Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 2: Перспективы развития организационных структур. Виртуализация бизнес-систем.



Лекция 2: Перспективы развития организационных структур. Виртуализация бизнес-систем.

Перспективы развития организационных структур

Парадигматический кризис в менеджменте

В последнее время в странах с развитой рыночной экономикой су­щественно изменяется организационная структура предприятий, что связано прежде всего с коренной перестройкой деловых процессов в условиях внедрения новейших информационных и коммуникацион­ных технологий. Изменения настолько глубоки и радикальны, что можно говорить о революции в сфере бизнеса, сопоставимой по своим последствиям с промышленной революцией XVIII-XIX вв.

Обобщая тенденции развития организационных структур, можно отметить, что для организации будущего характерными представля­ются:

· интеграция;

· автоматизация и развитие персонала вместо рационализации тру­да и рационализации структуры;

· сетизация;

· деменеджеризация;

· деструктуризация;

· информатизация;

· виртуализация;

· социализация.

Особого внимания требует проблема виртуализации организаций. Эта сложное явление необходимо исследовать в контексте системных процессов, характерных для современного менеджмента. В современ­ной теории все чаще проявляются два альтернативных подхода. Пер­вый основан на том, что сначала выявляются некоторые новые свой­ства, тенденции, закономерности объекта исследования, а затем фор­мируется понятийный аппарат, дается определение уже познанному явлению, которое однозначно трактуется научной общественностью. Второй подход основан на присвоении слабо проявляющимся признакам нового явления образных и привлекательных названий, которые сразу же становятся популярными среди теоретиков и практиков менеджмента, но каждый из них вкладывает в это определение свой смысл. При этом возникают самые различные ситуации методологи­ческого характера: тупиковые и перспективные. Так, «модные» названия многочисленных новых школ менеджмента в 60-70-е гг. не оправ­дали надежд на появление значимых школ уровня, например, школы Ф. Тейлора. Но история развития научной мысли знает немало примеров, когда само название зарождающегося научного направления играет роль его системообразующей основы, служит субъективным фактором, стимулирующим и ускоряющим развитие данного науч­ного направления. Это наблюдается в кибернетике, теории катастроф! или синергетике. Отдельный случай — ситуация, когда использование нового понятийного аппарата является средством «консервации» устаревших концепций менеджмента. Подмена понятий — одна из серьезнейших проблем современной теории менеджмента. Это соображение мы будем иметь в виду, рассматривая проблему виртуализации организаций.

В конце XX в. отчетливо проявился парадигматический кризис, ког­да в рамках существующего мировоззрения уже не «рождаются» новые парадигмы, и надо менять на системном уровне мировоззрение. Его обстоятельная характеристика составляет тему самостоятельного исследования; здесь лишь кратко отметим основные признаки кризиса.

Первое. Все представления, концепции и школы менеджмента XX в. были ориентированы на поиск различных способов воздействия субъек­та управления на объект управления для более эффективного исполь­зования физического, психологического и интеллектуального потен­циала объекта управления в предпринимательских целях. К концу века стало очевидным, что такой подход исчерпал себя. Концепция «субъект управления — объект управления» постепенно уступает место концепции самоорганизации, иначе говоря, кибернетический подход уступает место синергетическому.

Второе. Переход к новой парадигме менеджмента — своего рода драматический процесс, связанный с мифологизацией менеджмен­та. Некоторые исследователи, остающиеся на позициях традиционно­го, классического менеджмента, понимая неизбежность кризиса, пред­принимают экстраординарные меры для сохранения «старого доброго менеджмента». В результате создается необычный образ, отражающий под новым ярким названием традиционные для менеджмента явле­ния. Появляются «фантомы»: «контроллинг», «реинжиниринг» и др., т. е. концепции, в которых сущностные вопросы подменяются терми­нологическими. Попытки подменить поиск путей по преодолению кризиса в теории менеджмента консервацией старого содержания под новомодным терминологическим оформлением, в свою очередь, неиз­бежны. Теория менеджмента должна пройти этот трудный участок пути к новой парадигме.

Третье. Организация как средство достижения предпринимательских целей в современных условиях исчерпывает ресурсы своего развития, прежде всего в структурном аспекте. Имеется в виду тектоцентрический кризис менеджмента. Во второй половине XX в. организации очень быстро прошли путь от линейных до матричных и сетевых структур. При этом выяснилось, что процесс эволюции организационных струк­тур имеет предел, вслед за которым наступает виртуализация бизнес-процессов, а вид структуры становится неактуальным. Поскольку структура служит основным атрибутом организации как системы, то и сама организация перестает быть актуальным инструментом бизне­са, уступая место новому инструменту, который все чаще называют бизнес-системой.

Главные отличия бизнес-системы от организации:

· организация — искусственное образование, создаваемое с заранее заданными целями, а бизнес-система представляют собой естественным образом сформировавшуюся, проблемно-ориентированную нецелевую систему;

· организация имеет четко выраженные границы, тогда как в бизнес-системе аналоги организационных границ отсутствуют;

· организация создается как альтернатива внешней среде, для нее это прежде всего пространство, где ведется конкурентная борьба за выживание, тогда как бизнес-система гармонично эволюцио­нирует вместе со средой, являясь ее естественной частью;

· проблемы становления бизнес-систем неразрывно связаны с про­блемами виртуализации бизнес-процессов, которые являются элементами бизнес-систем в виртуальном пространстве.

Таким образом, научно-техническое, экономическое и социокуль­турное развитие общества обусловило появление тенденций, поста­вивших под сомнение незыблемость тектоцентрической парадигмы в менеджменте, которая базируется на постулате организационной сущности бизнеса. Долгое время роль организации как основного инструмента бизнеса сомнению не подвергалась. Совершенно обоснованно считалось, что именно организация, с одной стороны, создает обще­ственное богатство, ас другой— является существенным субъектом социокультурного процесса. К упомянутым тенденциям можно отне­сти процессы глобализации экономики, виртуализацию бизнеса и т. п. Для целей нашего исследования интерес представляет прежде всего процесс виртуализации бизнеса.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.