Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Трудовой стаж.



 

46. ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА СТАЖА

  1. Трудовой стаж
  2. Страховой стаж

46. 1 Трудовой стаж.

1. Общий трудовой стаж

2. Непрерывный трудовой стаж

2.1. Учет страхового и (или) непрерывного трудового стажа при определении размера пособия по временной нетрудоспособности

3. Специальный трудовой стаж

3.1. Специальный трудовой стаж при досрочном назначении трудовой пенсии по старости

3.2. Специальный трудовой стаж для установления компенсационных надбавок к заработной плате

3.3. Специальный трудовой стаж для установления стимулирующих надбавок к заработной плате

3.4. Специальный трудовой стаж при предоставлении дополнительных отпусков

4. Стаж работы по специальности

Трудовой стаж - это продолжительность трудовой или другой общественно полезной деятельности работника. Стаж является основанием для возникновения права работника на пенсионное обеспечение, отпуск, получение пособия по временной нетрудоспособности, а также в ряде случаев - надбавок к заработной плате.

С точки зрения пенсионного законодательства РФ, трудовой стаж - суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях). Данное определение трудового права содержится в ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Закон N 166-ФЗ).

Порядок исчисления трудового стажа установлен действующим законодательством, согласно которому существуют общие и специальные правила исчисления для разных видов трудового стажа. По общему правилу расчет стажа производится в календарном порядке: каждые 30 дней переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев - в полные годы (п. 35 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 555 от 24.07.2002). Специальные правила подсчета трудового стажа предусмотрены, в частности:

- Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 N 498 "Об утверждении Перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год";

- Постановлением Совмина РСФСР от 04.07.1991 N 381 "Об утверждении Перечня сезонных работ и сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых независимо от их ведомственной принадлежности в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы";

- Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Понятие "трудовой стаж" является обобщенным и имеет несколько разновидностей: общий трудовой стаж, непрерывный и специальный. Кроме того, в законодательстве РФ встречается и такой вид трудового стажа, как стаж по специальности.

1. Общий трудовой стаж

Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности независимо от имевшихся перерывов.

Ранее общий трудовой стаж применялся для определения права на назначение пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 01.01.2002. С 2002 г. вместо общего трудового для назначения пенсии требуется страховой стаж: право на пенсию по старости по достижении указанного возраста возникает при наличии не менее пяти лет страхового стажа (ст. 7 Закона о трудовых пенсиях).

Тем не менее понятие общего трудового стажа в настоящее время не утратило юридического значения и продолжает применяться. В частности, от общего трудового стажа зависит размер пенсии по старости или по инвалидности, а также пенсия по случаю потери кормильца. Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин - не менее 20 лет (п. 2 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях).

Общий трудовой стаж также имеет значение при назначении пенсии за выслугу лет. При определении права на пенсию за выслугу лет в общий трудовой стаж включаются:

а) трудовой стаж, установленный для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях;

б) страховой стаж, установленный для назначения и перерасчета трудовых пенсий Законом о трудовых пенсиях.

Так, право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста. Общий трудовой стаж при этом должен быть 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Это установлено п. "б" ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ N 4468-1).

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 Закона РФ N 4468-1, определен Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 (ред. от 15.02.2011) "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

Действие указанного документа распространяется также:

- на лиц, проходивших службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета РФ и имеющих специальные звания, а также на лиц, работавших в таможенных органах РФ в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенных из таможенных органов с правом на получение пенсии с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах РФ (Постановление Правительства РФ от 02.02.1998 N 103);

- на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, и их семьи с учетом особенностей прохождения службы в этих органах (Постановление Правительства РФ от 20.02.1995 N 155);

- на прокуроров и следователей, научных и педагогических работников органов и учреждений прокуратуры РФ, имеющих классные чины, и их семьи с учетом особенностей прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры (Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 942).

2. Непрерывный трудовой стаж

Непрерывный трудовой стаж - продолжительность работы на одном предприятии (в учреждении, организации) без перерыва или на разных предприятиях, если при переходе с одного предприятия на другое непрерывность стажа сохранялась в установленном порядке.

