Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вестибулярна система. Пропріоцептивна система



Вестибулярна система

Гіперчутливість. Діти часто важко переносять навіть звичайні дії, пов’язані з рухом. Бояться висоти, уникають сходів, ескалаторів, ліфтів, не люблять гойдалки та гірки, погано переносять ходіння по нерівним поверхням. Мають знижену цікавість до оточуючого. Відрізняються підвищеним занепокоєнням, страхом або панікою при русі. Часто мають знижений м’язовий тонус, порушену рівновагу, відсутність чіткого домінування однієї руки, погані моторні навички (наприклад, здатність вдаряти ногою по м’ячу, їздити на велосипеді).

Добре реагують на:

- легке покачування в ковдрі, можливо, з наспівуванням повільної заспокійливої мелодії;

- танці з дитиною на руках (коли вона маленька);

- підкидання на м’ячі або на колінах;

- вправи на зміцнення черевних м’язів («вправа Супермена» - переміщення дитини дорослим у повітрі в горизонтальному положенні, качання пресу);

- катання на м’ячі з підбиранням частинок пазла.

Пропріоцептивна система

Гіпочутливість. Діти постійно знаходяться в русі, щоб краще відчувати тіло і його положення в просторі. Штовхаються, невірно розраховують простір, зачіпляються за речі, люблять «висіти» на інших; постійно вилазять на щось, стрибають; виглядають незграбними, неуважними.

Діти добре реагують на обважнені жилети, ковдри, іграшки; замотування в ковдру і глибокий тиск; шкарпетку для тіла, тунель з тканини, гру з подушками, стрибки в подушки.

 

 


 

Пример

Встаньте посреди комнаты на одну ногу. Другую поднимите и согните в колене. Вытяните вперед руки. Восстановите равновесие в этой позе, а восстановив - закройте глаза, и вы поймете, какое влияние оказывает зрение на вашу способность удерживать равновесие. Попробуйте проделать то же самое, поменяв ноги. Известно, что у каждого человека есть своя ведущая сторона - левая или правая.

 

Пример

Длинный день будущей матери подходит к концу. Выстиранное белье она решила развесить завтра. И все же ей не удается отдохнуть в постели, несмотря на сильную усталость. Ребенок не хочет довольствоваться слабым воздействием на свои органы чувств. Он стимулирует мать «нацеленными толчками» в область мочевого пузыря или нижних ребер. Они побуждают ее потянуться или перевернуться на другой бок, чтобы дать ребенку побольше места или возможность подвигаться. Беременные рассказывали мне, что иногда они снова вставали. Движения, которые совершает женщина, занимаясь домашним хозяйством, сильно воздействуют на органы чувств ребенка в утробе матери. Опыт подсказывает ей, что таким образом она сможет получить передышку подлиннее.

В данном случае можно говорить о дородовом невербальном общении.

 

Пример

Доводилось ли вам провести целый день на корабле? Вспомните, что вы ощутили, вновь ступив на твердую землю. Казалось, что земля качается под ногами. Вы опасались потерять равновесие, хотя как раз теперь вы были в безопасности. Некоторые вновь переживают это сильное чувство много времени спустя, даже ночью в постели. В особенно ярких случаях дело даже доходит до тошноты и рвоты.

Подобно тому как после плавания на корабле неприятные реакции вестибулярной системы могут проявляться в течение многих часов, ребенок с нарушениями вестибулярной системы может быть «перекормлен» на терапевтических занятиях воздействиями на вестибулярную систему! Негативные побочные эффекты (например, повышенное беспокойство, агрессивность, тошнота, головокружение, повышение температуры, плохое настроение, кожная реакция) в некоторых случаях могут проявиться даже спустя несколько часов. Часто их даже не связывают с возможной чрезмерной стимуляцией во время терапевтических занятий.

Наблюдая за здоровыми детьми, мы видим, что в течение первых семи лет жизни они готовы перепробовать все на свете, чтобы освоить и изучить окружающий мир, расти и развиваться. Они очень настойчиво отыскивают все более рискованные ситуации. Они готовятся к основному условию будущего школьного обучения: пребыванию в сидячем положении, в положении равновесия.

Инге Флемиг любит сравнивать естественное стремление детей к движению с процессом зарядки батареек: «Когда батарейка полностью заряжена, ребенок может некоторое время сидеть спокойно».

