|
|||
Этапы формирования интеграции ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Этапы формирования интеграции Цели западноевропейской интеграции эволюционировали со временем. В процессе своего развития она прошла следующие основные этапы [3]: § Этап зоны свободной торговли (l958—1969 гг.). В этот период интеграция находилась на уровне зоны свободной торговли: в соответствии с Римским договором были постепенно отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю, установлен общий таможенный тариф и введена общая таможенная политика в отношении третьих стран. По мере того как либерализовалась двусторонняя торговля, между странами-членами интеграции возникали частичные зоны свободной торговли, причем каждая из них сохраняла свой национальный таможенный тариф в отношении третьих стран. С 1962 года была введена в действие единая сельскохозяйственная политика. С подписанием в 1963 году Яундского соглашения ряд развивающихся стран вступили в ассоциированные отношения с ЕС. В 1965 году три европейских сообщества приняли решение о слиянии своих исполнительных органов. § Этап таможенного союза (1968—1976 гг.) — этап активного развития преимуществ таможенного союза и внешнеторговой политики по отношению к третьим странам, сначала в рамках шести стран—основателей, а позже — в рамках постоянно расширяющегося ЕС за счет вступления Дании, Ирландии и Великобритании в 1973 году и Греции, Португалии и Испании в начале 80-х годов. Целенаправленная единая сельскохозяйственная политика дополняется в этот период единой политикой в области охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. На основе соглашения 1971 года между ЕС и ЕАСТ границы внутриинтеграционной зоны свободной торговли распространяются на 7 стран, являвшихся в то время членами Европейской ассоциации свободной торговли (Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания). На основе последовательно первой (1975 г.), второй (1979 г.) и третьей (1984 г.) Ломейских конвенций количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с 20 до 66. К этому же этапу относится начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 году было введено совместное плавание валют некоторых стран—членов ЕС в определенных пределах («валютная змея»), а с 1979 года начала функционировать европейская валютная система. § Этап общего рынка (1987—1992 гг.). На основе Единого европейского акта (Single European Act), а также подписанного в 1985 году документа White Paper по программе создания внутреннего рынка страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. В частности, было выдвинуто более 300 инициатив, направленных на обеспечение более полной свободы межстранового движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и определены три основные группы барьеров, которые необходимо устранить. В их числе — физические барьеры (пограничные таможенные посты и паспортный контроль), технические барьеры (различия в стандартах, непризнание образовательных сертификатов, приоритет национальным производителям при государственных закупках) и фискальные барьеры (различия в налогообложении). В этот же период страны ЕС перешли к осуществлению уже не просто согласованной, а единой политики в отдельных отраслях — энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития. Четвертая Ломейская конвенция расширила число развивающихся стран, находящихся в ассоциации с ЕС, до 69. Этап экономического союза (с 1993 года — по настоящее время). Усиление политической интеграции и форсированное развитие валютного союза на основе подписанного в начале 1992 года в голландском городе Маастрихте договора о Европейском союзе. Его создание основывается как на прошлых достижениях согласованной валютной политики, так и на новых инициативах. На первом этапе (1990-1993 гг.) валюты всех стран ЕС включаются в совместное плавание в рамках европейской валютной системы и устраняются валютные ограничения; на втором этапе (1994—1998 гг.) создается Европейский валютный институт и усиливается координация макроэкономической политики; на третьем этапе (с 1999 г.) сначала взаимно фиксируются курсы валют, а затем вводится единая валюта и создается единый европейский центральный банк. На этом же этапе вступит в силу соглашение о едином экономическом пространстве между 15 странами ЕС и 3 странами ЕАСТ (Исландией, Норвегией и Лихтенштейном). Результаты интеграции: Для того чтобы оценить, насколько создание той или иной интеграционной группировки соответствует интересам международной экономики в целом, в первой половине 90-х годов ряд независимых исследователей и специалисты Мирового банка сформулировали ряд критериев. В их числе следующие: · региональные торговые соглашения должны покрывать все отрасли экономики без исключения; · переходный период не должен превышать 10 лет и включать четкий график либерализации торговли в отдельных отраслях; · либерализация торговли на условиях РНБ должна предшествовать либо сопровождать образование любой новой интеграционной группировки, особенно если изначально тарифы являются высокими; · общий таможенный тариф, вводимый в рамках таможенного союза, не должен превышать самый низкий тариф, существовавший в стране с самым низким тарифом в соответствующей отрасли, или даже самый низкий