|
|||
Виды взаимодействия: кооперация и конкуренция ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Виды взаимодействия: кооперация и конкуренция Взаимодействие людей в процессе деятельности может быть разным: от взаимопомощи и работы на единый результат, до конфронтации, открытой борьбы за определенные ресурсы, сферы влияния. При всем многообразии форм взаимодействия людей можно описать два принципиально противоположных типа: · кооперация и · конкуренция. Кооперация – вид взаимодействия, основанный на координации единичных сил участников совместной деятельности, сопровождающийся упорядоченностью действий, осознанием включенности в общее дело, единения. Противоположные характеристики отличают конкуренцию, характеризующуюся соперничеством людей в достижении целей и средств, стремлением реализовать собственные интересы в ущерб другой стороне. Нередко следствием конкурентых отношений становится конфликт.
3. Изучить лекцию https://www.intuit.ru/studies/courses/3587/829/lecture/30794?page=7 . Тема 10.7. Социальное взаимодействие и общение и выполнить тест 10, скрин результата выложить в группе ВК по ссылке https://vk.com/club194396696
Типы взаимодействий Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперацию и конкуренцию. Кооперация, или кооперативное взаимодействие,означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Важным показателем кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников совместной деятельности. Выделяют три вида кооперативного взаимодействия: Ø объединение индивидуальных усилий (например, учителя в одной школе); Ø последовательная совместная деятельность (например, конвейер); Ø собственно совместная деятельность (например, актеры, играющие в одном спектакле) Конкуренция заключается в соперничестве. Наиболее яркой формой конкуренции является конфликт. Конфликт – это – противоречие, возникающие между людьми по значимым для них аспектам взаимодействия и нарушающее их нормальное взаимодействие, а потому вызывающее со стороны участников конфликта определённые действия по разрешению возникшей проблемы в своих интересах. К основным характеристикам конфликтов можно отнести следующие: 1. Конфликт – это распространённая черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а поэтому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни. Конфликт должен быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия. 2. Конфликт не всегда и необязательно приводит к разрушениям. Наоборот, это один из основных процессов, служащих сохранению целого. Конфликт – это не всегда плохо. 3. Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности: Конфликт-изменение-адаптация-выживание Если мы перестанем воспринимать конфликт как угрозу и начнём относиться к нему как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займём более конструктивную позицию. 4. Конфликт может быть управляем, причём управляем таким образом, что его негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы, а конструктивные возможно усилены. Конфликт представляет собой ту область, с которой можно и нужно работать. Выделяют конструктивные и деструктивные функции конфликта. Конструктивные функции конфликта: развивающая функция – он выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия; познавательная функция – обнаруживает возникшее противоречие; инструментальная функция – призвана разрешить противоречие; перестроечная функция – имеет объективные последствия, связанные с изменением обстоятельств. Деструктивные функции конфликта: § в конфликтной ситуации почти все люди испытывают психологический дискомфорт, напряжение, подавленность или чрезмерное возбуждение; § нарушается система взаимосвязей; § понижается эффективность совместной деятельности. Н.В. Гришина выделяет следующие типы конфликтов. v Социальный (процессы, которые протекают на уровне макроструктур) – это такой социальный процесс или ситуация, в которых одна социальная группа находится в сознательной оппозиции по отношению к одной или более другим группам, поскольку эти группы преследуют несовместимые цели. v Социально-психологический (на уровне межгруппового и межличностного взаимодействия). Речь идёт о малых группах – находящихся в непосредственном взаимодействии или на уровне взаимодействия личностей, их интересов и т.д. v Психологический (внутриличностный уровень) Столкновение различных личностных образований (мотивов, целей, интересов), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями. Основное условие психологического конфликта – это субъективная неразрешимость ситуации.
|
|||
|