Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Свойств внимания.



5. Свойств внимания.

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоя­тельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устой­чивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.

Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточи­ваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследова­ния показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колеба­ниям. Периоды таких колебаний, по Н. Н. Ланге, равны обычно двум-трем секун­дам, доходя максимум до 12 секунд. Если прислушиваться к тиканью часов и пы­таться сосредоточиться на нем, то оно будет то слышно, то не слышно. Иной характер носят колебания нашего внимания при наблюдении более сложных фи­гур, — в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект, например, дает изображение усеченной пирамиды: если присмат­риваться к ней в течение некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой (рис. 3).

   Исследователи внимания считают, что традиционная трактовка устойчивости внимания требует некоторых разъяснений, ибо в действительности такие малые

 

 

 


                          Рис. 3. Двойственное изображение (усеченная пирамида)

 периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономер­ностью.

Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, более или менее эффективная умственная работа была бы невозможна. Оказывается, что само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчиво­сти внимания. Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда других условий. К их числу относятся степень трудности материала и знакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальные особенности личности.

 Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания, ставшие уже классическими. Исследование устойчивости внимания имеет целью установить, насколько прочно и устойчиво внимание сохраняется в течение длительного времени, отмечаются ли при этом колебания его устойчивости и когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начинает отвле­каться побочными раздражителями.

 Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередова­ния отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же количество раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3, 5, 10 мин) вычеркивать заданные буквы (в простых случаях одну или две бук­вы, в сложных — заданную букву лишь в том случае, если она стоит перед другой, например гласной). Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в тече­ние каждой минуты, и число пропусков. Аналогично измеряется устойчивость внимания с помощью таблиц Крепелина, состоящих из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.

Следующее свойство внимания — концентрация внимания. Под концентраци­ей внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности вни­мания. А.А.Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенно­стями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Хрестоматийным примером служат

феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных диплома­тических документов. Но, как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъектив­ное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на дру­гой. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одно­временно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью авто­матизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, со­вмещение деятельности невозможно.

Исследование распределения внимания имеет большое практическое значение. Для этой цели используются так называемые таблицы Шульте (красно-черные таблицы). На этих таблицах изображены два ряда беспорядочно разбросанных красных и черных цифр. Испытуемый должен называть по порядку ряды цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда эксперимент усложняют:

красные цифры надо назвать в прямом порядке, а черные — в обратном.

  Многие авторы считают, что распределение внимания является обратной сто­роной его другого свойства — переключаемости. Переключение означает созна­тельное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В це­лом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодина­кова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотноше­ния между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъек­та к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Следующее свойство внимания - его объем. Под объемом внимания понимает­ся количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью од­новременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных ве­щах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обра­батывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.

    Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа од­новременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т. п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется тахистоскопприбор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быст­ро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это по­зволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания. Обычно тахистоскоп состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток вре­мени (от 10 до 50-100 мс). Показателем объема внимания является количество  

ясно воспринимаемых предметов. Объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5±2.

  Следует отметить, что понятие объема внимания очень близко к понятию объе­ма восприятия, а широко применяемые в литературе понятия поля ясного внима­ния и поля неясного внимания очень близки к понятиям центра и периферии зри­тельного восприятия. Количество находящихся в поле нашего внимания связан­ных между собой элементов может быть намного больше, если эти элементы объединены в осмысленное целое. Объем внимания является изменчивой величи­ной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структуриро­вать материал. Последнее обстоятельство необходимо учитывать в педагогической практике, систематизируя предъявляемый материал таким образом, чтобы не пе­регружать объем внимания учащихся.

   Отвлекаемость внимания - это непроизвольное перемещение внимания с од­ного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влия­нием внешних раздражителей. Наиболее отвлекают предметы или явления, кото­рые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудноугасаемый ориентировочный реф­лекс. Во время учебных занятий школьников, как в классе, так и дома, должны быть устранены предметы и воздействия, отвлекающие детей от их основного дела.

     Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных пере­живаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственно­сти за дело, которым в данный момент занят человек. Чтобы ученик мог вниматель­но и успешно учиться, следует устранять из его жизни отвлекающие от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду и др. Воспитание у школьников стойкого и глубокого интереса к знаниям также является важным условием борь­бы с отвлекаемостью внимания.

