Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Нормативное регулирование бухгалтерского учета



4.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета

в процедурах банкротства

В соответствии с требованиями Закона РФ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет ведется предприятием непрерывно с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ. С учетом этого возбуждение в отношении предприятия судебного производства по делу о несостоятельности (банкротстве), предполагающее в качестве одного из вероятных результатов ликвидацию предприятия, не является основанием для прекращения ведения в нем бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности и предоставления ее в налоговые органы.

В соответствии с требованиями закона РФ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ведение бухгалтерского учета (равно как и финансового, статистического) вменяется в обязанности арбитражного управляющего, исполняющего полномочия органов управления предприятия-должника. Бухгалтерский учет ведется предприятием на протяжении всего периода проведения в отношении него процедуры банкротства — в полном соответствии с требованиями профильного законодательства РФ.

В соответствии со ст. 6 и ст. 18 закона РФ «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия. В период антикризисного управления (проведения процедур несостоятельности, банкротства) таковым выступает арбитражный (внешний и конкурсный) управляющий.

Бухгалтерский учет на  предприятии в процессе банкротства рассматривается как система формирования специальной информационной базы.

Специфика бухгалтерского учета на предприятии, в отношении которого введены и проводятся процедуры банкротства, обусловлена:

- спецификой состава пользователей бухгалтерской (учетной) информации,

- составом и содержанием учетной информации, необходимой пользователям;

- наличием особого внутреннего пользователя бухгалтерской отчетности и учетной информации - арбитражного (временный, внешний, конкурсный) управляющего предприятия. Данное лицо выступает единоличным органом управления предприятием и реализует полномочия руководителя.

- наличием дополнительного внешнего пользователя. Им является арбитражный суд.

Задача бухгалтерского учета в период проведения в отношении предприятия процедур банкротства (в условиях антикризисного управления) — обеспечение арбитражного управляющего полной информацией, необходимой для соблюдения им установленного Законом о банкротстве порядка исполнения обязательств должника.

Бухгалтерский учет как система, изначально обобщающая информацию об обязательствах предприятия-должника, выступает исходной информационной базой для работы арбитражного управляющего. Временный управляющий обязан уведомить всех известных ему кредиторов предприятия-должника о принятии арбитражным судом к производству заявления о признании предприятия-должника несостоятельным (банкротом). Сведения о кредиторах предприятия содержатся в регистрах аналитического учета предприятия-должника. Достоверность исходных учетных данных определяет эффективность всей последующей работы арбитражного управляющего, что подтверждает особое значение бухгалтерского учета предприятия как первичной системы информационного обеспечения антикризисного управления.

 Сведения о кредиторах, участвующих в деле о несостоятельности (банкротстве) предприятия-должника, а также о размере их требований к должнику, содержатся в специальном документе, предусмотренном Законом о банкротстве, — реестре требований кредиторов. Данный документ формируется и ведется арбитражным (временным, внешним, конкурсным) управляющим.

Основные положения, которых целесообразно придерживаться арбитражному управляющему в процессе управления обязательствами предприятия-должника в ходе процедуры банкротства:

1) неотъемлемым условием погашения любого из обязательств, учтенных в бухгалтерском учете предприятия, является факт истребования исполнения со стороны кредитора;

2) каждое из истребованных к исполнению обязательств исследуется арбитражным управляющим на предмет возможности исполнения с учетом требований Закона о банкротстве;

3) все текущие обязательства предприятия подлежат распределению по надлежащим срокам исполнения и погашаются в полном соответствии с такими сроками: (в период финансовых затруднений нецелесообразно исполнять обязательства, сроки исполнения которых не наступили (соблюдение данного принципа обеспечивает рациональное распределение платежной нагрузки и позволяет обеспечить текущую платежную дисциплину в период проведения процедур банкротства);

4) формирование новых обязательств с учетом платежной нагрузки в соответствии с составленным платежным календарем (обычная функция финансового менеджмента, принимающая особое значение в период антикризисного управления);

5) строгий контроль за образованием текущих обязательств имущественного характера: текущие обязательства отвлекают, как правило, существенную часть имущественного комплекса предприятия-должника, возможного к использованию для погашения просроченной задолженности, т. е. восстановления платежеспособности предприятия.

Чтобы иметь возможность законно исполнять обязательства предприятия-должника, арбитражному управляющему необходимо в любой момент времени  иметь четкое представление о структуре, составе и размере абсолютно всех обязательств предприятия: в первую очередь об их содержании и сроках исполнения. Незаменимым инструментом для этого является бухгалтерский учет. Причем особое значение принимает такое свойство учета, как его раздельность. И в первую очередь — в части учета обязательств предприятия.

Обоснованное требование к бухгалтерскому учету предприятия в период антикризисного управления — реальность денежного выражения регистрируемых в учете имущества и обязательств предприятия-должника.

Под реальностью денежного выражения понимается соответствие стоимости объектов учета (имущества и финансовых обязательств), по которой они приняты к бухгалтерскому учету, ее реальной (фактической) величине:

1) имущество отражается по фактическому наличию и в оценке, соответствующей наиболее вероятной рыночной стоимости;

2) обязательства — по наступившим срокам исполнения и в четко установленной величине.

Исходя из классификации обязательств предприятия-должника, приведенной выше, авторами разработана и рекомендуется особая структура синтетических счетов (регистров) бухгалтерского учета обязательств предприятия.

Один из «долговых» массивов формируется на основе реестра требований кредиторов предприятия-должника.

Реестр требований кредиторов как особый процессуальный документ в процедуре несостоятельности (банкротства) максимально достоверно отражает состояние отдельной группы обязательств предприятия и поэтому имеет прямое отношение к бухгалтерскому учету предприятия-должника.

Результатом и инвентаризации и выявления кредиторов в ходе процедуры банкротства является обоснованная (достоверная) сумма финансовых обязательств предприятия.

Выявленные в ходе такой особой «инвентаризации» обязательств расхождения между фактическим состоянием расчетов и данными их бухгалтерского учета отражаются на счетах последнего в обычном порядке:

1) превышение фактической (выявленной) суммы обязательств над ее учетной величиной признается убытком и относится на уменьшение финансовых результатов деятельности предприятия;

2) если фактическая сумма обязательств предприятия меньше учетной их величины, разница относится на увеличение финансовых результатов деятельности предприятия.

Результативно проведенная работа позволяет достичь следующего:

1) определить массивы обязательств с различным режимом исполнения (в т. ч. просроченные «голосующие» обязательства, обязательства, исполнение которых запрещено в связи с мораторием и др.);

2) определить фактическое состояние (состав, размер) денежной кредиторской задолженности предприятия-должника (выявить основную сумму задолженности и сумму санкций);

3) контролировать погашение просроченной кредиторской задолженности (соблюдение ограничений, предусмотренных Законом о банкротстве);

4) оценить максимум просроченной задолженности, учитываемой для определения наличия признаков банкротства и возможности их ликвидации с целью восстановления платежеспособности;

5) отследить динамику текущих обязательств предприятия-должника с целью контроля за их своевременным и надлежащим исполнением, соблюдением ограни

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.