До 01.01.2007 непрерывный трудовой стаж учитывался для определения размера причитающегося работнику пособия по временной нетрудоспособности.

С 01.01.2007 для определения размера указанного пособия вместо непрерывного трудового стажа учитывается страховой стаж. Согласно ст. 7 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ) принимается во внимание наличие страхового стажа, в который включаются периоды работы и иной деятельности.

Тем не менее непрерывный трудовой стаж продолжает применяться в ряде случаев, в частности при определении права на получение различных доплат и надбавок к заработной плате, предоставлении дополнительного отпуска отдельным категориям работников.

Таким образом, непрерывный трудовой стаж имеет значение только при получении работником дополнительных гарантий и компенсаций, которые могут быть установлены ведомственными или локальными нормативными актами как мера поощрения и стимулирования.

Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет относятся к выплатам стимулирующего характера. Их размеры и условия назначения устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в бюджетной сфере с учетом Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях. Он был утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818. Например, надбавка за стаж непрерывной работы устанавливается:

1) работникам учреждений, входящих в систему МВД России (Приказ МВД России от 27.08.2008 N 751 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" вместе с "Порядком определения должностных окладов руководителей воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России, их заместителей, главных бухгалтеров", "Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России");

2) работникам учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Федеральной таможенной службы (Приказ ФТС России от 13.11.2008 N 1412 "Об утверждении Порядка выплаты работникам учреждений здравоохранения, находящихся в ведении ФТС России, и здравпунктов надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения");

3) работникам учреждений, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству России (Приказ ФМБА России от 03.09.2008 N 305 "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, подведомственных ФМБА России");

4) работникам бюджетных учреждений МЧС России (Приказ МЧС России от 22.09.2009 N 545 "О новой системе оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны");

5) работникам федеральных бюджетных научных учреждений, подведомственных Минздраву России, (Приказ Минздравсоцразвития России от 28.08.2008 N 463н "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации").

2.1. Учет страхового и (или) непрерывного трудового стажа при определении размера пособия по временной нетрудоспособности

При определении размера пособия по временной нетрудоспособности учитывается страховой стаж.

В то же время из положений ст. 17 Закона N 255-ФЗ следует, что если продолжительность страхового стажа, исчисленного по правилам, действовавшим до 01.01.2007, меньше продолжительности непрерывного трудового стажа работника за тот же период, то за продолжительность страхового стажа принимается продолжительность непрерывного стажа застрахованного лица.

Пример. Для определения размера пособия по временной нетрудоспособности работнику необходимо рассчитать стаж при условии, что он находился на военной службе по призыву в 2005 - 2006 гг.

Чтобы определить страховой стаж работника, в рассматриваемой ситуации необходимо:

1) рассчитать продолжительность страхового стажа данного работника за период до 01.01.2007 по правилам Закона N 255-ФЗ;

2) определить продолжительность непрерывного трудового стажа за этот же период. Служба по призыву в 2005 - 2006 гг. будет учитываться из расчета один день военной службы за два дня работы согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Непрерывный трудовой стаж граждан, уволенных с военной службы, сохраняется при условии, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а стаж ветеранов боевых действий на территории других государств, ветеранов, исполнявших обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, - независимо от продолжительности перерыва;

3) выявить, какая из двух величин больше, и добавить к ней продолжительность страхового стажа работника, рассчитанного за период после 01.01.2007.

Страховой стаж может оказаться меньше непрерывного, рассчитанного по ранее действовавшему законодательству, во многих случаях. Так, ранее в непрерывный трудовой стаж помимо периодов работы входила:

- служба в составе Вооруженных Сил СССР, в органах КГБ СССР, ФСБ России и МВД СССР и России, в народном ополчении и партизанских отрядах. При этом перерыв между днем освобождения от службы и днем поступления на работу или учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение (в том числе на подготовительное отделение), в аспирантуру, клиническую ординатуру, на курсы, в училище или школу по повышению квалификации, переквалификации и подготовке кадров не должен превысить трех месяцев;

