|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ 3 страницаПри использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, замена емкости осуществляется по мере необходимости, но не реже, чем это предусмотрено установленным изготовителем сроком хранения вскрытой емкости. 10.11. При организации питьевого режима должно быть обеспечено достаточное количество чистой посуды, разрешенной для контакта с пищевыми продуктами, а также отдельные промаркированные подносы для чистой и использованной посуды; контейнеры - для сбора использованной посуды одноразового применения. 10.12. При проведении походов организация питания детей должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы детских лагерей палаточного типа в период летних каникул. 10.13. Хранение пищевых продуктов в жилых помещениях для детей не допускается. 10.14. Примерный набор продуктов питания, разрешенный для передачи детям посетителями, в том числе родителями и законными представителями детей, устанавливается руководителем детского оздоровительного лагеря. Примерный набор продуктов не должен содержать пищевые продукты, которые не допускается использовать в питании детей (Приложение N 6).
XI. Требования к режиму дня
11.1. Режим дня должен предусматривать: продолжительность ночного сна не менее 9 часов (для детей от 7 до 10 лет не менее 10 часов), дневного сна (отдыха) - не менее 1,5 часов, питание детей не менее 5 раз (завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин), проведение утренней зарядки, спортивных и культурно-массовых мероприятий, гигиенических, оздоровительных и закаливающих (водных, воздушных) процедур, а также отдых и свободное время. Утренний подъем детей проводится не ранее 8 часов. Для детей 15 лет и старше допускается замена дневного сна на чтение книг и настольные игры. 11.2. Не рекомендуется проводить массовые физкультурные и спортивные мероприятия при температуре окружающего воздуха выше +28 °C. 11.3. Физкультурные и спортивные мероприятия организуются с учетом возраста, физической подготовленности и здоровья детей. 11.4. В ежедневном режиме дня должны проводиться закаливающие процедуры. Закаливание должно включать зарядку, занятия физкультурой, водные, воздушные и солнечные процедуры. При организации закаливания должны быть реализованы основные гигиенические принципы - постепенность, систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка. 11.5. Утренняя зарядка проводится ежедневно на открытом воздухе. В дождливую погоду утреннюю зарядку рекомендуется проводить в хорошо проветриваемых помещениях. Продолжительность утренней зарядки - не менее 15 мин. Рекомендуемая продолжительность воздушных и солнечных ванн приведена в Приложении N 12. 11.6. Купание детей в открытых водоемах рекомендуется проводить в солнечные и безветренные дни, при температуре воздуха не ниже +23 °C и температуре воды не ниже +20 °C. Рекомендуемая продолжительность непрерывного пребывания в воде в первые дни 2 - 5 минут с постепенным увеличением до 10 - 15 минут. Купание сразу после приема пищи (менее 30 минут) не рекомендуется. При организации купания детей присутствие медицинского работника обязательно. 11.7. Использование поверхностных водных объектов для купания детей допускается только при наличии документа, подтверждающего его соответствие санитарным правилам, предъявляющим гигиенические требования к охране поверхностных вод и (или) предъявляющим санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения, выданного органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 11.8. Купание детей осуществляется в специально отведенных и оборудованных местах. На берегу оборудуются навесы от солнца и устанавливаются кабины для переодевания, туалеты. 11.9. С учетом воспитательной и оздоровительной направленности детские оздоровительные лагеря в соответствии с их возрастом возможна организация следующих видов работ. Для детей 7 - 13 лет допускается уборка постелей, сбор ягод и лекарственных трав под наблюдением воспитателя; для детей старше 14 лет - уборка спальных комнат, дежурство по столовой (сервировка обеденных столов, уборка грязной посуды, уборка обеденного зала). 11.10. Не разрешается привлекать детей к работам, связанным с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей, пилка дров, стирка постельного белья и других), с опасностью для жизни (мытье окон, протирка светильников и других), уборке мест общего пользования: лестничных площадок, пролетов и коридоров, мытью полов с применением моющих и дезинфекционных средств; выполнению опасных в эпидемиологическом отношении видов работ (уборка санузлов, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот, обработка чаши бассейна и других). 11.11. При дежурстве в столовой дети не допускаются к приготовлению пищи, чистке вареных овощей, раздаче готовой пищи на кухне, резке хлеба, мытью посуды, разносу горячей пищи. Не допускается вход детей непосредственно в производственные помещения столовой. 11.12. Дежурство детей по столовой и территории в детском оздоровительном лагере должно быть не чаще одного раза в 7 дней. 11.13. Встречи детей с посетителями, в том числе с законными представителями детей проводятся в соответствии с установленным руководителем детского оздоровительного лагеря распорядком дня. Не допускается пребывание на территории детского оздоровительного лагеря посетителей, в том числе законных представителей детей вне специально установленных мест.
