Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ІІІ СЕМЕСТР. МОДУЛЬ 1. Лекция № 4 (19). Тема: «Внимание»



ІІІ СЕМЕСТР

МОДУЛЬ 1

Лекция № 4 (19)

Тема: «Внимание»

План

1. Понятие о внимании.

2. Физиологические механизмы внимания.

3. Психологические теории внимания.

4. Виды внимания.

5. Свойства внимания.

6. Развитие внимания.

  1. Понятие внимания

            На человека постоянно воздействует множество самых различ­ных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Из множе­ства окружающих объектов — предметов и явлений — человек вы­деляет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям и жизненным планам. Любая деятельность чело­века требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального называют вниманием.

  Если человек не мобилизует своего внимания, то в его работе неизбежны ошибки, а в восприятии — неточности и пробелы. Не сосредоточив внимания, мы можем смотреть и не видеть, слу­шать и не слышать, есть и не ощущать вкуса. Внимание организует нашу психику на все многообразие ощущений.

   С вниманием связаны направленность и избирательность по­знавательных процессов. Вниманием определяются:

ü точность и детализация восприятия (внимание является своеоб­разным усилителем, позволяющим различать детали изображения);

ü прочность и избирательность памяти (внимание выступает как фактор, способствующий сохранению нужной информации в крат­ковременной и оперативной памяти);

ü направленность и продуктивность мышления (внимание выс­тупает как обязательный фактор правильного понимания и реше­ния задачи).

   В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, пре­дупреждению и своевременному разрешению межличностных кон­фликтов. Внимательный человек достигает в жизни большего, чем невнимательный. Основными функциями внимания в сенсорных, мнемических и мыслительных процессах, а также в системе межличностных отно­шений являются следующие:

ü отбор значимых (т.е. соответствующих потребностям данной де­ятельности) воздействий и игнорирование других — несуществен­ных, побочных, конкурирующих;

ü удержание данной деятельности, сохранение в сознании обра­зов определенного содержания до момента завершения деятель­ности, достижения поставленной цели;

ü регуляция и контроль за протеканием деятельности.

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении кото­рого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной сто­роны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явле­ние, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психиче­ском процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.

    С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психиче­ских явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание — это по­знавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и дея­тельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.

    Что же такое внимание? Для того чтобы ответить на этот вопрос, представьте себе школьника, выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком углублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия, перехо­дит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что он делает, что он обращает внима­ние на те предметы, которые он выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о том, что его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической дея­тельности на чем-либо определенном и называется вниманием.

      В свою очередь, под направленностьюпсихической деятельности следует под­разумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода пси­хической деятельности. В понятие направленности включается также и сохране­ние деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, — надо удержать этот выбор, сохранить его. Например, вы можете легко направить свое внимание на решение определенной задачи, но если вы не сможете сохранить в поле своего внимания объект соответствующей деятельности, то вряд ли вы сможете решить эту задачу.

     Как следует из данного нами определения, другой характеристикой внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью прежде всего подразуме­вается большая или меньшая углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность вни­мания, т. е. требуется большая углубленность. С другой стороны, сосредоточен­ность связана с отвлечением от всего постороннего. В противном случае, когда вам не удается отвлечься от постороннего, решение задачи осложняется.

  Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Когда вы направляете на что-либо свое внима­ние, то одновременно с этим вы сосредоточиваетесь на этом. И наоборот, когда вы сосредоточиваетесь на чем-либо, то вы направляете на это свою психическую дея­тельность. Однако, несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не явля­ются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение — с углубленностью в занятие.

Для того чтобы понять, какую роль играет внимание в психической деятельно­сти человека, представьте себе, что вы смотрите на какую-то группу предметов. Одни предметы, которые находятся в центре вашего зрительного поля, будут вос­приниматься вами наиболее отчетливо, другие, находящиеся на периферии ваше­го зрительного поля, - менее отчетливо. Подобную аналогию можно построить в отношении нашего сознания: то, что составляет смысл нашей деятельности, за­нимает центр нашего сознания, а то, что в данный момент незначимо, уходит на периферию, или «боковое поле», сознания. Следует отметить, что данная аналогия — это всего лишь аналогия. Вы можете смотреть на какой-то предмет и при этом думать совсем о другом. В этом случае «цент­ральное поле» вашего сознания будет занято тем, о чем вы думаете, а не тем, на что вы смотрите.

   Если представить наше сознание графически, то следует нарисовать два круга: один в другом. Боль­шой круг будет называться зоной неясного созна­ния, а малый круг - зоной ясного и отчетливого сознания, или зоной внимания (рис. 1).

 

 

 


               Рис 1. Схема зон сознания

 

   Таким образом, внимание обеспечивает чет­кость и ясность сознания, осознание смысла психи­ческой деятельности в тот или иной момент време­ни. Но говоря о двух зонах ясности и отчетливости сознания, следует иметь в виду, что в неясной зоне сознания существуют свои фазы смутности и неотчетливости. Как и в поле зре­ния, чем ближе к центру, тем более отчетливо мы осознаем те или иные явления.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.