Хорошая детская площадка, пожалуй, в точности соответствует теории Джин Айрес. Здесь дети могут чудеснейшим образом тренировать вестибулярную систему, катаясь с горки, прыгая, качаясь на качелях, лазая и кружась на карусели.

Во многих детских садах столы и стулья не оставляют детям достаточно места для игры на полу. Работают за столами, а потом родители уносят домой образцовые поделки, выполненные воспитательницей. Чрезмерно долгое сидение плавно переходит в сидение за партой.

Матери превращаются в настоящих таксистов, стремясь обеспечить плотный график занятий своих детей. Телевизор, видео и компьютерные игры в течение остального времени не позволяют детям набраться собственного двигательного опыта. Исследования показывают, что некоторые дети смотрят телевизор до 10 часов в день.

 

Число тактильных рецепторов достигает от 7 до 135 на квадратный сантиметр кожи. Число нервных волокон (каналов), идущих от кожи к спинному мозгу, превышает полмиллиона. Кожа - крупнейший специализированный орган человека. Площадь кожного покрова у взрослого достигает 18 000 квадратных сантиметров. Ее масса соответствует 16-18% общей массы тела. При весе тела 60 кг на кожу приходится 9,6-10,8 кг.

Кожные рецепторы и вестибулярная система обеспечивают стимуляцию головного мозга. Это означает, что они воспринимают информацию, которая передается в мозг и обрабатывается им. В этом смысле они являются частью мозга.

 

Пример

Вам понадобится партнер. Сядьте или встаньте друг напротив друга, положите одну руку, правую или левую, на руку партнера. Теперь начинайте одновременно, но с разной силой надавливать на чужую руку. Вы можете попробовать установить с партнером ритмический контакт. В этом процессе вы принимаете и получаете кинестетическую информацию через давление в мышцах, сухожилиях и суставах. Затем возьмитесь за руки так, чтобы вы могли тянуть руку партнера. Теперь вы можете тянуть мышцы, сухожилия и растягивать суставы.

Продолжайте работать, давить или тянуть, и прислушайтесь, в каких точках вашего тела вы ощущаете отклик на это «рукопожатие». Какие части тела вообще не участвуют в нем, не участвуют в этой работе?

 Ответы бывают очень разными. Некоторые говорят: голова, нос, волосы, ноги (если упражнение проводилось сидя), уши, пальцы ног. Часто я слышу ответ, которого я ожидаю: другая рука. Тогда я прошу эту пару из группы еще раз попробовать давить или тянуть посильнее: и тут становится понятно, как много внимания нужно, чтобы не шевелить при этом свободной рукой.

Этот опыт показывает, что при определенной зрелости мозга мы получаем возможность препятствовать участию отдельных частей тела в сложном движении! Что, в свою очередь, является сложным действием, в котором участвует весь организм. Если бы мы не достигали этой зрелости, мы не могли бы, к примеру, водить машину. Мы бы все время нажимали одновременно на газ и на тормоз, по принципу «все сразу или ничего». Далеко бы мы не уехали.

Вывод:

На какую часть тела ни воздействовал бы кинестетический стимул, он воздействует на все тело человека.

Важный принцип, установленный Айрес, гласит: не работать с теми областями, которые испытывают дефицит, а подводить под них основание, опираясь на «умения» ребенка. Основываясь на том, что он уже умеет делать, мы можем воздействовать на проблемные области, не нанося ущерба его уверенности в себе.

Сосание пальчика, начинающееся на третьем месяце беременности, позволяет ребенку стимулировать кинестетическое восприятие тянущими движениями.

Как вы могли убедиться, проделав небольшую последовательность упражнений, стимулы кинестетического восприятия всегда воздействуют на человека целиком.

В первый день четырехгодичного курса обучения методу Фельденкрайза студенты ложатся на пол и исследуют влияние сосательного движения на скелет, а также иные взаимосвязи. Лично меня поразило, какое огромное воздействие оказывает сосание на челюсть, затылок, плечи и всю область бедер. Поэтому в своих терапевтических занятиях я целенаправленно использую бутылочки с соской. И они действительно приносят пользу.

После «эксперимента с давлением» на своих занятиях по повышению квалификации я обычно слышу в ответ: «Это интересно, бодрит, помогает сосредоточиться». Эти же ответы я читаю и на лицах участников.