XII. Требования к санитарному содержанию помещений и территории детских оздоровительных лагерей
12.1. Генеральная уборка территории и всех помещений проводится перед началом каждой смены с применением моющих и дезинфицирующих средств. 12.2. Во всех помещениях пребывания детей 2 раза в сутки техническим персоналом детского оздоровительного лагеря проводится влажная уборка с применением моющих средств. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса. Оконные стекла моются по мере их загрязнения, но не реже 1 раза в смену. 12.3. В умывальных, душевых, постирочных, комнатах гигиены девочек и туалетах ежедневно дверные ручки, краны умывальников, спусковые ручки бачков унитазов и писсуаров, сидения на унитазах моются горячей водой с применением моющих и дезинфицирующих средств. Уборку туалетов с применением дезинфицирующих средств необходимо проводить по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день. Унитазы моются с помощью ершей и щеток горячей водой с применением моющих и дезинфицирующих средств. 12.4. Уборочный инвентарь должен иметь маркировку в зависимости от назначения помещений и видов уборочных работ и храниться в помещении для уборочного инвентаря или в специально оборудованном шкафу. Уборочный инвентарь для туалета (ветошь, ведра, щетки) маркируется и хранится в туалетной комнате в специальном шкафу или в отведенном месте. Уборочный инвентарь (щетки, ветошь, ерши) моется, дезинфицируется, прополаскивается и сушится. Моющие и дезинфицирующие средства хранятся в таре изготовителя или в промаркированных емкостях. 12.5. Банные дни для детей проводятся не реже 1 раза в 7 дней. В бане и душевых необходимо пользоваться индивидуальными принадлежностями: обувью, полотенцем, мылом, мочалкой. Возможность помывки детей в душе должна быть предоставлена ежедневно. 12.6. Постельные принадлежности (матрасы, подушки, одеяла, спальные мешки) 1 раз перед летним сезоном следует выколачивать, проветривать, просушивать на воздухе или подвергать химической чистке. По эпидемиологическим показаниям постельные принадлежности должны подвергаться камерной дезинфекции в специализированных организациях. 12.7. Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. 12.8. Грязное белье в спальных помещениях складывается в специальные мешки, которые доставляются в прачечную. При отсутствии прачечной в детском оздоровительном лагере возможна организация централизованной стирки постельного белья в иных прачечных. Для сбора и хранения грязного белья предусматривается специальное помещение. 12.9. В помещениях детского оздоровительного лагеря не должно быть насекомых и грызунов. На территории и в помещениях детского оздоровительного лагеря должны проводиться дератизационные и дезинсекционные мероприятия. 12.10. Территория детского оздоровительного лагеря должна содержаться в чистоте. Уборка территории проводится не менее одного раза в сутки. Мусор собирается в металлические мусоросборники с закрывающимися крышками. Очистка мусоросборников производится при их заполнении на 2/3 объема. После опорожнения мусоросборники дезинфицируются разрешенными для этих целей средствами. 12.11. Уборка помещений медицинского назначения и обработка изделий медицинского назначения проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность <1>. -------------------------------- <1> Санитарные правила СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58 (зарегистрированы в Минюсте России 09.08.2010 N 18094).
Медицинские отходы, относящиеся к классу Б (эпидемиологически опасные отходы), обеззараживаются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к обращению с медицинскими отходами.
XIII. Требования к выполнению санитарных правил и организации работы медицинского персонала
13.1. Руководитель детского оздоровительного лагеря отвечает за выполнение настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает: - наличие текста настоящих санитарных правил, ознакомление с ними и выполнение их персоналом детского оздоровительного лагеря; - необходимые условия для соблюдения санитарных правил; - прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию; - наличие личных медицинских книжек на каждого работника и своевременное прохождение ими предварительных и периодических медицинских обследований; - организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, противоклещевых (акарицидных) обработок (по показаниям). 13.2. Медицинским персоналом осуществляется ежедневный контроль за соблюдением: - требований настоящих санитарных правил; - правил личной гигиены детьми и персоналом; - выполнения режима дня; - организации питания (качества поступающей продукции, условий ее хранения, соблюдения сроков реализации, технологии приготовления и качества готовой пищи; санитарного состояния и содержания столовой; качества мытья посуды); - выполнения суточных норм и режима питания, отбора суточной пробы, организации питьевого режима. Медицинским персоналом обеспечивается: - ежедневный осмотр персонала столовой и детей - дежурных по кухне на наличие гнойничковых заболеваний кожи, катаральных явлений верхних дыхательных путей, опрос на наличие дисфункции желудочно-кишечной системы. Результаты осмотра заносятся в журнал здоровья (Приложение N 13); - своевременная изоляция инфекционных больных; - извещение территориальных медицинских организаций и управлений Роспотребнадзора о случаях инфекционных заболеваний в течение первых двух часов; - организация и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий. 13.3. Первая помощь и медицинская помощь осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение N 1 к СанПиН 2.4.4.3155-13
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ СТОЛОВОЙ
Приложение N 2 к СанПиН 2.4.4.3155-13
(образец)
Журнал бракеража скоропортящихся пищевых продуктов, поступающих в столовую
-------------------------------- Примечание: <*> Указываются факты списания, возврата продуктов и другие.
