Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пример. Со всех точек зрения



Пример

Туристская организация ООО "Летур" осуществляет туроператорскую деятельность.

В январе ООО "Летур" провело сертификацию предоставляемых туристских услуг, стоимость работ по проведению сертификации составила 8260 руб. (в том числе НДС - 1260 руб.). За сертификат уплачена госпошлина - 100 руб.

Сертификат соответствия выдан ООО "Летур" на 3 года. Согласно учетной политике организации расходы будущих периодов в ООО "Летур" списываются на затраты равномерно в течение срока, к которому они относятся, а признание доходов и расходов для целей налогообложения прибыли производится по методу начисления.

В бухгалтерском учете ООО "Летур" хозяйственные операции, связанные с сертификацией услуг, отражены следующим образом:

Корреспонденция счетовСумма, рублейСодержание операцииДебетКредитВ январе 76518260Оплачены расходы на сертификацию оказываемых услуг 97767000Учтены расходы на сертификацию в составе расходов будущих периодов6851100Уплачена за сертификат госпошлина2068Учтена в расходах госпошлина за полученный сертификат19761260Отражен НДС, предъявленный органом по сертификации за услуги68191260Принят к вычету НДСЕжемесячно в течение срока действия сертификата2097194,44Отражены расходы по добровольной сертификации услуг в части, приходящейся на текущий месяц

Если в целях налогообложения прибыли организация использует метод начисления, то затраты на сертификацию в налоговом учете необходимо относить на расходы равными частями в течение действия всего срока сертификата. Такое правило вытекает из п. 1 ст. 272 НК РФ.

Со всех точек зрения

Некоторые специалисты считают, что расходы на сертификацию услуг организация может не распределять по отчетным периодам, а списать их единовременно. И ссылаются они при этом на все ту же статью 272 НК РФ, а именно, на подпункт 3 п. 7, где сказано, что расходы в виде средств, потраченных на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы, принимаются к налоговому учету на дату:

- расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
- предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
- последний день отчетного (налогового) периода.

В случае сертификации услуг мы имеем договор между туристской организацией и сертифицирующим органом. Последний, согласно этому договору, выполняет некий перечень работ (ст. 20 и 21 Закона №184-ФЗ). Следовательно, когда эти работы будут завершены и налогоплательщик получит документы, подтверждающие его расходы, сделка будет закончена и организация получит право уменьшить налогооблагаемый доход на эти расходы. Так считают сторонники "единовременного" подхода.

Однако, как правило, налоговые органы придерживаются того мнения, что расходы на сертификацию нужно списывать равными частями в течение всего срока действия сертификата. Например, такая точка зрения высказана в письме Управления ФНС России по городу Москве от 27 января 2006 г. № 20-12/5511 "Об учете в целях налогообложения прибыли расходов на сертификацию системы менеджмента качества товара, в том числе консультационных, на оказание методической помощи в подготовке к сертификации, по проведению экспертизы документов".

Поэтому, если организация спишет данные расходы единовременно, то, возможно, что свою правоту ей придется отстаивать в суде. Между тем, с 1 января 2006 г. налогоплательщик вправе самостоятельно решать, как списывать подобные расходы в налоговом учете. Такое право ему предоставляет новая редакция пункта 1 ст. 272 НК РФ, поэтому, на наш взгляд, споры по поводу списания расходов на получение сертификата больше возникать не будут.

А вот организации, применяющие кассовый метод, могут расходы на сертификацию учесть в составе расходов единовременно после их фактической оплаты. Такой порядок установлен статьей 273 НК РФ.

НДС

И еще на один момент хотелось бы обратить внимание. Услуги по сертификации подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. Естественно, что орган по сертификации выдает заявителю счет-фактуру на стоимость своих услуг, увеличенных на сумму налога. НДС, уплаченный за проведение работ по сертификации, налогоплательщик имеет право возместить из бюджета на основании ст. 171 и 172 НК РФ. Но при использовании права на вычет, как правило, у бухгалтера возникает вопрос: можно ли возместить из бюджета сразу всю сумму "входного" НДС или же это нужно делать частями, по мере отнесения части стоимости сертификата соответствия на расходы? Нужно сказать, что по этому вопросу также существует две точки зрения. Мы приведем обе, а какую из них выбрать, организация, осуществившая добровольную сертификацию услуг, решит сама.

Поэтапное возмещение. Туристская организация, получившая сертификат соответствия на оказываемые услуги, первоначально отражает затраты, связанные с его получением, на счете 97 "Расходы будущих периодов". В соответствии со ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организации. Это означает, что по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов" должна быть учтена сумма расходов на сертификацию за минусом НДС (при наличии соответствующего счета-фактуры). НДС по приобретенной услуге учитывается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".

Расходы будущих периодов списываются на издержки производства и обращения равными частями в течение срока действия сертификата. Следовательно, и суммы НДС должны приниматься к вычету аналогичным образом. Такая точка зрения высказывается налоговыми органами, в частности, в письме Управления МНС России по городу Москве от 10 августа 2004 года №24-11/52247 "О правомерности вычета НДС".

НДС возмещается сразу в полном объеме. Текст гл. 21 НК РФ не содержит прямого указания, что принимать к вычету НДС по расходам будущих периодов следует только в момент списания таких расходов на себестоимость услуги, т.е. поэтапно. Налоговое законодательство предъявляет три требования, которые обязан выполнить претендующий на вычет налогоплательщик НДС:

- приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права должны использоваться налогоплательщиком для осуществления налогооблагаемых операций;
- товары (работы, услуги), имущественные права должны быть приняты налогоплательщиком к учету;
- на руках у налогоплательщика должен быть счет-фактура, оформленный надлежащим образом.

Все эти условия мы и имеем в случае получения туристской организацией сертификата соответствия на оказываемые услуги: сертификат требуется организации для осуществления налогооблагаемой деятельности, сертифицирующий орган оказал услугу по сертификации (на основании подписания акта выполнения услуги), организация приняла услугу к учету, бухгалтер отразил стоимость услуги на балансе в составе расходов будущих периодов, на руках у организации имеется счет-фактура. Таким образом, организация - налогоплательщик НДС выполнила все требования налогового законодательства, поэтому может поставить к вычету весь "входной" НДС сразу.

Использование второй точки зрения может привести к судебному разбирательству, однако аргументы, которые помогут налогоплательщику отстоять свою правоту, мы привели. Если вы не готовы вступить в спор с налоговым органом, воспользуйтесь первой точкой зрения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.