Интерес, бодрость и внимание! Три основные предпосылки для успешного обучения.

Из простых экспериментов мы можем еще кое-что узнать о кинестетическом восприятии.

Пример

Сядьте ближе к краю стула, слегка разведя в стороны колени и расположив стопы на одной вертикальной оси с коленями (то есть не вытягивая ноги и не поджимая их под себя). Закройте глаза и прислушайтесь к ощущениям в правой и левой стопе и в ногах. Похожи ли они? Теперь приподнимите одну ногу и десять раз топните по полу всей стопой.

Поставьте стопы в прежнее положение и с закрытыми глазами попробуйте ощутить различия между правой и левой стороной тела.

Да, вы подтвердите, что одну сторону вы теперь ощущаете сильнее. Вы скажете: «логично». Вот именно! Когда человек ощущает себя слабо или вовсе плохо, ему приходится привлекать все органы чувств, чтобы почувствовать себя лучше и полнее. В такие дни мы говорим: сегодня я чувствую себя хорошо.

Наши «проблемные» дети ощущают свое тело недостаточно отчетливо, дети с повышенной возбудимостью ощущают себя слишком остро. Им не хватает того порядка в мозгу, который позволяет быстро обрабатывать и распределять по соответствующим отделам захлестывающие их впечатления.

Айрес сравнивает мозг с большим городом. При зеленом свете светофоров мы (то есть наши нервные импульсы) быстро и уверенно достигаем цели (мозга, вычислительного центра). По вечерам, когда работа закончена, дорога может отнимать больше времени, идти в обход или вообще не достигать цели. Айрес сравнивает нарушения сенсорной интеграции с чем-то вроде автомобильной пробки.

В фильме «Исчезновение чувств»* Инге Флемиг называет ходьбу и бег постоянно прерывающимся падением. При каждом новом шаге нам приходится восстанавливать равновесие.

Гиперактивный ребенок «обманывает» свою неспособность остановиться и задержаться на промежуточной ступени, постоянно используя скорость и центробежную силу. Внезапное торможение при этом часто приводит к синякам у окружающих. Бьется посуда, ломаются вещи. Гиперактивный ребенок из-за нехватки кинестетической информации не может гармонично развернуть движение вспять. Его мышечный тонус колеблется между очень высоким и очень низким. Ему не хватает золотой середины.

 

Мой терапевтический метод основывается на сложившемся в результате многолетней работы убеждении, что дети с нарушениями развития способны при соответствующей помощи «включить» процесс самоизлечения.

Для того, чтобы «начать вести диалог с самим собой», ребенку нужны определенные условия. Диалог между ребенком и мною строится на основе взаимного интереса друг к другу. Подобрать то или иное занятие мне помогают знания о различных стадиях нормального развития ребенка и выводы, сделанные Джин Айрес.

В процессе сенсорной интеграции в диалоге я даю ребенку возможность практически самостоятельно питать свои органы чувств в структурированном пространстве со специально подобранными снарядами и терапевтическим материалом при моем вербальном или невербальном участии. Играя, ребенок сам совершает переход из своего биологического возраста в возраст, соответствующий его реальному развитию. Только в процессе игры у ребенка с нарушениями в развитии есть шанс вступить в контакт с самим собой в условиях максимальной защищенности.

Это не означает, что ребенок может играть, «как ему заблагорассудится», хотя со стороны занятия выглядят именно так. Родителям тоже требуется время, чтобы заметить подспудное присутствие мягкой терапии.

Благодаря имеющимся снарядам и предметам, устанавливаемым мною поддерживающим и ограничивающим правилам игры, хорошо спланированным перерывам (фото 14) ребенок играет именно так, как, с точки зрения терапии, он и должен это делать. Он играет в то, что ему хорошо удается! (Дж. Айрес: «Человек не может упражняться в том, чего не умеет!») Работа идет на этапах, предшествующих окончательному формированию различных навыков на тех или иных стадиях развития. В правильно созданных условиях ребенок наверстывает именно то, чего не хватает его органам чувств, и в то же время избегает чрезмерной стимуляции органов с повышенной чувствительностью.