тариф в рамках РНБ; · правила приема новых членов в интеграционные соглашения должны быть весьма либеральны и не препятствовать их расширению; · правила определения страны при нахождении товара должны быть прозрачными и не быть орудием протекционизма внутри группировки; · необходим быстрый переход к наиболее развитым формам интеграции, которые являются предпочтительными перед менее развитыми, поскольку обеспечивают более рациональное распределение и использование факторов производства; · после создания интеграционной группировки антидемпинговые правила не должны более применяться в отношениях между ее членами, а в отношениях с третьими странами должны быть установлены ясные правила их применения. Остановимся на истории создания и развития европейской интеграции, отметив ее ключевые события. 1957 год - подписание Римского договора. Начало ЕЭС или Общего рынка. Первые члены - Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Голландию, ФРГ. 1959 - первое снижение внутренних тарифов в ЕЭС. 1962 - разработка единой аграрной политики. 1967 - достижение соглашения по системе налогов на добавленную стоимость. 1968 - ликвидация всех внутренних тарифов и переход на единый внешний тариф. 1973 - вступление в ЕЭС Англии, Дании и Ирландии. 1979 - первые прямые выборы Европейского парламента. Вступление в силу Европейской валютной системы. 1985 - лорд Кокфилд представляет Европейскому парламенту Белую книгу, в которой перечислены 300 шагов, необходимых для устранения всех оставшихся ограничений на торговлю товарами и услугами. Документ принимает одобрение стран-членов и становится основой политики Сообщества. В конечном счете количество предложений сократилось с 300 до 164, которые и были одобрены Советом министров. 1986 - вступление в ЕЭС Испании и Португалии. 1987 - вступает в силу Акт о создании Единой Европы, который упрощает принятие решений и роль Европейского парламента. 1992 - год устранения повышения всех ограничений в торговле внутри ЕС. 1993 - завершение ратификации Маастрихтского договора. 1995 - вступление в члены ЕС Финляндии и Швеции. 1996 - решение о пробной эмиссии “евро” - единой европейской валюты. 1999 - введение в безналичный оборот 11 стран–член “евро”. Организационная структура ЕС включает в себя четыре органа. Комиссия ЕС (КЕС) со штаб-квартирой в Брюсселе по сути ничего не решает. Она изучает проблемы и разрабатывает предложения. Совет министров ЕС заседает также в Брюсселе и включает в себя по одному представителю от каждой страны. Этот орган уже имеет реальную власть. Европарламент - это выборный орган ЕС с официальным адресом в Люксембурге. Одно из его прав - право вето в отношении бюджета ЕС. Ежегодные сессии Европарламента проходят в Страсбурге. Комитеты его работают в Брюсселе. Высшим апелляционным органом ЕС, включающим по одному представителю от каждой страны, является Суд ЕС. В рамках ЕС действует законодательство, которое носит название “Европа-92”. Оно предусматривает определенную процедуру принятия решений. Современный период развития европейской интеграции проходит под законом реализации Маастрихтского договора. Договор был подписан в нидерландском городе Маастрихте в феврале 1992 года двенадцатью государствами-членами. Процесс ратификации завершился к концу 1993 года. Маастрихтский договор по своей значимости равен основополагающим договорам - Парижскому и Римскому. Его осуществление по существу будет означать появление экономической “сверхдержавы”. Решение глобальных проблем человечества, таких как проблемы охраны, продовольственная проблема, народонаселения и т.п., осуществляется во многом благодаря деятельности самой крупной и авторитетной организации - ООН. Именно ООН в соответствии со своим Уставом осуществляет международное сотрудничество через деятельность ряда своих специализированных учреждений. Рассмотрим кратко деятельность некоторых из них. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - этот международный орган призван регулировать всемирные торговые отношения. Дело в том, что Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) создано и действовало вне рамок ООН. Поэтому многие страны ставили перед ООН задачу - иметь в его структурах независимый и универсальный орган, призванный от имени мирового сообщества регулировать сложные проблемы международной торговли. В этих целях в 1964 году был основан автономный орган ООН для содействия международной торговле, ведению переговоров и разработки международных договоров и рекомендаций в этой области. В его составе в настоящее время находится около 170 государств. Важную роль играет такой орган, как Экономический и социальный совет (ЭКОСОС). О важности ЭКОСОС в системе органов ООН свидетельствует хотя бы тот факт, что на него приходится почти 70% всех бюджетных ресурсов ООН, а также личного персонала, не считая даже добровольных фондов и иных программ. Главные вопросы ЭКОСОС: · состояние мирового экономического и социального положения и подготовка фундаментальных обзоров и иных аналитических публикаций; · состояние международной торговли; · проблемы охраны окружающей среды; · экономическая и научно-техническая помощь развивающимся странам; · разные аспекты продовольственной проблемы; · проблемы социально-экономической статистики; · проблемы