- служба и периоды, когда женщинам-военнослужащим, уволенным из Вооруженных Сил СССР и органов КГБ СССР в связи с беременностью или рождением ребенка, выплачивалось пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком, если они поступили на работу или учебу до достижения ребенком возраста полутора лет;

- время работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах и должностях в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, в аспирантуре и клинической ординатуре независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением;

- время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования (технических, профессионально-технических училищах, мореходных школах, школах фабрично-заводского обучения и т.д.), если перерыв между днем окончания училища или школы и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;

- время обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров, если направлению на курсы или в школу непосредственно предшествовала работа либо служба в составе Вооруженных Сил СССР и РФ, в органах КГБ, ФСБ России и МВД СССР и России, народном ополчении и партизанских отрядах. Это было предусмотрено п. 8 Правил исчисления непрерывного трудового стажа работников при назначении пособий по государственному социальному страхованию (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 N 252) с учетом положений письма ФСС РФ от 25.10.2002 N 02-18/05-7418.

Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывалось в непрерывный трудовой стаж из расчета один день военной службы за один день работы, а нахождение на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы (п. 3 ст. 10 и п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").

Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности, за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости (ст. 256 ТК РФ).

С 01.01.2010 в страховой стаж включаются военная служба, а также иная служба, которая предусмотрена Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1. Эти изменения внесены Приказом Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 N 740н в Приказ Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам". До 01.01.2010 военная служба в страховой стаж вообще не включалась, поскольку страховые взносы в ФСС РФ за этот период не уплачивались. Исключением из правила являлось применение п. 2 ст. 17 Закона N 255-ФЗ.

Перечислены далеко не все случаи, когда непрерывный трудовой стаж может превышать страховой.

3. Специальный трудовой стаж

Специальный трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, выделенная из общего стажа либо по содержанию, либо по условиям труда.

Специальный трудовой стаж, выделенный по содержанию работы, значим для назначения пенсии за выслугу лет.

Стаж, выделенный по условиям труда, а также местности (например, работа в районах Крайнего Севера), дает право на определенные льготы при пенсионном обеспечении. Наиболее широкий круг льгот представляется тем, кто трудился на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах.

3.1. Специальный трудовой стаж при досрочном назначении трудовой пенсии по старости

Ранее действовавший Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" под специальным трудовым стажем понимал суммарную продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности.

В современном пенсионном законодательстве (в Законе "О трудовых пенсиях"; в Законе "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и в Законе "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей") понятие специального трудового стажа не определено.

Тем не менее согласно ст. ст. 27 - 28 Закона о трудовых пенсиях работник имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии (ранее достижения пенсионного возраста), если имеет определенный стаж. Этот стаж включает периоды работы на определенных должностях в специфических условиях (тяжелые, вредные и др.), с которыми связано льготное обеспечение граждан трудовыми пенсиями.

Помимо непосредственной работы по должности в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, включается также период обучения работника на курсах повышения квалификации. В отдельных случаях такое обучение является обязательным условием выполнения отдельных видов работ (ч. 4 ст. 196 ТК РФ).

Судами неоднократно рассматривались обращения граждан, которым отделения Пенсионного фонда отказывали в досрочном назначении пенсии на том основании, что у них не хватает стажа работы, не учитывая при этом время повышения квалификации.

Однако судебные органы занимают сторону работников и указывают, что такой вид обучения должен учитываться. Обосновывают это тем, что повышение квалификации является частью трудовой деятельности работника, на период которого за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата (ст. 187 ТК РФ). При этом с зарплаты в Пенсионный фонд уплачиваются страховые взносы (Определения Верховного суда РФ от 09.12.2011 N 67-В11-8, Санкт-Петербургского городского суда от 17.05.2011 N 7133, Московского городского суда от 08.09.2011 по делу N 33-28760/2011, Рязанского областного суда от 17.08.2011 N 33-1593).