 

Мне удалось добиться значительных успехов, используя метод сенсорной интеграции (при отклонениях от нормы), в некоторых случаях - в тесном сотрудничестве со специалистами по развитию коммуникации, логопедами, физическими терапевтами*, специалистами по развитию движения, эрготерапевтами*, специалистами, практикующими методы Фельденкрайза и Томатиса, и специальными педагогами (см. главу «Какие виды терапии разумно дополняют сенсорную интеграцию в диалоге!»), при следующих отклонениях:

-   трудности в обучении;

-   нарушения поведения;

-   умственная отсталость;

-   нарушения развития;

-   аутизм;

-   мутизм;

-   задержки в развитии речи;

-   нарушения слуха;

-   нарушения зрения;

-   нарушения внимания;

-   нарушения физического развития, травмы;

-   церебральный паралич;

-   тяжелые множественные нарушения;

-   эпилепсия.


 

Первая встреча - «наблюдающая диагностика»

Во время наблюдающей диагностики возникают следующие вопросы:

-   Каков контакт между родителями и ребенком?

-   Кто сначала входит в помещение, родители или ребенок?

-   «Липнет» ли ребенок к родителям?

-   Прижимает ли мать ребенка к себе, избегая всякого лишнего движения?

-   Врывается ли ребенок в помещение?

-   Проявляет ли он гиперактивность?

-   Проявляет ли ребенок особое недоверие?

-   Обращается ли он сразу к педагогу (терапевту) или же к терапевтическому материалу?

-   Двигается больше вдоль стены или идет через комнату?

-   Как (качественно) он двигается?

-   Как (качественно) он держится?

-   Каков мышечный тонус: слабый, сильный или нормальный?

-   Говорит ли ребенок? Внятно или нет? Громко или тихо? С живой интонацией или с интонацией робота?

-   Слышит ли ребенок?

-   Не много ли он ходит на цыпочках?

-   Не реагирует ли остро на громкие звуки (гиперакузия)?

-   Видит ли ребенок? Останавливает ли он взгляд на предметах?

-   Есть ли у него проблемы с кожей?

-   Как он ходит по комнате: шумно или тихо?

-   Смотрит ли на мать, на педагога?

-   Ребенок бодрый, внимательный, усталый, задумчивый, апатичный, унылый?

-   Отмечаются ли двигательные стереотипии, проявляется ли стереотипность в движениях глаз, в обращении с предметами?

-   Как реагирует на вербальное обращение?

-   Есть ли асимметрии?

-   Больше использует правую или левую руку?

-   Что ему больше всего нравится в помещении, какая игрушка?

-   Не избегает ли прикосновения к овечьей шкуре?

-   Не проявляет ли потребность в особом, педантичном порядке?

Ответы на эти вопросы позволяют оценить, как работает сенсорное восприятие у ребенка. Эти наблюдения определяют мои дальнейшие действия.

Айрес пишет: «Нарушения сенсорной интеграции нельзя "перерасти". В результате многочисленных усилий и длительной практики ребенок может приобрести негенерализованные (фрагментарные) навыки*, которые компенсируют плохую обработку сенсорных сигналов и замаскируют проблему. Ребенок с неорганизованными постуральными реакциями или неупорядоченной работой глазодвигательных мышц может научиться играть в бейсбол и рисовать карандашом, но будет это делать, постоянно преодолевая трудности, которые никуда не исчезнут. Приобретение негенерализованных навыков - слишком тяжкий путь обучения, почти не оставляющий сил на что-либо другое. Мы стараемся облегчить ребенку выполнение действий, и это становится возможным, если сенсорная интеграция улучшается».

 

Роль терапевта

В чем, на мой взгляд, заключается задача терапевта? Что ограничивает его деятельность?

В первую очередь я вижу свою задачу в том, чтобы помогать детям с проблемами и их родителям путем консультаций и терапевтических занятий. Чтобы справиться с этой задачей, я считаю необходимым регулярно работать над своим собственным восприятием (к примеру, по методу Фельденкрайза) и заботиться о постоянном повышении собственной квалификации.

Мы можем воспринимать в другом человеке только то, что мы способны воспринять в себе.

Наблюдающая диагностика всегда зависит от способности наблюдателя к восприятию.

Движения и жесты терапевта оказывают непосредственное влияние на результаты теста.

Исследование языка тела очень интересно (я рекомендую книгу «Язык тела» Сэми Молхо*), но его место в диалогической работе пока изучено недостаточно. Язык тела и восприятие тела взаимосвязаны.

Интерпретация и ход терапии в диалоге всегда зависят от личности терапевта (что выражается в том числе и в языке тела). Реализация теоретического метода на практике допускает множество вариантов.

