекарственного препарата. Для этого следует: 5. 1. Найти штриховой код на упаковке. 5.2. Определить страну, в которой изготовлен лекарственный препарат. 5.3. Определить предприятие-изготовителя данного товара. 5.4. Сравнить полученные результаты с маркировочными данными на упаковке и сделать вывод.
Ситуационная задача
Провести товароведческий анализ упаковки лекарственного препарата Пантогам. Таблица 4.1. Маркетинговый и товароведческий анализ упаковки лекарственных препаратов
Эталон решения 1 этап. Часть исследуемой упаковки следует отнести к первичной, и она включает основные компоненты: тару, укупорочные средства и вспомогательные упаковочные средства; другую часть — ко вторичной упаковке, состоящей из компонентов: тары, укупорочного средства (метода укупорки). 2 этап. Товарные виды основных компонентов упаковки, найденные по графологической структуре, отражены в таблице 4.1 (графы 1-9). 3 этап. Находим на упаковке регистрационный номер — 79/1145/5. Это означает: 79 — дата регистрации (1979 г); 1145 — номер приказа; 5 — пункт приказа. Определяем срок годности товара. Для этого находим на упаковке серию — 35620605. Что означает: 3562 — порядковый номер. 5 — год выпуска товара (2005 г.); 6 — месяц выпуска товара; На упаковке указано, что товар годен до 06.08. Следовательно, срок годности товара — 3 года. Результаты заносим в таблицу 4.1 (графы 10-12). 4 этап. Находим в маркировке на упаковке условия хранения товара и отражаем их в таблице 4.1 (графа 13). Следовательно, основными факторами, влияющими на качество лекарственного препарата, являются свет и повышенная температура (таблица 4.1, графа 14). 5 этап. Находим в маркировке на упаковке штриховой код с цифровыми обозначениями - 4602193000094. Это означает: 460 — страна, где изготовлен препарат (Россия); 2193 — код предприятия-изготовителя (ПИК-ФАПМА); 00009 — код вида лекарственного препарата; 4 — контрольное число. Согласно маркировки на упаковке и Регистра лекарственных средств Пантогам действительно выпускается ПИК-ФАРМА (Россия). Таким образом, исследуемая упаковка, включающая первичную и вторичную упаковки, соответствует требованиям, предъявляемым нормативной документацией; маркировка также соответствует требованиям нормативной документации и Регистру лекарственных средств. Примеры заданий итогового тестового контроля Выберите один правильный ответ 1. На этикетке препарата Сульфокамфокаин 10%-раствор имеются следующие обозначения: Р.74.265.7 401 89 11 92 Год выпуска данного препарата? а) 1992 б) 1974 в)1989 д)1972
Срок годности поливитаминного комплекса «АлфаВИТ» с указа- а) 1 год б) 2 года в) 3 года г) 4 года д) 5 лет Установите соответствие между: 3. Видом потребительской тары и методом ее укупоривания: а) контурная тара из бумажной ленты А) склеивание б) стеклянная ампула Б) термосклеивание в) картонная пачка В) термосваривание г) шприц-тюбик Г) пайка д) этикетка-бандероль 4. Данными на препарат, указанных справа, — данным слева: а) 140986 А) регистрационный номер б) Р.73.1031.8 Б) серия препарата в) X 88 В) дата изготовления Г) срок годности Д) товарный знак завода-производителя 5. Укупорочными средствами и видом потребительской тары. а) банка из стекломассы с винтовой горловиной б) пробирка из дрота стекломассы в) банка из стекломассы с треугольным венчиком г) стеклянный аэрозольный баллон с защитным полимерным по- д) алюминиевая туба
A) Клапан нажимной переменного действия B) Металлическая закатываемая крышка с резиновой прокладкой Д) Натягиваемая полимерная крышка Е) Алюминиевый колпачок с резиновой пробкой Ж) Навинчиваемая пластмассовая крышка 3) Пластмассовая пробка с уплотнительным элементом
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|