Понятие "специальный трудовой стаж" используется в других нормативно-правовых актах, в частности:

- в ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и ч. 2 ст. 375 ТК РФ, которыми предусмотрено, что время работы освобожденного профсоюзного работника на выборных профсоюзных должностях первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж работы, в том числе и на вредном производстве (Определение Верховного Суда РФ от 09.07.2010 N 81-В10-4);

- в ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" указано, что время прохождения военной службы на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет. Такие должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Таким образом, понятие специального трудового стажа фактически продолжает использоваться, в том числе в юридической литературе и правоприменительной практике (Определение Московского городского суда от 02.11.2010 по делу N 33-31704, Определение Московского областного суда от 11.11.2010 по делу N 33-21403, Определение Московского областного суда от 24.03.2011 по делу N 33-6622).

В отличие от общего трудового стажа специальный стаж исчисляется в соответствии со списками профессий и должностей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".

Кроме того, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются Список N 1 и Список N 2 (утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"). Списки N 1 и N 2 применяются также с учетом разъяснений Постановлений Минтруда России от 30.09.1997 N 51, от 22.05.1996 N 29, от 23.06.1995 N 34, от 25.02.1994 N 18, от 11.05.1993 N 105, от 23.10.1992 N 26, от 16.04.1991 N 1.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 определен порядок применения списков производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденных Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ, в том числе для работников летного состава гражданской авиации, работников, занятых на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности и других.

Так, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, засчитываются периоды работы в гражданской авиации согласно Списку должностей работников летного состава авиации (утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459).

С учетом специального стажа устанавливаются пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также пенсия за выслугу лет. В частности, в соответствии с ст. 28 Закона о трудовых пенсиях право на досрочную пенсию по достижении возраста 50 лет имеют женщины, родившие двух и более детей, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Вопрос о праве на досрочную пенсию также регламентируют:

- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

- Указ Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 (ред. от 14.01.2011) "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих";

- Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516);

- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537);

- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781);

- Приказ Минздравсоцразвития России от 05.07.2005 N 440 "Об установлении тождества отдельных наименований должностей" и др.

Например, согласно ст. 7 Закона N 166-ФЗ федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию по выслуге лет, если стаж государственной гражданской службы составляет не менее 15 лет и замещение должности федеральной государственной гражданской службы составляет не менее 12 полных месяцев при увольнении с такой службы по основаниям, предусмотренным ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Таким образом, специальный стаж необходим для досрочного назначения пенсии в отличающихся от нормальных условиях труда либо по определенной профессии, должности (педагоги, медики и др.).

Перечень видов работ, периоды трудовой деятельности на которых подлежат подтверждению, и порядок их подтверждения утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2011 N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".

В трудовой книжке записи, учитываемые при подсчете стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства РФ. В том числе во избежание в дальнейшем у работника проблем при оформлении досрочной пенсии наименование должности необходимо указывать в точном соответствии с перечнями должностей (списками), утвержденными Указом Президента РФ от 20.09.2010 N 1141.

Стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, помимо трудовой книжки, может быть подтвержден другими документами, в частности военным билетом, справкой военного комиссариата (п. 6 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.12.2011 N 1648н).

3.2. Специальный трудовой стаж для установления компенсационных надбавок к заработной плате

Статья 129 ТК РФ определяет оплату труда как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Компенсационные выплаты призваны возместить вред работникам, чей труд связан с выполнением профессиональных обязанностей во вредной или опасной среде, а также в условиях, отклоняющихся от нормальных (например, в особых климатических условиях или на территориях, которые подверглись радиоактивному загрязнению).

Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления согласно ст. 135 ТК РФ устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В бюджетной сфере перечень компенсационных выплат, а также разъяснение о порядке их установления утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях". В этот Перечень, наряду с выплатами работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями, в условиях, отклоняющихся от нормальных, включены надбавки за работу со сведениями, составляющими гостайну, и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Работникам всех предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях (ст. 317 ТК РФ).

Поскольку до настоящего времени не принят законодательный акт, устанавливающий размер процентной надбавки, а также порядок ее применения, в соответствии со ст. 423 ТК РФ применяются законодательные акты СССР постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу РФ (письмо Роструда от 13.09.2006 N 1597-6-0).