Важной частью оценочного анализа собственной работы является обсуждение конкретных примеров с коллегами (регулярные встречи рабочих групп) с использованием видеозаписей или с привлечением профессионального тренера-супервизора. Это помогает точнее очертить задачи, не допустить истощения физических и душевных сил (burn-out-syndrom") из-за чрезмерного сопереживания чужим проблемам, в отдельных случаях - принять решение отказаться от проведения терапии.

На занятиях я вижу свою роль в том, чтобы регулировать происходящее. Я предлагаю ребенку те или иные упражнения способствующие его физическому, эмоциональному и духовному развитию. Реакция ребенка, а в некоторых случаях - его прямые ответы, требует от меня большого внимания и готовности изменить стратегию занятий. Не должно возникать никаких сомнений в том, что я с уважением отношусь к личности ребенка и ценю его индивидуальность. Не потому, что он способен на какие-то выдающиеся достижения, а просто потому что он существует.

Я смогу открыто реагировать на поведение ребенка лишь при условии, что у меня не будет никакой готовой «программы». Готовая программа не допускает диалога.

 Моя задача также заключается в том, чтобы вовремя прерывать занятия паузами. Нельзя упускать из внимания тот факт, что пауза равнозначна этапу работы со стимуляцией органов чувств. Мозгу нужно время, чтобы обработать воздействие раздражителей.

В конце занятия детям, как правило, удается сделать то, что не получалось в начале (см. пример Филиппа на с. 150). Словесное поощрение может помочь осознанию собственного успеха.

Сенсорная интеграция - это не бездумная игра с оборудованием, при которой терапевт со стороны наблюдает за тем, как ребенок самостоятельно себя регулирует!

В мою задачу входит также помочь матери принять участие в нашей игре. Это ее шанс извлечь из терапевтических занятий собственный опыт.

Пересмотрев свое отношение к игре, родители обращаются ко мне, спрашивая, что будет разумным подарком для их ребенка на день рождения и на Рождество, по-новому планируют свой досуг с детьми, меняют обстановку в детской комнате.

Время от времени родители пытаются вовлечь меня в личную беседу или поделиться своей историей. Во время занятий я пресекаю такие разговоры, если они не имеют прямого отношения к развитию ребенка. Но это бывает трудно определить. Что именно непосредственно влияет на развитие детей? Или родители просто ищут терапии для самих себя? Этот вопрос можно выяснить в отдельном разговоре в специально отведенное для этого время.

Некоторые родители ведут себя так, как если бы их задачи исчерпывались тем, чтобы вовремя привести ребенка на занятия и сдать на руки терапевту. Если мне не удается «достучаться» до них своими методами (что вовсе не означает, что им обязательно нужно присутствовать на каждом занятии), я прекращаю занятия, потому что и без меня достаточно терапевтов, работающих самостоятельно, не привлекая родителей.

Родителям тоже нужны границы!

Кому не знакома такая ситуация: занятие подошло к концу, но маме Васи как раз в этот момент понадобилось обсудить еще один важный вопрос.

У меня ушло много времени на то, чтобы научиться всегда откладывать такие дискуссии до следующего занятия. Некоторые родители наделены достаточным чувством такта и пониманием. С ними легко договориться. Но не далее чем на прошлой неделе одна мама просто встала в дверях, загораживая мне рукой проход, и ничтоже сумняшеся продолжила свой монолог. Я взялась за ручку двери и спросила: «Разрешите?!»

Несколько лет назад я бы не смогла так просто выйти из этой ситуации. Эта же мама регулярно звонила по телефону: либо она забыла назначенное время, либо ей надо было рассказать о поносе и лихорадке у своих детей.

Здесь важно четко очертить границы и не принимать слишком близко к сердцу «возмущение» некоторых родителей. Не следует забывать, что нарушениям восприятия свойственна и некоторая семейная предрасположенность.

В роли терапевта я сильно сближаюсь с семьей, но это не означает близкой дружбы. Поскольку терапия не является неотложной помощью, почти все вопросы вполне можно обсудить при следующей встрече. Хотя и здесь, как и во всем, бывают исключения.

 


 

 

Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.