Приложение N 3 к СанПиН 2.4.4.3155-13
Журнал учета температурного режима в холодильном оборудовании (образец)
Приложение N 4 к СанПиН 2.4.4.3155-13
(образец)
Журнал проведения витаминизации блюд
Приложение N 5 к СанПиН 2.4.4.3155-13
(образец)
Журнал бракеража готовой кулинарной продукции
-------------------------------- Примечание: <*> Указываются факты запрещения к реализации готовой продукции.
Приложение N 6 к СанПиН 2.4.4.3155-13
ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ, КОТОРЫЕ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ПИТАНИИ ДЕТЕЙ
1. Мясо и мясопродукты: - мясо и субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных, не прошедшие ветеринарный контроль; - мясо диких животных; - коллагенсодержащее сырье из мяса птицы; - мясо третьей и четвертой категории; - мясо с массовой долей костей, жировой и соединительной ткани свыше 20%; - субпродукты, кроме печени, языка, сердца; - кровяные и ливерные колбасы; - непотрошеная птица; - мясо водоплавающих птиц. 2. Блюда, изготовленные из мяса, птицы, рыбы: - рыба, не прошедшая ветеринарный контроль; - зельцы, изделия из мясной обрези, диафрагмы; рулеты из мякоти голов; - блюда, не прошедшие тепловую обработку, кроме соленой рыбы (сельдь, семга, форель). 3. Консервы: - консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток. 4. Пищевые жиры: - кулинарные жиры, свиное или баранье сало, маргарин (маргарин допускается только для выпечки) и другие гидрогенизированные жиры; - сливочное масло жирностью ниже 72%; - жаренные в жире (во фритюре) пищевые продукты и кулинарные изделия, чипсы. 5. Молоко и молочные продукты: - молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных; - молоко, не прошедшее пастеризацию; - молочные продукты, творожные сырки с использованием растительных жиров; - молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров; - творог из непастеризованного молока; - фляжная сметана и фляжный творог без термической обработки; - простокваша "самоквас". 6. Яйца: - яйца водоплавающих птиц; - яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой"; - яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам. 7. Кондитерские изделия: - кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты) и кремы. 8. Прочие продукты и блюда: - пищевые продукты с истекшим сроком годности и признаками недоброкачественности; - остатки пищи от предыдущего приема пищи, приготовленной накануне; - любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления, а также принесенные из дома (в том числе при организации праздничных мероприятий, праздновании дней рождения); - первые и вторые блюда на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления; - окрошки и холодные супы; - макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом; - яичница-глазунья; - паштеты и блинчики с мясом и творогом; - заливные блюда (мясные и рыбные), студни, форшмак из сельди; - сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы; - крупы, мука, сухофрукты и другие продукты, загрязненные различными примесями или зараженные амбарными вредителями; - грибы и кулинарные изделия, из них приготовленные; - квас, газированные напитки; - уксус, горчица, хрен, перец острый и другие острые приправы и содержащие их пищевые продукты, включая острые соусы, кетчупы, майонезы и майонезные соусы; - плодоовощная продукция с признаками порчи; - маринованные овощи и фрукты (огурцы, томаты, сливы, яблоки) с применением уксуса, не прошедшие перед выдачей термическую обработку; - кофе натуральный; - тонизирующие напитки, в том числе энергетические напитки, алкоголь; - холодные напитки и морсы (без термической обработки) из плодово-ягодного сырья; - ядра абрикосовой косточки, арахиса; - карамель, в том числе леденцовая; - продукты, в том числе кондитерские изделия, содержащие алкоголь; - кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%); - жевательная резинка.
Приложение N 7 к СанПиН 2.4.4.3155-13
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СРЕДНЕСУТОЧНЫЕ НАБОРЫ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД И НАПИТКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ
-------------------------------- Примечание: <*> Рекомендуется увеличивать нормы на 10 - 15% при повышенных энерготратах. <**> Масса брутто приводится для нормы отходов 25%. <***> Масса нетто является средней величиной, которая может меняться в зависимости от исходного вида овощей и фруктов и сезона года. При формировании меню целесообразно обеспечивать выполнение натуральных норм питания в соответствии с данными, приведенными в столбце нетто. <****> В том числе для приготовления блюд и напитков; в случае использования продуктов промышленного выпуска, содержащих сахар (сгущенное молоко, кисели и другие), выдача сахара должна быть уменьшена в зависимости от его содержания в используемом готовом продукте.
Приложение N 8 к СанПиН 2.4.4.3155-13
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОБЪЕМЫ БЛЮД ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП (Г, МГ)
-------------------------------- Примечание: <*> Без учета повышенных энерготрат.
Приложение N 9 к СанПиН 2.4.4.3155-13
(образец)
Примерное меню
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|