Порядок определения стажа работы в районах Крайнего Севера регулируется Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 (далее - Инструкция N 2), и Инструкцией о порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, социальных гарантий и компенсаций, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 3 (далее - Инструкция N 3). Эти инструкции приняты в целях исполнения Постановления Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера", а также Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.1993 N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и в остальных районах Крайнего Севера".

Для определения районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, следует руководствоваться Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029).

С 01.06.1993 трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия (Постановление Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012). При этом необходимо помнить, что п. 1 Постановления N 1012, прерывающий трудовой стаж при увольнении за виновные действия, и аналогичное положение Инструкции N 2 признаны недействующими и не подлежащими применению Определением ВС РФ от 23.12.2004 N КАС04-596. До принятия Постановления N 1012 размер надбавок зависел от продолжительности непрерывной работы в соответствующих местностях.

Таким образом, размер надбавок зависит от наличия и продолжительности стажа работы в особых климатических условиях (п. 16 Инструкции N 2, п. 6 Инструкции N 3). При этом в отношении работников моложе 30 лет действуют особые правила начисления надбавок, предусмотренные в пп. "е" п. 1 Постановления N 458, пп. "г" п. 16 Инструкции N 2, п. 6 Инструкции N 3.

3.3. Специальный трудовой стаж для установления стимулирующих надбавок к заработной плате

Для федеральных бюджетных учреждений Перечень выплат стимулирующего характера утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях" (далее - Приказ N 818). В него включены:

- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

- выплаты за качество выполняемых работ;

- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

- премиальные выплаты по итогам работы.

В целях формирования единого подхода к установлению выплат стимулирующего характера федеральные структуры разрабатывают методические рекомендации для подведомственных им учреждений. В них определяются размеры, условия и порядок установления таких выплат. Перечень стимулирующих выплат в субъекте РФ, их размер и условия назначения устанавливаются соответствующими органами субъекта.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2007 N 808 утверждено Положение об исчислении стажа работы работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, для выплаты им ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет.

Согласно этому Положению право на ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет имеют работники:

- федеральных государственных органов;

- занимающие должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы. Их перечень определен приложением к Постановлению Правительства РФ от 24.03.2007 N 176 "Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы".

Разъяснение, утвержденное Приказом N 818, определяет, что виды, размеры и условия выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда.

Поскольку Перечень выплат стимулирующего характера, утвержденный Приказом N 818, является рекомендательным, учреждения вправе по своему усмотрению выбрать из него те виды стимулирующих выплат, которые будут производиться их работникам.

Таким образом, надбавка за выслугу лет выплачивается, если она предусмотрена коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения.

Например, Приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 28.08.2008 N 267 "Об утверждении Инструкции о порядке, условиях и размерах выплат работникам ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" установлено, что процентная надбавка выплачивается дифференцированно в зависимости от стажа в следующих размерах:

при стаже работы свыше 1 года - 5 процентов;

при стаже работы свыше 2 лет - 10 процентов;

при стаже работы свыше 3 лет - 15 процентов;

при стаже работы свыше 5 лет - 20 процентов;

при стаже работы свыше 10 лет - 30 процентов;

при стаже работы свыше 15 лет - 40 процентов.

3.4. Специальный трудовой стаж при предоставлении дополнительных отпусков

Исчисление стажа работы, дающего право на ежегодные оплачиваемые отпуска, регламентировано в ст. 121 ТК РФ. При этом ч. 3 ст. 121 ТК РФ устанавливает, что в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.

Дополнительные отпуска для некоторых категорий работников предусмотрены федеральными законами, которые регулируют их профессиональную деятельность и, как правило, устанавливают также дополнительные отпуска за многолетний стаж работы. Так, на основании п. 2 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" судье предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск с учетом стажа его работы по юридической профессии:

от 5 до 10 лет - 5 рабочих дней;

от 10 до 15 лет - 10 рабочих дней;

свыше 15 лет - 15 рабочих дней.

Дополнительный отпуск сверх основного за работу в особых условиях предоставляется работникам в размере от 6 до 36 рабочих дне



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.