     Физиологической основой внешней отвлекаемости внимания является отри­цательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная действием внешних раздражителей, не имеющих отношения к выполняемой деятельности. При внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильными чувствами или желаниями, в коре мозга появляется мощный очаг возбуждения; с ним не мо­жет конкурировать соответствующий объекту внимания более слабый очаг, в ко­тором по закону отрицательной индукции возникает торможение. Внутренняя отвлекаемость, обусловленная отсутствием интереса, объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием утомления нервных клеток.

      Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности. Рассеянностью обычно называют два разных явления. Во-первых, ча­сто рассеянностью называют результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя — ни окружающих людей и предметов, ни разнообразных явлений и событий. Этот вид рассеянности принято называть мнимой рассеянностью, поскольку это явление возникает в результате большой сосре­доточенности на какой-либо деятельности. Физиологической основой рассеянности является мощный очаг возбуждения в коре головного мозга, вызывающий тормо­жение в окружающих его участках коры по закону отрицательной индукции.

   Совсем другой вид рассеянности наблюдается в тех случаях, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Этот вид рас­сеянности называется подлинной рассеянностью. Произвольное внимание челове­ка, страдающего подлинной рассеянностью, отличается крайней неустойчивостью и отвлекаемостью. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недо­статочной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под дей­ствием внешних сигналов, легко распространяется, но с трудом концентрируется. В результате в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги возбуждения.

   Причины подлинной рассеянности разнообразны. Ими могут быть общее рас­стройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физиче­ское или умственное утомление, тяжелые эмоциональные переживания. Кроме того, одной из причин подлинной рассеянности может быть значительное количе­ство полученных впечатлений, а также неупорядоченность увлечений и интере­сов.

5.   Развитие внимания

Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы раз­вития. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизволь­ного внимания. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Причем это происходит только в случае их резкой смены, например при переходе из темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температу­ры и т. п.

   Начиная с третьего месяца ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью, т. е. наиболее близкими к нему. В пять-семь месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное вни­мание уже достаточно развито.

   Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу пер­вого — началу второго года жизни. Можно предположить, что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребен­ка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать. По мнению Н. Ф. Добрынина, в результате воспитания дети вынуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них, пока еще в примитивной форме, начинает проявляться созна­тельность.

    Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В про­цессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непро­извольное внимание. Знакомство со все большим и большим количеством пред­метов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предмета­ми — все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и вни­мание.

Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное вни­мание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раз­дражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, — он еще плохо владеет свои­ми чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длитель­но и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием.

Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. В про­цессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. Следует отметить, что в школьном возрасте развитие произвольного внимания также проходит опреде­ленные стадии. В первых классах ребенок не может еще полностью контролиро­вать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, за­хватывающими внимание ребенка, что достигается периодической сменой формы подачи учебного материала. При этом следует помнить, что у ребенка в этом воз­расте мышление в основном наглядно-образное. Поэтому, для того чтобы при­влечь внимание ребенка, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным.

В старших классах произвольное внимание ребенка достигает более высокого уровня развития. Школьник уже в состоянии достаточно длительное время зани­маться определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. Од­нако следует иметь в виду, что на качество внимания оказывают влияние не только условия воспитания, но и особенности возраста. Так, физиологические измене­ния, наблюдаемые в возрасте 13-15 лет, сопровождаются повышенной утомляе­мостью и раздражительностью и в некоторых случаях приводят к снижению характеристик внимания. Это явление обусловлено не только физиологическими изменениями организма ребенка, но и значительным возрастанием потока воспри­нимаемой информации и впечатлений школьника.

Л.С.Выготский пытался в рамках своей культурно-исторической концепции проследить закономерности возрастного развития внимания. Он писал, что с пер­вых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это окружающие ребенка предметы, которые своими яркими, необычными свойства­ми приковывают его внимание. С другой стороны — это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в виде стимулов-ука­заний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Произвольное внима­ние возникает из того, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей воле и тем самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своимвниманием.А это начинает про­исходить в процессе овладения ребенком речью.

   В процессе активного овладения речью ребенок начинает управлять и первич­ными процессами собственного внимания. Причем первоначально в отношении других людей, ориентируя их внимание обращенным к ним словом в нужную сто­рону, а затем и в отношении себя.

    Таким образом, в развитии внимания можно выделить два основных этапа. Первый — этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т. е. внимания, вызванного фак­торами внешней среды. Второй — этап школьного развития, который характери­зуется бурным развитием внутреннего внимания, т. е. внимания, опосредованно­го внутренними установками ребенка.