Американская исследовательница и терапевт Джин Айрес в 1979 году написала книгу «Ребенок и сенсорная интеграция»*, предназначенную для родителей, имеющих детей с нарушениями восприятия. Книга должна была помочь родителям распознать и понять те трудности, с которыми сталкиваются их дети, с тем, чтобы в дальнейшем они могли действовать более целесообразно. Информированные родители более активно поддерживают терапию** и принимают в ней участие.

Джин Айрес проводила исследования раннего развития нервной системы ребенка в утробе матери. Она исходила из того, что в этот период начинают работать три системы восприятия ощущений. Эти три системы она назвала основными, или базовыми, ощущениями. Вместе они образуют своего рода основу для сложного взаимодействия всех органов чувств.

Речь идет о следующих системах:

-   вестибулярная система = система поддержания равновесия;

-   тактильная система = система кожной чувствительности = экстероцепция;

-   проприоцептивная система = система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) = восприятие собственной позы и движения.

Три названных вида чувствительности функционируют на основе ощущений (раздражителей, влияющих на органы чувств), которые зарождаются или воспринимаются в непосредственной близости от тела или внутри самого тела человека.

Слух, обоняние, зрение - то есть те виды чувствительности, с помощью которых воспринимаются находящиеся на расстоянии от тела раздражители, начинают работать на более поздней стадии развития.

Такое разделение видов чувствительности часто создает впечатление, что и работают они отдельно друг от друга, и при определенных дефицитах их можно стимулировать изолированно. На деле восприятия различных ощущений так тесно переплетены, что все системы, и воспринимающие ощущения от собственного тела, и воспринимающие воздействие внешнего мира на тело, всегда работают одновременно.

В терапии важно целенаправленно стимулировать отдельные системы восприятия ощущений таким образом, чтобы на долю других приходилось как можно меньше работы.

Нарушения трех базовых ощущений проявляются как повышенная или пониженная чувствительность при восприятии раздражителей и их осознании, а также в реакции, то есть ответе на соответствующие стимулы. Так называемая норма находится между полярными вариантами, и определить ее не

легко. И в пределах нормы бывают естественные отклонения, например, наша чувствительность к различным раздражителям различается по утрам и по вечерам.

Вестибулярная система = система поддержания равновесия

Вестибулярная система располагается рядом с органом слуха во внутреннем ухе. Его высокочувствительные рецепторы воспринимают все перемещения в пространстве и «проверяют», должны ли они вызывать определенную двигательную реакцию, чтобы человек сохранял равновесие и не спотыкался при ходьбе.

Вестибулярная система вместе с другими органами чувств (например, проприоцепцией и зрением) сообщает нам, как мы двигаемся: быстро или медленно, вперед или назад, вверх или вниз, вправо или влево, вокруг горизонтальной или вертикальной оси либо не двигаемся вовсе.

Вестибулярная система устанавливает наше положение в пространстве в самой тесной связи со зрением и системой, оценивающей положение в суставах, напряжение мышц, сухожилий и связок (см. проприоцепция). Разумеется, в этом процессе задействованы и все прочие органы чувств.

Пример

Встаньте посреди комнаты на одну ногу. Другую поднимите и согните в колене. Вытяните вперед руки. Восстановите равновесие в этой позе, а восстановив - закройте глаза, и вы поймете, какое влияние оказывает зрение на вашу способность удерживать равновесие. Попробуйте проделать то же самое, поменяв ноги. Известно, что у каждого человека есть своя ведущая сторона - левая или правая.

Многие с самого начала для подобных экспериментов бессознательно выбирают ведущую сторону. Позже мы еще вернемся к этим «ясновидческим» способностям нашей нервной системы.

Наряду с «генетической программой» вестибулярная система помогает ребенку, преодолевая силу тяжести, сохранять вертикальное положение и свойственное только человеку прямохождение. Оно чрезвычайно сложно. Если все стадии развития пройдены успешно, здоровый человек с легкостью проделывает соответствующие движения каждый день. Но уже легкое

повышение температуры может затруднить прямохождение. Мышечный тонус снижается, и мы теряем равновесие.

Известный французский врач профессор Альфред Томатис* занимался изучением голоса и слуха. Он пишет, что вестибулярная система начинает работать в утробе матери уже через два дня после начала сердечной деятельности (которая фиксируется на 19-й день после зачатия) - то есть на 21-й день.

