|
|||
Вопрос 3. Структура социальной психологии ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Вопрос 3. Структура социальной психологии Центральной составляющей социальной психологии является её понятийный аппарат (система основных понятий), определяющий структуру личности, малых групп и психических состояний массовидных явлений. Социальная психология состоит из двух частей: теории и практики. Соответственно выполняет и две функции: теоретическую и практическую. В соответствии с выполняемыми функциями курс и учебники «Социальная психология» следует подразделить на две части: - «Основы социально – психологической теории». - «Прикладная социальная психология». Социально – психологическую теорию нельзя представить без таких теоретико - прикладных дисциплин, как «Политическая психология», «Этнопсихология», «Психология управления», «Экономическая психология», «Экологическая психология» и др. Что же касается содержания прикладной социальной психологии, то его «ядро» образует социально – психологическая диагностика, консультирование, воздействие и психотехнологии в социальной практике. Социально – психологическая теория является как бы «стволом дерева» социальной психологии, а её «ветвями» – отрасли прикладной социальной психологии. Главная задача социально – психологической теории состоит в освещении основных характеристик социально – психологических явлений, объяснении причин и механизмов, в построении прогнозов их развития, а также в научном раскрытии и обосновании существа приемов оказания социально – психологической помощи. Структура социально – психологической теории включает четыре компонента: 1) методологию; 2) феноменологию; 3) закономерности и механизмы; 4) теоретическое обоснование праксиологии («праксис» – организованное, координированное, сознательное действие), т. е. методики применения различных воздействий или их совокупностей с точки зрения их эффективности. Отечественная социальная психология имеет давние традиции. В прошлом социальная психология страдала от чрезмерных крепких «объятий» закосневшей в своих догмах философии, которые тормозили её развитие. Сейчас в области философии и социальной психологии ситуация кардинально изменилась. В качестве методологии социально – психологической теории выступают следующие принципы: - гуманистический принцип; - принцип «не навреди», т. е. соблюдение профессиональной этики; - принцип научного плюрализма, гарантирующий невозможность моногамии на истину, застоя в социальной психологии; - принцип идеологического нейтралитета; - принцип объективности. Основополагающим принципом отечественной социальной психологии должен стать принцип гуманизма: - обеспечение личностного роста; - самоактуализации «Я» (самоактуализация – наиболее полное выявление и развитие своих способностей, внутренних потенций); - преумножение общечеловеческих ценностей, т. е. критерием оценки теории и социально – психологической практики обязан быть тезис: «Человек мерило всех вещей». Однако нельзя сбрасывать со счетов роль политических, идеологических и экономических условий. Западная социальная психология более свободна от методологии. Вместо этого используется профессиональная «идеология», своеобразный этический кодекс – «свод» правил. В целом отличительная черта западной социальной психологии – сугубо прагматическая направленность. В США в 1990г. национальной ассоциацией социальных работников принят этический кодекс, в котором изложены основные принципы: 1. Поведение и компетентность социального работника. 2. Моральная ответственность социального работника перед клиентом. 3. Моральная ответственность социального работника перед коллегами. 4. Моральная ответственность социального работника перед работодателем. 5. Моральная ответственность социального работника перед профессией. 6. Моральная ответственность социального работника перед обществом. В настоящее время набирает силу критическая социальная психология, пытающаяся подвергнуть коррекции идеологизированный понятийный аппарат, превратить описательную социальную психологию в объяснительную, имеющую пусть развивающийся, но достаточно строгий понятийный аппарат, четко сформулированные задачи, которые она призвана решить, свою систему методов, продуманную систему планирования и координации научных исследований. Надо отметить, что в последнее время в области прикладных социально - психологических исследований возник своеобразный бум. В 90-ые гг. ХХ столетия в России возникли многочисленные центры прикладных социально – психологических исследований: общественного мнения, межнациональных конфликтов и др. явлений. Однако дефицит теории (научные традиции, ориентации, культура имеют решающее значение) обесценил их практическое значение. Отсутствие солидной теоретической базы снижает также эффективность социально – психологической диагностики, консультирования и воздействия. Потребность в социально – психологической теории возрастает и в связи с теми изменениями, которые происходят в различных сферах: экономике, обществе, управлении, национальных отношениях, экологии и др. Все это сопровождается социально – психологическими изменениями: переоценкой ценностей, ломкой картин мира и стереотипов, социальными стрессами, утратой смысла жизни, дегуманизацией отношений, сменой ролевого поведения, статуса, резкой дифференциацией общества, этнополитическими конфликтами. Коренной ломке подвергаются взаимоотношения в семье, малых и больших группах. Реальной стала проблема психического здоровья общества. Когнитивный диссонанс стал атрибутом многих слоев общества. В связи с этим чрезвычайно важное значение имеет создание теоретических основ: - социально – психологической диагностики; - социально – психологического консультирования; - оказания социально – психологической помощи (психогигиена, социальная реабилитация, психопрофилактика, групповая психотерапия, тренинги, социальное обучение, психологическое просвещение, ролевые игры).