Внимание является одной из наиболее важных психических функций и оказывает существенное влияние на психические про­цессы, обеспечивая целенаправленность и сосредоточенность по­знавательной деятельности человека, усиливая восприятие и па­мять, активизируя мышление. Внимание играет важную роль в различных профессиях, связанных с осмыслением большого ко­личества информации и общением. Именно поэтому, по мнению авторов, важно создать условия, необходимые для его появления, сохранения и развития.

Среди подобных условий можно назвать сле­дующие.

Обеспечение высокой работоспособности всех органов и сис­тем человека:

ü правильный распорядок дня, полноценные питание и отдых;

ü своевременная диагностика и лечение нарушений зрения, слу­ха, заболеваний внутренних органов; учет дневного ритма работоспособности (пик нашей активнос­ти приходится на 5, 11, 16, 20 и 24 ч);

ü чередование умственных и физических занятий.

Создание благоприятной рабочей обстановки:

ü отсутствие сильных внешних раздражителей — обеспечение ти­шины (легкий шум способствует сосредоточенности),

ü перенос других дел на иное время;

ü обеспечение гигиенических условий работы (чистый воздух, комфортная температура воздуха);

ü оптимальный физический фактор (поза, при которой ничто не отвлекает, отсутствие лишних движений);

ü привычные условия работы.

Поиск путей появления интереса к задаче:

ü следует обратить внимание на любопытные и необычные детали,

ü взглянуть на про­исходящее по-новому.

Организация деятельности:

ü установить приоритеты (определить, что главное, а что второ­степенное, отдав предпочтение главному);

ü поставить конкретные задачи (определить, что необходимо сде­лать для решения того или иного вопроса);

ü определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения.

     Воспитание критического отношения к себе и работе:

ü после завершения деятельности необходимо проанализировать, достиг­нута ли поставленная цель,

ü что способствовало ее достижению, а что мешало.

  Кроме того, развитие ощущений, воспитание восприимчивости и наблюдательности, а также повышение интеллектуального уровня имеют большое зна­чение для развития внимания.

  Внимание - это сложная, многогранная психическая функ­ция. Оно характеризует состояние психических процессов и явля­ется одной из сторон психической деятельности. Внимание харак­теризует общий склад личности, социальную направленность человека. Оно может выражаться в наблюдательности (интеллекту­альное качество) и внимательности (нравственное свойство лич­ности, которое проявляется в чуткости, отзывчивости, понима­нии другого человека). Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Изменения внимания за­висят от индивидуально-типологических, возрастных и других ха­рактеристик человека.

Основные понятия и ключевые слова:  внимание, механизмы внимания, классификация теорий внимания по Н.Н.Ланге, теории внимания Т.Рибо, П.Я.Гальперина, Д.Н.Узнадзе, А.А.Ухтомского, непроизвольное внимание, произвольное внимание, послепроизвольное внимание, сенсорное (перцептивное) внимание интеллектуальное внимание, моторное внимание, чувственное внимание, природное внимание, социально-обусловленное внимание, непосредственное внимание, опосредованное внимание, концентрация внимания,   распределение внимания, переключаемость, объем внимания, отвлекаемость, мнимая рассеянность, подлинная рассеянность, развитие внимания.

 

 

Рекомендованная литература:

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2: Вопросы общей психологии

/ Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982.

2. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. — М.,1974.

3. Лурия А. Р. Внимание и память. — М., 1975.

4. Павлов И. II. Полное собрание сочинении. Т. 3. Кн. 2. - М.: Изд. АН СССР, 1952.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

6. Сеченов И. М. Физиология нервных центров: из лекций, чит. в собрании врачей в Москве в 1889-1890 гг. - М.: Изд. АМН СССР, 1952.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте характеристику внимания как психического явления.

2. Расскажите о физиологических механизмах внимания.

3. Какие вы знаете теории и концепции, рассматривающие феномен внимания?

4. Какие вы знаете виды внимания?

5. Дайте характеристику непроизвольного и произвольного внимания.

6. Что вы знаете о послепроизвольном внимании?

7. Назовите основные свойства внимания и раскройте их суть.

8. Какие методы изучения внимания вы знаете?

9. Что вы знаете об объеме внимания?

10. Что такое мнимая и подлинная рассеянность?

11. Расскажите о развитии внимания у ребенка.