Столь ранний срок свидетельствует о том, как много времени требуется вестибулярной системе, чтобы подготовиться к выполнению своей жизненно важной функции. Уже на самой ранней стадии она начинает накапливать опыт: в этом и заключается ее развитие и созревание. Для накопления опыта и созревания она нуждается в «пище». Здесь можно говорить о «пище нервов». Из чего же она состоит? Большая часть этой «пищи» поставляется через кровь и плаценту, другим ее крупным источником является движение.

Что происходит в материнской утробе?

Жизнедеятельность матери круглые сутки «питает» плод движениями. Даже когда мать спит, сердечные ритмы, дыхание, внутренние органы беременной женщины сообщают ее ребенку ритмичные укачивающие движения.

Своими собственными движениями ребенок пробуждает реакцию своих органов чувств. Задолго до того как мать начинает чувствовать его движения (лишь на четвертом-пятом месяце ребенок вырастает настолько, чтобы касаться стенок матки, после чего мать впервые ощущает его движения), он уже может сгибаться, потягиваться и переворачиваться. Потягивания прекрасно просматриваются на УЗИ. Ребенок тренируется, чтобы потом активно участвовать в процессе родов. Ведь он сам, когда начнутся схватки, помогающие ему двигаться, должен будет найти путь в мир воздуха и света. Если ребенок уже достаточно велик, чтобы касаться стенок матки, он может начать требовать от матери «подкармливать» его движениями.

Пример

Длинный день будущей матери подходит к концу. Выстиранное белье она решила развесить завтра. И все же ей не удается отдохнуть в постели, несмотря на сильную усталость. Ребенок не хочет довольствоваться слабым воздействием на свои органы чувств. Он стимулирует мать «нацеленными толчками» в область мочевого пузыря или нижних ребер. Они побуждают ее потянуться или перевернуться на другой бок, чтобы дать ребенку побольше места или возможность подвигаться. Беременные рассказывали мне, что иногда они снова вставали. Движения, которые совершает женщина, занимаясь домашним хозяйством, сильно воздействуют на органы чувств ребенка в утробе матери. Опыт подсказывает ей, что таким образом она сможет получить передышку подлиннее.

В данном случае можно говорить о дородовом невербальном общении.

Пример

Доводилось ли вам провести целый день на корабле? Вспомните, что вы ощутили, вновь ступив на твердую землю. Казалось, что земля качается под ногами. Вы опасались потерять равновесие, хотя как раз теперь вы были в безопасности. Некоторые вновь переживают это сильное чувство много времени спустя, даже ночью в постели. В особенно ярких случаях дело даже доходит до тошноты и рвоты.

Посмотрим на то, как развиваются события в первые дни после рождения ребенка. Новорожденный кричит. На то есть много причин. Но совершенно ясно, что он кричит не потому, что хочет начать жизнь маленьким тираном. Может быть, ему хочется пить, его беспокоят мокрые пеленки. Может быть, он болен или ему недостает движения.

Недолго думая, мы берем ребенка на руки и начинаем успокаивать его ритмичными движениями, напевая песенку вслух или про себя. Если ребенок успокаивается, мы не доискиваемся причин его крика.

Что мы можем извлечь из этих примеров? В первую очередь они должны дать ответ на вопрос: что ощущает младенец, который провел девять месяцев «на борту корабля» и не имеет опыта пребывания на твердой земле? Сам он еще не в состоянии обеспечить себя необходимым количеством «пищи для вестибулярной системы». С физиологической точки зрения мы, люди, рождаемся преждевременно: в отличие от многих других млекопитающих мы не в состоянии вскоре после рождения резвиться на полях и лугах и в любой момент срываться с места, убегая от хищников.

Только с нашей помощью младенец может получать необходимую пищу: и ту, что нужна для поддержания так называемого телесного благополучия, и ту, что питает органы чувств, причем последняя важна ничуть не меньше, без нее невозможно полное созревание мозга и его правильная организация.

Несправедливо говорить, что ребенка напрасно балуют, когда при первом крике берут его на руки. Никому ведь не придет в голову отказать голодному младенцу в бутылочке молока и объявить это воспитательной мерой.

Подобно тому как после плавания на корабле неприятные реакции вестибулярной системы могут проявляться в течение многих часов, ребенок с нарушениями вестибулярной системы может быть «перекормлен» на терапевтических занятиях воздействиями на вестибулярную систему! Негативные побочные эффекты (например, повышенное беспокойство, агрессивность, тошнота, головокружение, повышение температуры, плохое настроение, кожная реакция) в некоторых случаях могут проявиться даже спустя несколько часов. Часто их даже не связывают с возможной чрезмерной стимуляцией во время терапевтических занятий.

