|
|||
Организационно-правовая защита информации1. Организационно-правовая защита информации
Такая подсистема предназначена для регламентации деятельности пользователей ИС и представляет собой упорядоченную совокупность организационных решений, нормативов, законов и правил, определяющих общую организацию работ по защите информации в ИС. Достижение высокого уровня безопасности невозможно без принятия должных организационных мер. С одной стороны, эти меры должны быть направлены на обеспечение правильности функционирования механизмов защиты и выполняться администратором безопасности системы. С другой стороны, руководство организации, эксплуатирующей средства автоматизации, должно регламентировать правила автоматизированной обработки информации, включая и правила ее защиты, а также установить меру ответственности за нарушение этих правил. Организационно-правовую защиту структурно можно представить так: Организационно-правовые вопросы: · органы, подразделения и лица, ответственные за защиту; · нормативно-правовые, методические и другие материалы; · меры ответственности за нарушение правил защиты; · порядок разрешения спорных ситуаций. Регистрационные аспекты: · фиксация "подписи" под документом; · фиксация фактов ознакомление с информацией; · фиксация фактов изменения данных; · фиксация фактов копирования содержания. Юридические аспекты: · Утверждение в качестве законов: · правил защиты информации; · мер ответственности за нарушение правил защиты; · регистрационных решений; · процессуальных норм и правил. Морально-психологические аспекты: · подбор и расстановка кадров; · обучение персонала; · система моральных и материальных стимулов; · контроль за соблюдением правил. Для организации и обеспечения эффективного функционирования СЗИ должны быть разработаны документы, определяющие порядок и правила обеспечения безопасности информации при ее обработке в ИС, а также документы, определяющие права и обязанности пользователей при работе с электронными документами юридического характера (договор об организации обмена электронными документами). План защиты информации может содержать следующие сведения: · назначение ИС; · перечень решаемых ею задач; · конфигурация; · характеристики и размещение технических средств и программного обеспечения; · перечень категорий информации (пакетов, файлов, наборов и баз данных, в которых они содержатся), подлежащих защите в ИС; · требования по обеспечению доступности, конфиденциальности, целостности различных категорий информации; · список пользователей и их полномочий по доступу к ресурсам системы; · цель защиты системы и пути обеспечения безопасности ИС и циркулирующей в ней информации; · перечень угроз безопасности ИС, от которых требуется защита, и наиболее вероятных путей нанесения ущерба; · основные требования к организации процесса функционирования ИС и мерам обеспечения безопасности обрабатываемой информации; · требования к условиям применения и определение ответственности, установленных в системе технических средств защиты от НСД; · основные правила, регламентирующие деятельность персонала по вопросам обеспечения безопасности ИС (особые обязанности должностных лиц ИС); · цель обеспечения непрерывности процесса функционирования ИС, своевременность восстановления ее работоспособности и пути ее достижения; · перечень и классификация возможных кризисных ситуаций; · требования, меры и средства обеспечения непрерывной работы и восстановления процесса обработки информации (порядок создания, хранения и использования резервных копий информации и дублирующих ресурсов и т.п.); · обязанности и порядок действий различных категорий персонала системы в кризисных ситуациях по ликвидации их последствий, минимизации наносимого ущерба и восстановлению нормального процесса функционирования системы; · разграничение ответственности субъектов, участвующих в процессах обмена электронными документами; · определение порядка подготовки, оформления, передачи, приема, проверки подлинности и целостности электронных документов; · определение порядка генерации, сертификации и распространения ключевой информации (ключей, паролей и т.п.); · определение порядка разрешения споров в случае возникновения конфликтов. Так же стоит проводить организационные и организационно-технические мероприятия по созданию и поддержанию функционирования комплексной системы защиты Они включают: · разовые (однократно проводимые и повторяемые только при полном пересмотре принятых решений) мероприятия; · мероприятия, проводимые при осуществлении или возникновении определенных изменений в самой защищаемой АС или внешней среде (по необходимости); · периодически проводимые (через определенное время) мероприятия; · постоянно (непрерывно или дискретно в случайные моменты времени) проводимые мероприятия.
|
|||
|