Тестовые задания:

1. Какое утверждение относится к определению внимания?

А) целостное отражение предметов и явлений;

Б) отражение отдельных свойств предметов и явлений, действующих на анализаторы;

В) направленность и сосредоточенность сознания на отдельных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального;

Г) устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности.

 

2. Что нужно отнести к характеристике направленности внимания?

А) объекты, находящиеся в центре зрительного поля, воспринимаются наиболее отчетливо и ясно сознаются;

Б) объекты, находящиеся на периферии вашего зрительного поля и воспринимающиеся не отчетливо;

В) выделение из окружения конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности;

Г) большая или меньшая углубленность в деятельность.

 

3. Какое высказывание характеризует сосредоточенность внимания?

А) большая или меньшая углубленность в деятельность;

Б) объекты, находящиеся на периферии вашего зрительного поля и воспринимающиеся не отчетливо;

В) выделение из окружения конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности;

Г) объекты, находящиеся в центре зрительного поля, воспринимаются наиболее отчетливо и ясно сознаются.

 

4. Что понимается под зоной неясного сознания?

А) большая или меньшая углубленность в деятельность;

Б) объекты, находящиеся в центре зрительного поля, воспринимаются наиболее отчетливо и ясно сознаются;

В) объекты, находящиеся на периферии вашего зрительного поля и воспринимающиеся не отчетливо;

Г) выделение из окружения конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности.

 

5. Что относится к зоне внимания?

А) объекты, находящиеся на периферии вашего зрительного поля и воспринимающиеся не отчетливо;

Б) объекты, находящиеся в центре зрительного поля, воспринимаются наиболее отчетливо и ясно сознаются;

В) большая или меньшая углубленность в деятельность;

Г) выделение из окружения конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности.

 

6. В чем проявляется ориентировочный рефлекс?

А) временно господствующий очаг возбуждения, придающий поведению человека определенную направленность;

Б) возбуждение, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях;

В) характеризуется наиболее благоприятными условиями для легкой выработки дифференцировок успешного образования новых условных связей;

Г) врожденная реакция организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных;

Д) настройка органов чувств.

 

7. Что относится к периферическим механизмам, осуществляющих фильтрацию раздражителей?

А) настройка органов чувств;

Б) возбуждение, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях;

В) характеризуется наиболее благоприятными условиями для легкой выработки дифференцировок. Успешного образования новых условных связей;

Г) временно господствующий очаг возбуждения, придающий поведению человека определенную направленность;

Д) врожденная реакция организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных.

 

8. Как характеризуется закон индукции нервных процессов?

А) характеризуется наиболее благоприятными условиями для легкой выработки дифференцировок. Успешного образования новых условных связей;

Б) настройка органов чувств;

В) возбуждение, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях;

Г) врожденная реакция организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных;

Д) временно господствующий очаг возбуждения, придающий поведению человека определенную направленность.

 

9. Какое утверждение относится к характеристике оптимального очаг возбуждения?

А) настройка органов чувств;

Б) временно господствующий очаг возбуждения, придающий поведению человека определенную направленность;

В) врожденная реакция организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных;

Г) характеризуется наиболее благоприятными условиями для легкой выработки дифференцировок. Успешного образования новых условных связей;

Д) возбуждение, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях.

 

10. В чем заключается принцип доминанты?

А) характеризуется наиболее благоприятными условиями для легкой выработки дифференцировок. Успешного образования новых условных связей;

Б) настройка органов чувств;

В) временно господствующий очаг возбуждения, придающий поведению человека определенную направленность;

Г) возбуждение, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях;

Д) врожденная реакция организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных.

 

11. Что явилось результатом деятельности Н.Н.Ланге?

А) внутренне выражает состояние внимания и влияет на выделение определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности;

Б) внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли и др.;

В) особая роль в объяснения природы внимания отводится движениям;

Г) анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп.

 

12. В чем заключается моторная теория внимания Т.Рибо?

А) особая роль в объяснения природы внимания отводится движениям;

Б) внутренне выражает состояние внимания и влияет на выделение определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности;

В) анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп;

Г) внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли и др.

 

13. В чем заключается сущность теории установки Д.Н.Узнадзе?

А) внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли и др.;

Б) анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп;

В) особая роль в объяснения природы внимания отводится движениям;

Г) внутренне выражает состояние внимания и влияет на выделение определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности.