Наблюдая за здоровыми детьми, мы видим, что в течение первых семи лет жизни они готовы перепробовать все на свете, чтобы освоить и изучить окружающий мир, расти и развиваться. Они очень настойчиво отыскивают все более рискованные ситуации. Они готовятся к основному условию будущего школьного обучения: пребыванию в сидячем положении, в положении равновесия.

Инге Флемиг любит сравнивать естественное стремление детей к движению с процессом зарядки батареек: «Когда батарейка полностью заряжена, ребенок может некоторое время сидеть спокойно».

Хорошая детская площадка, пожалуй, в точности соответствует теории Джин Айрес. Здесь дети могут чудеснейшим образом тренировать вестибулярную систему, катаясь с горки, прыгая, качаясь на качелях, лазая и кружась на карусели.

Неужели те, кто планировал детские площадки, были знакомы с рассуждениями Айрес? Конечно, нет. Они просто думали о том, что больше всего любят делать дети. На мой взгляд, опасность таится только в растущей склонности нашего общества к стоячему и сидячему образу жизни и к передвижению на автомобиле. И у взрослых и у детей наблюдается заметная депривация (в клинической психологии этот термин означает лишение, потерю) основных ощущений. В современном мире человеку не хватает движения.

Во многих детских садах столы и стулья не оставляют детям достаточно места для игры на полу. Работают за столами, а потом родители уносят домой образцовые поделки, выполненные воспитательницей. Чрезмерно долгое сидение плавно переходит в сидение за партой.

Матери превращаются в настоящих таксистов, стремясь обеспечить плотный график занятий своих детей. Телевизор, видео и компьютерные игры в течение остального времени не позволяют детям набраться собственного двигательного опыта. Исследования показывают, что некоторые дети смотрят телевизор до 10 часов в день.

Согласно результатам, полученным доктором Альфредом Томатисом, вестибулярная система созревает к одиннадцатому году жизни.

Недостаток движения и одностороннее стимулирование органов чувств (визуально-акустическое) в период формирования вестибулярной системы, по-видимому, ведут к нарушениям равновесия. Дети слишком много сидят!

И дети, и взрослые все чаще утрачивают равновесие, все чаще сталкиваются с трудностями в решении повседневных задач.

Равновесие человека - это больше чем просто биомеханическое равновесие.

Равновесие движений, психики, эмоций, ритма сна и бодрствования, обмена веществ, пищеварения оказывают друг на друга влияние. Они неразделимы.

Существует ли «типичный» ребенок с недостаточно чувствительной вестибулярной системой?

Типичных детей не существует вообще. Каждый ребенок неповторим и многогранен. Все же мы можем отнести к этой группе гиперактивных детей: тех, кто никак не может вдоволь накачаться на взлетающих под самое небо качелях, и тех, кто не знает страха. Среди чрезмерно чувствительных детей больше всего трусливых и плаксивых.

Мой опыт работы в психиатрии, к помощи которой прибегают люди, утратившие психическое равновесие, показывает, что в тот же период жизни им становятся свойственны отклонения в области равновесия движений.

Тактильная система = система кожной чувствительности = экстероцепция

То, что мы начали разговор с системы поддержания равновесия и лишь затем перешли к тактильной системе, вовсе не означает, что одна важнее другой. Обе системы особым образом взаимодействуют друг с другом, а значит, связаны между собой. Этим можно объяснить, почему при сильном стимулировании вестибулярной системы часто наблюдаются негативные кожные реакции. И наоборот, чрезмерная стимуляция кожи может вызывать вестибулярные нарушения: тошноту, плохое настроение – вплоть до вспышек гнева и агрессивного поведения.

В современном мире у людей все чаще встречаются нейродермит, аллергия, экзема. Иногда мне кажется, что люди больше внимания уделяют исчезновению лесов, чем себе самим, подчас забывая, что и мы сами, с нашей «листвой и иголками» (кожей), являемся частью природного равновесия.

Даже в языке нам свойственно выражать утрату эмоционального равновесия «через кожу».

Пример

«Мороз по коже», «мурашки по коже», «лезт



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.