Компоненты современного социально – психологического исследования: - формулирование социальных проблем, решаемых на основе собранных данных и их анализа; - четкое определение понятий и критериев описания; - построение выводов на основе данных, получаемых общепринятыми методами; - верифицируемость данных, т. е. доступность проверке со стороны различных исследователей. Специфика эмпирического исследования в социальной психологии: - соотношение теории и эмпирического материала, - характер эмпирических данных, - качество социально-психологической информации, - надежность и обоснованность данных. - проблема репрезентативности.
4. Основные типы данных. Для того, чтобы составить полную картину исследуемого явления, необходимо собрать три типа данных по интересующей характеристике: L, Q, T данные. 1. L-данные (от англ. life – жизнь) - это данные, получаемые путем регистрации каких – либо психических проявлений в реальной жизни (экспертные оценки). 2. Q-данные (question – вопрос) – выявляются с помощью опросников и других методов самодиагностики. 3. Т-данные (test-тест) – это данные, с помощью объективных тестов в строго контролируемых условиях, когда испытуемый не знает, на оценку какой характеристики направлена диагностическая процедура.
Существуют различные классификации и типологии социально-психологических методов: 1. Исследования и диагностики: - Наблюдение. - Опрос (беседа, интервью, тестирование). - Эксперимент (естественный, лабораторный, формирующий). - Анализ продуктов деятельности. - Моделирование. 2. Обработки и интепретации. 3. Терапии и коррекции: - Т – группы. - Группы встреч. - Гештальттерапия. - Психодрама. - Телесная терапия. - Терапия искусством. - Поведенческий тренинг. - Преодоление конфликтов и стрессов. 4. Мотивирования и управления: - Планирование. - Организация. - Мотивирование. - Контроль. 5. Обучения и развития: - Обучение. - Развитие личности. - Консультирование. Опрос –это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемых. Анализ продуктов деятельности(в педагогической практике): сочинения, дневники, альбомы по рисованию, журналы. Категория анализа – оценка. Моделирование –в основе данного метода лежит построение моделей изучаемого явления. Модель – это копия объекта, интересующая исследователя или явление в каком – либо аспекте. Модель предназначена для выделения самого главного. Пути исследования методов исследования и диагностики. С позиций современной психодиагностики классическими являются стратегии нормативно- и критериально – ориентированного тестирования. Интегративная психодиагностика должна иметь три основные особенности: - ориентироваться на обобщенный, целостный диагноз; - обладать полнотой технологического цикла обследования, изменения и проектирования, т. е. представлять собой синтез постановки диагноза, коррекции, конструирования и прогноза; - опираться на векторные, предельные признаки (типа психической устойчивости, направленности, уровня развития межличностных отношений). Для диагностики системных признаков необходима система методик, а не просто их набор. При этом важна последовательность методик, образующих систему. Применение подобных методов позволяет особо точно диагностировать интегральные по своей природе психические феномены и показатели типа психической устойчивости, направленности, уровня понимания или развития межличностных отношений. Диагностируемые явления должны рассматриваться как множество, система, процесс. Необходимо выделять спонтанные функции, структуры и функции. Вывод:Большинство диагностических приемов включает либо выбор, либо конструирование ответов, либо оценку.
|
|||
|