|
|||
Основы обучения и тренировкиОсновы обучения и тренировки Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Целью общей физической подготовки является общее развитие и укрепление организма. Учебный процесс направлен на решение задач: -повышение функциональных возможностей всех органов и систем занимающихся; -развитие двигательной мускулатуры; -улучшение координационных способностей; -увеличение до требуемого уровня силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости; -исправление дефектов телосложения и осанки. Для решения этих задач применяю разнообразные физические упражнения. Тренировочный эффект упражнений в значительной степени зависит от условий их выполнения. В числе этих условий материально-технические средства спортивной тренировки. На занятиях использую современное оборудование и инвентарь: -спортивные тренажёры; -специализированные снаряды; -контрольную и информационную аппаратуру; -гантели; -набивные мячи; -скакалки; -мешки с песком; -утяжелённые пояса, жилеты и манжеты; -гири; -штанги; -эспандеры; -обручи; -барьеры. Средства общей физической подготовки направляю на равномерное и гармоничное развитие всех мышечных групп, органов и систем легкоатлетов. Равномерность подготовки важна потому, что наличие хотя бы одного слабого звена в физическом развитии спортсмена может свести на нет весь процесс его тренировки. Разносторонность физической подготовки достигаю осуществлением принципа многоборности в процессе тренировки, применением не только легкоатлетических упражнений, но и гимнастики, подвижных и спортивных игр, плавания и др. Общая физическая подготовка необходима каждому занимающемуся лёгкой атлетикой Все учащиеся, независимо от их одаренности, проходят курс разносторонней физической подготовки. Средства общей физической подготовки включают подготовительные упражнения и общеразвивающие упражнения. Подготовительные упражнения - гимнастические упражнения без предметов для мышц плечевого пояса, шеи, рук, туловища, ног. Их использую для развития гибкости и подвижности в суставах, на расслабление мышц. Упражнения применяю избирательно-локально на определённую группу мышц занимающихся в течение всего годичного цикла. Общеразвивающие упражнения: -упражнения на гимнастических снарядах; -упражнения с отягощениями; -различные виды прыжков и метаний (набивных мячей, ядер, камней); -занятия другими видами спорта, подвижными и спортивными играми. На занятиях по общей физической подготовке в большей мере использую упражнения, оказывающие общее воздействие, а также иногда и точно направленные для устранения отдельных недостатков в физическом развитии. Наибольший объём средств ОФП приходится на подготовительный период. В системе тренировки обучающегося объём упражнений ОФП в значительной мере определяется уровнями компонентов его подготовленности. Если у учащегося недостаточно развита сила определённых групп мышц, мала подвижность в суставах или недостаточно развита работоспособность сердечно - сосудистой и дыхательной системы, то подбираются соответствующие средства ОФП. С ростом спортивного мастерства средства общей физической подготовки все больше направляются на укрепление компонентов общей физической подготовленности. Среди них есть компоненты, общие для всех легкоатлетов. Прежде всего, это работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, процессы обмена и выделения. Большое значение имеют упражнения ОФП, применяемые в целях повышения функциональных возможностей применительно к спортивной специализации. Для повышения функциональных возможностей организма широко применяю продолжительный бег, кроссы, ходьбу и бег на лыжах. Эти средства позволяют увеличить объём специальной тренировки, улучшить восстановительные способности организма. Обязательны для всех обучающихся упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. В некоторых случаях возникает необходимость в упражнениях профилактического и корригирующего характера - исправление осанки, дефектов телосложения, укрепление малоработающих мышц при выполнении избранного вида лёгкой атлетики. Это относится и к эластичности мышц, которые могут быть повреждены при случайных отклонениях в технике. Ряд упражнений ОФП и «чужие» виды спорта использую на разгрузочном этапе тренировки, когда нужно дать мышцам работу, а психике, нервной системе - отдых, и кроме того, для активного отдыха (медленный бег в лесу после большой тренировочной нагрузки накануне). С возрастом обучающихся и ростом их спортивного мастерства количество упражнений ОФП уменьшается, а подбираются такие, которые больше способствуют специализации. Это общая принципиальная линия. Цель специальной физической подготовки – развитие отдельных мышечных групп, приобретение тех двигательных навыков, которые непосредственно обеспечивают успешное овладение техникой и рост результатов в избранном виде лёгкой атлетики. Для специальной физической подготовки в большей мере использую строго направленные упражнения. Упражнения по своей