Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В теме 8 сообщений



Стыд

Сергей Путинцев

В теме 8 сообщений

Online Сергей Путинцев Решил вот обсудить часто используемое слово. Стыд — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество субъекта. Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно. Определения Едва ли не самое точное определение принадлежит Спинозе, который в III-й части своей этики (опред. 31) говорит: "Стыд есть неудовольствие, сопровождаемое идеей какого-либо нашего действия, которое другие, как нам представляется, порицают. Объяснение..... должно обратить внимание на различие, существующее между стыдом и стыдливостью. Стыд есть неудовольствие, следующее за поступком, которого нам стыдно; стыдливость же есть страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное. Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство, которое на самом деле не составляет аффекта; но названия более показывают их словоупотребление, чем природу". С точки зрения философии и психологии Больший интерес в исследовании стыда представляет эволюционная биология, получившая значительный толчок в исследованиях Ч. Дарвина, который стал рассматривать вопрос о том, как выражается стыд в организме человека (ср. Ч. Дарвин, «О выражении ощущений», СПб., 1872, гл. XIII, стр. 261—294). Далее, Дарвин ясно поставил вопросы: о происхождении чувства Стыда и о его постепенном развитии (ср. Дарвин, «Происхождение человека»). Интерес представляет не столько самое решение вопроса, сколько его постановка. Следует ли чувство стыда считать прирождённым, или же оно образовалось путём воспитания и унаследованных приобретенных привычек? Некоторые последователи Дарвина решают этот вопрос в последнем смысле, но они упускают из виду тот факт, что стыд вовсе не служит общественной пользе (а Дарвин нравственности человека приписывает общественный характер). «Когда является стыд, ещё не может быть речи о злоупотреблениях, а когда является злоупотребление, тогда уже нечего говорить о стыде». Если чувство стыда считать прирождённым, то в нём можно видеть один из признаков человека, отличающих его от животного. Писатели, утверждающие приобретённый характер стыда, естественно ищут аналогии стыда в царстве животных. Если этого не делал Дарвин, то менее осторожные его последователи утверждали, что чувство стыда можно встретить у некоторых животных (ср. Alix, «L’esprit de nos bêtes», П., 1890, стр. 399 и сл.; Роменс, «Ум животных», СПб., 1888; Менье, «Животные, способные к усовершенствованию», СПб., 1887; Houzeau, «Etudes sur les facultés mentales des animaux», т. I, Монс, 1872, стр. 286 и сл.), например, орангутангов, собак, слонов и т. д. До сих пор, однако, от психологии животных нельзя ожидать больших результатов, ибо приводимые факты неточны, а толкование их настолько произвольно, что напоминает рассказы о собаках Джерома Джерома в его этюдах о романе. Ещё, может быть, важнее исследования в области истории развития стыда у человека, нормального и ненормального, в различные возрасты (ср. работы Прейера и Перре о душе ребёнка) и в зависимости от пола. В психологической литературе можно найти дельные замечания по этому предмету, но наиболее богатый материал по этому вопросу доставляет психиатрия, трактующая о нравственном помешательстве (moral insanity); в особенности важна та область психиатрической литературы, которая касается эротомании и извращений полового чувства (ср. Тарновский, «Извращение полового чувства»; Moreau, «Des aberrations du sens génesiane»; Kraft-Ebing, «Psychopathia sexualis», Штутгарт, 1890), ввиду близкой связи, в которой находится чувство стыда с половой сферой. Ежели история индивидуального развития стыда в человеке может служить любопытной темой исследования, то в ещё большей степени интересны те изменения, которым подвергались представления о стыде в различные времена у различных народов. В общем, по-видимому, можно считать доказанным факт постепенного совершенствования идеи стыда и постепенного углубления самой стыдливости. Факты поразительного бесстыдства диких народов и народов, стоящих на низкой ступени раз 2 мая 2012 в 21:35|Редактировать
Online Сергей Путинцев С точки зрения социологии Большое значение имеет чувство стыда и в исследованиях социологического характера. С точки зрения общественной привлекают внимание главным образом два явления — брак с его различными формами (моногамии, полигамии, полиандрии и др.) и результатами и преступление. Подобно тому, как в области психической уклонения от нормы доставляют наиболее богатый материал исследования, так и в области общественной исследование преступлений и преступников, в которых притуплено чувство стыда, может быть для социолога интересно не только в теоретическом отношении. За школой Ломброзо нужно в этой области признать несомненную заслугу, несмотря на её скороспелые теории и увлечения (ср. Лино Ферриани, «Письма преступников»; Corre, «Les criminels», П., 1889; Havelock Ellis, «The criminal», Л., 1890). К этой же области социологических исследований следует отнести и те указания по отношению к чувству стыда, которые могут дать педагоги, имея в виду, с одной стороны, влияние школы (в большинстве случаев дурное), с другой — практическое указание средств к сохранению и развитию стыдливости во время школьного возраста. Наконец, серьёзного внимания заслуживает отношение государства к проституции и к домам терпимости как учреждению, в котором христианское государство официально признаёт искоренённым чувство стыда у одних существ ради поддержания бесстыдства в других. Затруднительность положения современного государства по отношению к проявлениям бесстыдства заметна и в других вопросах (припомним, например, бурю, поднятую в Германии по поводу закона Гейнце). 2 мая 2012 в 21:35|Редактировать|Удалить