народонаселения; · проблемы природных ресурсов; · проблемы населенных пунктов; · проблемы планирования и мобилизации финансовых ресурсов; · роль государственного и кооперативного секторов в экономике развивающихся стран; · региональное сотрудничество; · составление программных социально-экономических документов; · разработка международных стратегий развития ООН, а также наблюдение за их реализацией и др. В системе органов ЭКОСОС действует пять региональных экономических комиссий: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА), Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА), Экономическая комиссия для Западной Африки (ЭКЗА). В целом именно экономическая и социальная сферы деятельности являются приоритетным. Конец формы Последние десятилетия XX века ознаменованы расширением и углублением процесса европейской интеграции, а также возникновением новых интеграционных группировок в разных регионах мирового хозяйства (АПЕК, МЕРКОСУР, НАФТА, СНГ и др.). Несмотря на то, что создание некоторых интеграционных объединений было мотивировано политическими соображениями, экономические факторы в их развитии в последнее время все больше играют роль ведущих. В краткосрочном периоде интеграция стимулирует международную торговлю и инвестиции. В долгосрочной перспективе сочетание большого рынка, более эффективного распределения ресурсов, возросшей конкуренции ведет к увеличению темпов роста экономик интегрируемых стран. В связи с этим особую теоретическую значимость имеют исследования эффекта, оказываемого экономической интеграцией на процесс прямого внешнего инвестирования, а также влияния заключения соглашения об интеграции на осуществление взаимных инвестиций внутри данного региона. Под взаимными инвестициями мы будем понимать капитальные вложения, осуществляемые между инвесторами стран, входящих в одну интеграционную группировку, и ограниченные ее рамками. Наиболее серьезная проблема, возникающая в процессе изучения данного вопроса — это многомерный характер подобного исследования, результаты которого будут варьироваться в зависимости от типа интеграционного объединения, уровня социально-экономического развития входящих в него стран, степени интеграции на начальном этапе и особенностей механизма ее дальнейшего углубления. В ранних теориях иностранного капитала инвестиции и международная торговля рассматривались как два разных способа вхождения на зарубежный рынок. Подобная трактовка на взаимодействия между торговлей и мобильностью факторов производства предполагает, что торговые барьеры могут послужить причиной для осуществления, так называемых прямых импортозамещающих иностранных инвестиций (ПИИ). Следовательно, устранение торговых барьеров приведет к сокращению объема таких инвестиций или даже вызовет репатриацию иностранных активов. В экономической литературе существует также утверждение, что основной причиной осуществления прямых капиталовложений является стремление ТНК интернационализировать свои активы. Для того, чтобы эффективно конкурировать на зарубежном рынке, где местные компании владеют информацией о рынке, предпочтениях потребителей и имеют опыт работы в данных условиях, иностранные компании должны обладать определенными монополистическими преимуществами, например, такими как новейшая технология или торговая марка. Эффективное использование таких активов требует от фирмы активизации своих международных операций через создание зарубежных филиалов или же путем передачи технологий с помощью лицензирования или слияния с местными компаниями. Таким образом, в данном случае ПИИ осуществляются при отсутствии формальных торговых барьеров. Представленные точки зрения различных экономических школ дают достаточно противоречивые объяснения в отношении эффекта региональной интеграции на иностранные и взаимные инвестиции. В случае либерализации торговли, которая делает экспорт товаров из одной страны в другую более привлекательным, следует, скорее всего, ожидать сокращения объема инвестиций, вызванных наличием торговых барьеров. Однако в некоторых странах интеграционной группировки взаимные инвестиции могут увеличиваться в ответ на изменение региональной структуры производства. Такой рост напрямую зависит от уровня интеграции, конкурентоспособности компаний и степени борьбы между ТНК за потребительские рынки. Такое потенциальное воздействие на взаимные инвестиции было описано Ч. Киндлебергером как “инвестиционное отклонение” (investment diversion)[1]. С другой стороны, в тех случаях, когда основным мотивом для инвестирования является интернационализация активов, региональная интеграция не создает предпосылок для сокращения ПИИ или вывоза капитала. Сокращение региональных торговых барьеров стимулирует потоки ПИИ между торговыми партнерами, давая возможность ТНК более эффективно работать на зарубежных рынках. Это обычно относится к вертикально интегрированным компаниям, где операции разных филиалов специализированы в соответствии с местными преимуществами, а свободная и предсказуемая торговая среда является хорошей предпосылкой для разделения труда на уровне фирмы. Таким образом, страны с изначально малыми ограничениями во взаимной торговле получат больше выгоды от интеграции, так как в этих странах мало проектов, которые могут быть