структуре и характеру близки к тем видам, которые изучаются в данное время или в которых учащиеся собираются соревноваться. В целом, СФП легкоатлетов состоит из упражнений, схожих по амплитуде движений, характеру и величине мышечных усилий, нагрузке на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, по психическим напряжениям с соревновательными упражнениями. Учебно-тренировочный процесс направляю на развитие всех органов и систем, функциональных возможностей организма применительно к выполнению определенного вида лёгкой атлетики. Естественно, что для этого используются упражнения в избранном виде лёгкой атлетики. Это специально-подготовительные упражнения, включающие в себя элемент, часть или избранный вид лёгкой атлетики в целом. В основе ОФП лежит комплексное развитие физических качеств. Физические качества легкоатлетов совершенствую параллельно. Быстрота. Развитие быстроты - способности человека выполнять большое количество движений с максимальной скоростью - характеризуется увеличением подвижности нервных процессов, быстро следующих друг за другом, давая возможность быстрой смене сокращений и расслаблений мышц, направляя и координируя движения и уменьшая латентный (скрытый) период двигательной реакции. Способность к быстроте движений у человека заложена генетически. Быстрота необходима во всех видах лёгкой атлетики. Это качество связано с техникой выполнения упражнений, силой мышц, способностью к расслаблению, гибкостью, а также хорошей координацией движений. Именно за счёт совершенствования этих качеств развивается быстрота. Однако спортсмены при одинаковой тренировке с целью развития быстроты добиваются различных результатов. Это происходит от того, что максимальный уровень быстроты связан с подвижностью нервных процессов, а это качество в значительной степени врождённое. Для развития быстроты на учебно-тренировочных занятиях применяю упражнения с большой частотой движений: -бег на короткие отрезки с максимальными усилиями; -семенящий бег; -бег с опорой -бег с высоким подниманием бедра; -упражнения с применением большой силы (кратковременно), прыжков; -упражнения в быстроте ответных действий на внезапный сигнал; -упражнения на ускорение двигательной реакции; -бег под уклон; -некоторые спортивные игры. Когда наступает стабилизация в уровне развития быстроты, применяю средства, повышающие уровень общей физической подготовки. ОФП проходит на новом, более высоком уровне. Упражнения скоростно-силового характера выполняются в большем количестве и с большей интенсивностью. Как и быстрота, важнейшим качеством, необходимым для любого вида лёгкой атлетики является выносливость. Выносливость – способность человека выполнять какую-либо деятельность длительное время, не снижая ее эффективности. Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость определяется способностью человека длительное время выполнять работу малой и умеренной интенсивности. Такой работой может быть медленный бег, ходьба и бег по пересеченной местности, многократное поднимание небольших тяжестей. Специальная выносливость – способность спортсмена выполнять специфическую работу без снижения её эффективности в заданное время. Общая и специальная выносливость определяется способностью легкоатлета бороться с утомлением. Утомление - результат не только мышечной работы, но и умственных напряжений, переживаний. Развитие выносливости происходит лишь тогда, когда занимающиеся доходят до необходимой степени утомления. При этом организм адаптируется к подобному состоянию. Упражнения, направленные на развитие выносливости, повышают физическую работоспособность легкоатлетов, что в дальнейшем помогает выполнять значительные объёмы тренировочных нагрузок. Развитие аэробных способностей занимающихся приводит к повышению функций кислородно-транспортной системы: -потребление кислорода; -увеличение лёгочной вентиляции; -повышение капилляризации мышц; -утилизация кислорода; -экономизация сердечной деятельности и укрепление сердечной мышцы. Для развития общей выносливости в учебном процессе использую: -длительные туристические прогулки; -кроссы; -длительный бег с умеренной скоростью; -ходьбу и бег на лыжах; -марш-броски; -пробеги по шоссе; -спортивные игры; -плавание. Выносливость – качество, которое совершенствуется поэтапно. На первом этапе подготовительного периода удельное внимание преимущественно отводится развитию общей выносливости, затем на этом фоне развивается специальная выносливость. Средствами повышения специальной выносливости легкоатлета являются упражнения, в которых он специализируется, и упражнения, близкие по своему характеру к избранному виду лёгкой атлетики. В подготовительном периоде постепенно увеличивается объём специальных упражнений на выносливость, а затем и их интенсивность. Интенсивность тренировочной работы при развитии специальной выносливости возрастает с приближением соревновательного периода, поддерживается во время соревнований и снижается в переходном периоде.
|
|||
|