|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лекция 2. История формирования социально – психологических идейСтр 1 из 4Следующая ⇒ Лекция 2. История формирования социально – психологических идей Вопрос 1. Развитие социальной психологии с древности до ХIХ века Развитие социально-психологических идей в философских школах древности и нового времени. Философские воззрения Платона и Аристотеля. Эпоха Возрождения и социально – психологические представления Н. Макиавелли и Т. Гоббса. Место социально-психологического знания в социологических концепциях XIX века. Создание «системы позитивной морали» О. Контом. Влияние дарвинизма на становление социальной психологии (Ч. Дарвин, Г. Спенсер). Вопрос 2. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. События, предшествующие становлению социальной психологии как науки: развитие языкознания, накопление фактов в области антропологии, этнографии, археологии, успехи и потребности криминалистики, становление массового производства и развитие городов. Первые попытки создания социально-психологических теорий: «Психология народов» М. Лацаруса и Г. Штейнталя; специфический подход В.Вундта; «Психология масс» (Г. Тард. С. Сигеле и Г. Лебон); «Теория инстинктов социального поведения» В. Мак-Дуголла. Ограниченность этих теорий: спекулятивный характер, отсутствие экспериментальной практики. Формулирование ряда социально-психологических идей в русле марксистской философии и слабая представленность их в работах профессиональных психологов. Вопрос 3. Особенности развития социальной психологии в Европе и Америке. Начало экспериментального развития социальной психологии в США в первые годы XX века. «Американизм» подхода: переоценка малой группы как основного объекта исследования и лабораторного эксперимента как основного метода. Роль позитивистской философии в утрате интереса к теоретическому знанию. Возрастание значения прикладных исследований и их специфика в США. Элементы кризиса в американской социальной психологии в середине века и возврат к разработке теорий. Обозначение основных теоретических ориентации: бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм. Активизация социальной психологии в Европе после второй мировой войны и современная полемика между европейской и американской социальной психологией. Поиски «новой парадигмы» для социальной психологии XXI века. Профессиональная «идеология» западной социальной психологии и основные принципы этического кодекса: поведение и компетентность социального работника; моральная ответственность социального работника перед клиентом, коллегами, работодателем, своей профессией, обществом; принцип гуманизма.
Единственная роскошь – это роскошь человеческого общения Антуан де Сент Экзюпери «Общение– безусловный спутник человеческой истории и вместе с тем безусловный спутник в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей» (К. Маркс). Таким образом, корни общения - в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение и есть реализация всей системы отношений человека. Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные (деньги и товар), и личностные (речь продавца с покупателем). Общение можно рассматривать как способ объединения индивидов, а также как способ их развития. Отрицание может быть выражено словами «Ты не прав» или «Ты плохой» и предполагает известную долю подтверждения (хоть и с негативной оценкой), неподтверждение означает «Тебя здесь нет», «Ты не существуешь». Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. В межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интеграция сообщения, поступающего от коммуникатора реципиенту. Во – первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте и от отношения к нему, а также от всей ситуации, в которой протекает общение. Во – вторых, посланное им сообщение не остается неизменным – оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально – психологических особенностей личности реципиента, а также отношения последнего к автору, самому тексту и ситуации общения. Ориентация на собственные цели max •Противодействие •Сотрудничество
•Компромисс
•Избегание •Уступчивость m in Ориентация на цели min max другого
Типы взаимодействия: - кооперация и конкуренция; - согласие и конфликт; - приспособление и оппозиция. Таблица 1. Теории межличностного взаимодействия
Идентификация – отождествление. Эмпатия – сопереживание. Аттракция – привлечение. Выделяются два главных аспекта изучения процесса межличностной перцепции. Первый связан с исследованием психологических и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия, а другой – с анализом механизмов и эффектов межличностного отражения. Социальную перцепцию, или восприятие одним человеком другого, определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков.
Составляющие активного слушания
Структура требований активного слушания
Распространение сведений по официальным каналам: доска объявлений, информационные листки, регулярные обсуждения, собрания, и в форме слухов. Информация, распространяемая по каналу слухов, встречает меньшую критическую защиту.
Техники: - Проигрывание роли. - Переориентация. Вывод:Искусство общения предполагает: 1) безупречное владение письменной речью (обеспечивается образование); 2) хорошее владение устной речью; 3) умение правильно устанавливать оптимальное соотношение устной и письменной речи отдельно для каждой ситуации.
Задачи социальной психологии: - выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований; - «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработка специальной теории и специальной методологии исследований.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|