завершены, благодаря устранению тарифных ограничений в торговле. Что же касается иностранных инвестиций, то и модель импортозамещающих инвестиций, и модель интернационализации активов предполагают увеличение объема поступающего в данный регион иностранного капитала. Данная величина будет расти, если средний уровень протекционизма в результате заключения соглашения об интеграции увеличивается. Объем ПИИ будет также расти, если он первоначально был ограничен размерами национального рынка. Общий же рынок может быть достаточно большим для того, чтобы инвестор принял положительное решение об учреждении нового зарубежного филиала. Вероятно, такой рост объема иностранного капитала характерен не для всего региона, а только для тех географических зон, которые обладают сильными местными сравнительными преимуществами. В связи с этим Ч. Киндлебергер ввел такое понятие как “создание инвестиций” (investment creation)[2]. Этот термин характеризует стратегические инвестиции, которые осуществляются иностранными фирмами в ответ на потерю рынков экспорта, когда их бывшие партнеры обратили свое внимание на поставщиков в интегрируемом регионе в связи с устранением барьеров в международной торговле. Если же структура инвестиций компании в начале интеграции состоит только из горизонтально организованных филиалов в нескольких (во всех) странах региона, то в этом случае ее работа не будет эффективной. Поэтому после заключения соглашения об интеграции ТНК часто принимает решение об оптимизации своей заграничной сети филиалов путем перевода их в регионы с наиболее благоприятными экономическими условиями. В этом случае наблюдается отток иностранного капитала из некоторых стран-участниц соглашения и, таким образом, интеграция ведет к сокращению объема ПИИ. В экономической литературе достаточно мало исследуется возможное влияние интеграции на инвестиции из стран-участниц интеграционной группировки. Это, в основном, связано с тем допущением, что торговые барьеры за пределами интегрируемого региона остаются неизменными. Однако, некоторое увеличение в исходящих потоках ПИИ, по нашему мнению, все-таки возможно. Например, если компания ограничена в осуществлении новых инвестиционных проектов или же у нее ограничен доступ к инвестиционному капиталу, то в этом случае ПИИ внутри региона и за его пределами для нее взаимозаменяемы[3]. Поэтому интеграция может привести к сокращению взаимных инвестиций и увеличению вывоза капитала за пределы интегрируемого региона. Однако это воздействие незначительное, и вполне уместно предположить, что либерализация торгового режима приводит к чистому увеличению ПИИ в данном регионе. Вместе с тем, для некоторых стран, подписание интеграционного соглашения может привести к потере иностранного капитала в связи с перемещением инвесторов в страны-соседи с более привлекательным климатом. Помимо либерализации торговли, существуют также и другие факторы, оказывающие влияние на инвестиционную активность в интегрируемом регионе. К числу основных следует отнести уменьшение или полное устранение ограничений на передвижение капитала внутри региона, а также улучшение национального режима для иностранных инвесторов, который в большинстве случаев создает условия “не худшие”, чем для национальных инвесторов. Обычно подобный механизм прописывается в интеграционных соглашениях, и основной его целью является устранение торговых и инвестиционных противоречий между странами-участницами, а также поощрение ПИИ. Приток иностранных капиталовложений может быть стимулирован наличием надежной защиты прав собственности инвестора и, путем устранения дискриминационных мер, связанных с международной торговлей, применяющихся к филиалам иностранных компаний. Таким образом, очевидно, что природа изменений в инвестиционном климате будет зависеть от степени либерализации международной торговли и движения капитала, которые закреплены в инвестиционных соглашениях. Но помимо различий в типах интеграционных группировок, есть и еще одна причина, по которой воздействие интеграции на ПИИ будет варьироваться в зависимости от страны и отрасли. Так, если экономика страны была относительно открытой и эффективной до начала процесса региональной интеграции, то после заключения интеграционного соглашения произойдет увеличение объема привлекаемых иностранных инвестиций, так как подобная экономическая ситуация не способствует притоку “импортозамещающих инвестиций”, которые могли бы быть изъяты из национальной экономики в результате региональной интеграции. Также верно и то, что страны, которые в географическом, культурном, историческом, экономическом и других аспектах до подписания соглашения были уже достаточно близки, столкнутся с меньшими изменениями механизма экономических отношений в связи с развитием интеграции, чем страны с ограниченными контактами.
[1] Kindleberger C. P. European Integration and the International Corporation // Columbia Journal of World Business, 1966, Vol. 1, p. 68. [2] Kindleberger C. P. European Integration and the International Corporation // Columbia Journal of World Business, 1966, Vol. 1, p. 70. [3] Stevens, G. V. G and R. E. Lipsey. Interactions between domestic and foreign investment // Journal of international money finance, 1992, Vol. 11, p. 46.
|
|||
|