Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Постмодерн



38. Постмодерн

Постстмодернизм распространился с начала 70-х годов XX века как тип мировоспрятия, согласно которому мир не рационально устроен, он сомнителен и непознаваем. Этот стиль, отрицая современный функцианализм, объединил различные концепции многочисленных экспериментаторов, существовавших в это время.
Еще в 1966-м году в США вышла книга Роберта Вентури «Сложность и противоречия в архитектуре», где были сформулированы принципы антифункционализма. «Я скорее за богатсво значений, чем за ясность значений; я за неявную функцию, так же как и за явную функцию. Я предпочитаю «и то и другое», а не «или то, или другое», и черное и белое, а иногда серое, - черному или белому». Постмодернизм не отрицает прошлое, а пересматривает его иронично, без наивности. Более в широком смысле это понятие начало применяться после издания книги Чарльза Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма»(1977 г.), ставшей третьей среди «книг века», посвященных архитектуре. Постмодернизм стал лозунгом, вокруг которого консолидировались разрозненные экспериментаторы. Постулат модернизма «форма следует за функцией» был разрушен. Семантическое значение объекта стало столь же важным, как и его практический смысл.
Постмодернизм обратился к декоративности и красочности, китчу и шику, индивидуальности и образной семантике элементов, к ироничности и цитированию исторических стилей. Архитекторы и художники постмодернизма использовали цитаты из не только прошлых стилей, но и из сюрреализма, китча, компьютерной графики. Постмодернизм отвернулся от монохромности, от рациональных форм.
В этом же 1977 году американский архитектор Роберт Стерн назвал «три его принципа или точнее подхода»: контекстуализм, аллюзианизм и орнаментализм. Первый принцип – подчинение архитектуры факторам, исходящей из конкретной среды и контекстов культуры; второй – введение в объект намеков (аллюзий), отсылающих к историческим стилям. При этом аллюзии отличаются от прямых цитат ироническим отношением к источнику. Третий принцип - круг архитектурных элементов очень широк, он выходит за пределы утилитарно необходимых.
В начале 80-х складывалось сосуществование различных концепций, связанных на уровне скрытых культурных значений, но воплощавшихся в несхожие визуальные модели. Это и постмодернизм, и хай-тек, и деконструктивизм.
Яркими представителями постмодернизма стали архитекторы: Роберт Вентури, Рикардо Бофилл, Чарльз Мур, Роб Криер, Майкл Грейвс, Альдо Росси, Ханс Холляйн. Многие из них работали и в области дизайна.
Начинавшийся в архитектуре с теоретических предпосылок, постмодернизм продолжился в дизайне в виде концепции коммерческой культуры, став, в итоге, ее частью. Постмодернизм создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя. Он дал толчок к поискам яркого и значимого дизайна с новым смыслом и экологической моралью.

По материалам:
«История дизайна» том 2, С.Михайлов
"История архитектуры. Утопии и реальность" в 2-х томах, А.В.Иконников

 

Дизайн постмодерна не избежал и такой черты постмодернистского типа мышления, как дегуманизация. Для современного графического дизайна характерно спокойное отношение к эпатажу, сюрреализму, садизму. Современный дизайн легко использует в качестве выразительных средств любые темы и образы, выходящие за рамки традиционной морали. Расчлененные тела, кровь, насилие, уродства, жестокость являются сегодня лишь средствами искусства. При этом, однако, современный дизайн остается максимально безопасным, нереволюционным, неагрессивным в силу того, что ни один из образов не показан серьёзно. В современном дизайне разрушение и жестокость отсутствуют как идеология, дизайнеры эксплуатируют безопасный вариант насилия - насилие, над сущностью которого никто не задумывается.

 

Разумеется, в современном дизайне нивелировалось понятие китча. Противопоставления элитарности и массовости уже не только не существует, но даже не обсуждается. Дизайн состоялся, если он понятен, и не состоялся, если он банален. Но даже это не обязательно. В сложившихся условиях, дурной вкус - это не банальность, не «гламурность» и не китч, а непонимание особенностей современной культурной ситуации, допускающей и банальность, и китчевость, и не терпящей только поверхностности, неумения думать, отсутствия логики.

 

Подводя общий итог, можно констатировать, что графический дизайн постмодерна - это визуальное выражение постмодернистского сознания. Это не столько область искусства или дизайна, сколько семиотическая среда - воплощенные и невоплощенные графические образы, ризоматически заполняющие реальное, виртуальное и мысленное пространство.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.