|
|||
Концептуальные поиски советских дизайнеровСтр 1 из 4Следующая ⇒ 37. Концептуальные поиски советских дизайнеров К началу 60-х годов в СССР сложился целый комплекс условий, способствовавший началу дизайнерского движения. В обществе возник новый морально-нравственный климат, оно стало более открытым к восприятию свежих идей и направлений в искусстве
Государственный дизайн. В 1962 году специальным постановлением Совета Министров СССР был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). На Институт возлагалась разработка и внедрение методов художественного конструирования, координация научно-исследовательских работ в этой области, методическое руководство работой специальных художественно-конструктор>ских бюро, обобщение и распространение лучшего отечественного и зарубежного опыта в дизайне, а также разработка проектов отдельных видов массовых и наиболее сложных изделий машиностроения и товаров культурно-бытового назначения. Марк Демидовцев. Малый городской автобус “Паз-турист”, Павловский завод, 70-е гг. Грузовой автомобиль-рефрежератор ”Зил 130, 60-е гг.
Дизайн-программы. Во второй половине 1970-х гг. во ВНИИТЭ была выполнена пионерная работа по созданию фирменного стиля “Союзэлектроприбор” (Д. Азрикан и Д. Щелкунов) и приведению к эстетическому однообразию всей продукции этого объединения, включавшего более 30 предприятий, научно-исследовательских и конструкторских организаций. Идея «дизайн-программирования» весьма напористо пропагандировалась в стенах государственного института центра дизайна. Эта ситуация имела значение для внутрипрофессиональной атмосферы, для определения приоритетов и ценностей профессии, для формулировки тех или иных научно-исследовательских тем. Лев Кузьмичев, Владимир Арьянов, Александр Ольшанский. Пожарный тягач, 1974 г. Если в западных странах основные силы дизайнеров работали над предметами быта, то “государственный дизайн” в СССР обратил свое главное внимание на сферу труда, общественного быта общественное питание, транспорт, образование и воспитание, здравоохранение. Это соответствовало социальным особенностям и идейно-политическим основам советской системы. Дмитрий Азрикан, Петр Алексеев и др. Серийный прибор и логотип “Электромера” производственного объединения “Союз-электроприбора” 1980-1981 гг.
Эксперименты и утопии. Сенежская студия. Реальная работа многих дизайнеров в Советском Союзе в 70-е гг. зачастую представляла собой дизайнерское проектирование в строгих рамках отраслевых конструкторских бюро. Это была скучная деятельность, когда мало, что внедрялось, превращала дизайнера в простого служащего, выполняющего однообразную и рутинную работу. Как своеобразный выход, а отчасти и протест сложившейся ситуации стало движение “Бумажное проектирование”, “Бумажная архитектура”, “Бумажный дизайн”, которое особенно ярко проявило себя Если в дизайне 20-х гг., делая уникальный проект или модель, постоянно думали о массовом производстве, ориентировались на него – то в 70-е, наоборот, стандартные материалы и технологии привлекались для того, чтобы создать вещи принципиально уникальные, единичные, выставочные.
|
|||
|