 

14. Какое утверждение относится к концепции внимания предложенной П.Я.Гальпериным?

А) анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп;

Б) внутренне выражает состояние внимания и влияет на выделение определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности;

В) внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли и др.;

Г) особая роль в объяснения природы внимания отводится движениям.

 

15. Для каких видов внимания основанием служит активность личности?

А) природные и социально обусловленное;

Б) непосредственное и опосредованное;

В) непроизвольное, произвольное и послепроизвольное;

Г) сенсорное, интеллектуальное, моторное, чувственное.

 

16. Какие виды внимания группируются на основании их направленности на объект?

А) сенсорное, интеллектуальное, моторное, чувственное;

Б) непосредственное и опосредованное;

В) природные и социально обусловленное;

Г) непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

 

17. Какие виды внимания различаются по их происхождению?

А) сенсорное, интеллектуальное, моторное, чувственное;

Б) природные и социально обусловленное;

В) непосредственное и опосредованное;

Г) непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

 

18. Для определения каких видов внимания основанием служит механизм регуляции?

А) непроизвольное, произвольное и послепроизвольное;

Б) непосредственное и опосредованное;

В) сенсорное, интеллектуальное, моторное, чувственное;

Г) природные и социально обусловленное.

 

19. Какое утверждение относится к непроизвольному вниманию?

А) внешнее, направленное на восприятие окружающих объектов и явлений;

Б) носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек увлекается работой и она становится интересной и значимой как по содержанию, так и сам ее процесс;

В) управляется сознательной целью и тесно связан с волей человека;

Г) его часто называют пассивным или вынужденным и поддерживается независимо от сознания человека.

 

20. Каковы особенности произвольного внимания?

А) носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек увлекается работой и она становится интересной и значимой как по содержанию, так и сам ее процесс;

Б) управляется сознательной целью и тесно связан с волей человека;

В) его часто называют пассивным или вынужденным и поддерживается независимо от сознания человека;

Г) внешнее, направленное на восприятие окружающих объектов и явлений.

 

21. Какое высказывание относится к послепроизвольному вниманию?

А) управляется сознательной целью и тесно связан с волей человека;

Б) его часто называют пассивным или вынужденным и поддерживается независимо от сознания человека;

В) внешнее, направленное на восприятие окружающих объектов и явлений;

Г) носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек увлекается работой и она становится интересной и значимой как по содержанию, так и сам ее процесс.

 

22. Что нужно понимать под сенсорным вниманием?

А) его часто называют пассивным или вынужденным и поддерживается независимо от сознания человека;

Б) внешнее, направленное на восприятие окружающих объектов и явлений;

В) носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек увлекается работой и она становится интересной и значимой как по содержанию, так и сам ее процесс;

Г) управляется сознательной целью и тесно связан с волей человека.

 

23. Что относится к интеллектуальному вниманию?

А) врожденная способность человека реагировать на внешние или внутренние элементы информационной новизны;

Б) направлено на собственные мысли, чувства, переживания, на работу мышления, памяти;

В) связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств;

Г) направлено на движения.

 

24. Какой вид внимания называют моторным?

А) направлено на собственные мысли, чувства, переживания, на работу мышления, памяти;

Б) врожденная способность человека реагировать на внешние или внутренние элементы информационной новизны;

В) направлено на движения;

Г) связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

 

25. Какое утверждение характеризует чувственное внимание?

А) связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств;

Б) направлено на движения;

В) врожденная способность человека реагировать на внешние или внутренние элементы информационной новизны;

Г) направлено на собственные мысли, чувства, переживания, на работу мышления, памяти.

 

26. Какое внимание называют природным?

А) направлено на движения;

Б) направлено на собственные мысли, чувства, переживания, на работу мышления, памяти;

В) связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств;

Г) врожденная способность человека реагировать на внешние или внутренние элементы информационной новизны.

 

27. В чем сущность социально-обусловленного внимания?

А) регулируется с помощью специальных средств (жестов, слов, указательных знаков);

Б) не управляется ничем, кроме объекта, на который оно направленно, и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека;

В) складывается в течение жизни субъекта в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения.

 

28. Какое высказывание характеризует непосредственное внимание?

А) не управляется ничем, кроме объекта, на который оно направленно, и который соответствует актуальным интер



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.