 

Online Сергей Путинцев С точки зрения этики Чувство стыда может быть предметом исследования и в области этики; в этом отношении Владимир Соловьёв впервые указал («Оправдание добра», гл. I) на то, что чувство стыда не есть только отличительный признак, выделяющий человека из прочего животного мира, но что здесь сам человек выделяет себя из всей материальной природы. Стыдясь своих природных влечений и функций собственного организма, человек тем самым показывает, что он — не только природное существо, а нечто высшее. Чувством стыда определяется этическое отношение к материальной природе. Человек стыдится её в себе или, точнее, стыдится своего подчинения ей и тем самым признаёт относительно её свою внутреннюю самостоятельность и высшее достоинство, в силу чего он должен обладать, а не быть обладаемым ею. 2 мая 2012 в 21:35|Редактировать|Удалить
Online Сергей Путинцев С точки зрения эстетики Наконец, чувство стыда может быть предметом исследования с точки зрения эстетической. Литература по отношению к рассматриваемому вопросу может служить показателем не только историческим, но и эстетическим, то есть можно исследовать вопрос о том, как и в каких типических фигурах воплотили великие мастера слова чувство стыда. И не только литература, но и другие искусства (например живопись и скульптура) могут быть введены в круг исследования (ср. например I. В. Delestre, «Études des passions appliquées aux beaux arts…», Пар., 1853). При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907). 2 мая 2012 в 21:35|Редактировать|Удалить

 

Online Сергей Путинцев Библиотека, публикации The International Journal of Psycho-Analysis, (1983). A Theoretical Context for Shame Warren Kinston Перевод с английского Борисова Д.Г. Стыд, теоретический обзор Уоррен КИНСТОН http://www.psyq.ru/publications/kinston_shame.html 2 мая 2012 в 21:36|Редактировать|Удалить
Владимир Велич Серёга, спасибо за справку :) А сам-то ты как относишься к стыду :) ? 2 мая 2012 в 21:56|Редактировать|Удалить|Ответить

 

Online Сергей Путинцев ) Вовка, привет! мое отношение к нему - он у меня есть. ) По теме сформулирую позже. Непросто это - точность выражений. 2 мая 2012 в 22:17|Редактировать|Удалить
Владимир Велич Сергей, Серега, Привет-привет! :) Я коротко отвечу - стыд у меня тоже ещё пока есть :) Но, я вижу его скорее как кнут, а не как пряник. Мой знакомый ёжик бы сказал: неа, пузико не щекочет.. :) Возможно у меня включается прога из детства, когда система воспитания была построена на таком кнуте как стыд. Видимо передоз стыда получил.. вот меня теперь блокирует от него. У меня эта кнопка стыда как ресет в компе... Кто занет, если бы мои "наставники" применяли его в меру, то был бы эффект другой. А пока в моей палитре качеств у стыда цвет тёмно-серый. 3 мая 2012 в 0:05|Редактировать|Удалить|Ответить

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.