Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Применение гонадотропных гормонов



3.4.6. Применение гонадотропных гормонов

Гормональная стимуляция нереста в виде инъекций гонадотропных гормонов и применяется профессионалами или самыми опытными аквариумистами-любителями в тех случаях, когда никакие другие стимулы к нересту не дают результата. Практика и отечественный опыт длиной более 30 лет показал, что последующие поколения рыб разведенных поначалу с применением гормональных инъекций способны в дальнейшем размножаться естественным путем. Применение этого метода для рыб со сложным поведением, таких, как, например, цихлиды, не приемлемо, так как очень сложно синхронизировать созревание половых продуктов со сложным брачным ритуалом, который включает длительные брачные игры, выбор и подготовку нерестового субстрата, сам сложный процесс нереста и уход за потомством. Инъекции, как правило, вводят рыб в состояние стресса и они уже не в состоянии проявить свое сложнейшее поведение, заложенное природой, и икра, созревшая (а то и презревшая) под действием гормонов, откладывается, как попало. Обычно самкам не до самца, а самцам не до самок. Действительно трудно представить себе какую либо сексуальную активность у человека после того, как ему в ягодичную мышцу вогнали толстенный гвоздь длиной 30 см, да ещё закачали через него, разрывая все ткани добрую половину чашки стимулирующего раствора!!! А ведь рыбы после инъекции даже самой тоненькой иголочкой оказываются именно в подобном положении!

Пионером разведения аквариумных рыб с применением гормональных инъекций был Лев Алексеевич Гудков. Тогда в начале 1970-х успешное разведение им акантофтальмуса Майерса стало мировой сенсацией, но мало кому известно, что в это же время предпринимались первые попытки развести боцию макраканту, но тогда в России просто не было самок и тогда, Лев Алексеевич попытался оплодотворить спермой текущих самцов макраканты икру нашего обычного вьюна. Однако тогда гибридов не получилось. Личинки, полученные в результате этого смелого эксперимента оказались мало жизнеспособными, но начало новой страницы в развитии новых технологий было положено. Последователей у Л.А. Гудкова оказалось не слишком много – попытки других любителей воспроизвести этот первоначальный успех, как правило заканчивались ничем. Особо настойчивые и целеустремленные аквариумисты всё же не теряли надежды получить свой шанс на успех, но и второй боьшой успех выпал на долю Гудкова! Наконец то впервые в мире был разведен двухцветный лабео (ныне эти рыбы относится к роду эпальцеоринхус) - давняя мечта наших аквариумистов. Видимо опыт аквариумиста и знания ученого-практика сыграли свою важнейшую роль.

Чуть позже успех выпал на долю Михаила Ивановича Лихачева он развел зеленого лабео, а затем сразу двух представителей хоботнорылых – макрогнатусов (Macrognatus aculeatus) и матоцемебусов (Mastocembelus circumcinctus). Несколько позже, применяя инъецирование, с той или иной долей успеха ему удалось получить мальков ещё от нескольких видов рыб, в том числе от тетраодонов (Tetraodon leiurus brevirostris) и аностомусов (Anostomus anostomus).

Лихорадка инъецирования в середине семидесятых затронула и меня. Совместно с моим младшим братом Александром и Львом Алексеевичем Гудковым мы попытались развести амурскую лептобоцию (Leptobotia mantschurica), но из этого ничего не получилось. Единственная самка, подаренная в свое время известным ленинградским аквариумистом Олегом Николаевичем Юнчисом погибла от шока после неудачной инъекции.

Второго шанса в разведении лептобоций так больше и не представилось – поймать этих рыб мне больше не удалось. Зато удалось получить икру от амурской косатки-скрипуна, а в 1976 году у меня отнерестились красноперые боции (Botia lecontei). Икры было такое количество, что мне показалось, что кто-то из родственников напустил полный аквариум дафний. Однако в то время не удалось получить ни одного малька, но застав последние всплески нерестовой активности этих рыб, мне посчастливилось отснять единственные в своем роде моменты того самого нереста. Благо фотоаппаратура была, как всегда наготове.

В то время все мои мысли и интересы были заняты малавийскими и танганьикскими цихлидами и, поэтому, рыб я отдал М.И. Лихачеву, где они и почили, так и не дав никакого потомства. Видимо, время разводить боций тогда ещё не пришло…

Вернуться к инъекциям пришлось уже в конце 1980-х, когда лихорадка с цихлидами Великих африканских озер несколько поутихла. Тогда впервые удалось развести мешкожаберных сомов тайландского происхождения. Мальков было получено море, но вот на то, чтобы отснять нерест сил и энергии уже не хватило.

На фотографиях показаны способы инъецирования рыб в спинную мышцу и брюшную полость. При этом мелких рыб, таких, как боций модно расположить, аккуратно придерживая руками, на влажном пластике стола. Более крупных рыб, таких как косаток или змееголовов лучше держать во влажном полотенце. Температура в помещении, где проводится инъецирование, должна быть высокой, соответственно температуре воды, а влажность воздуха тоже высокой, насколько возможно.

Чтобы не мучить рыб неумелыми действиями со шприцом, я настойчиво рекомендую потренироваться, как я говорю, на селедке. Игла должна быть самой маленькой и острой, а движения быстрыми и уверенными. Во избежание вытекания гормонов место инъекции после укола следует аккуратно зажать пальцем и слега помассировать. После этого рыб выпускают в аквариум где и будет происходить нерест.

После нереста остаточную икру у самок следует сцедить путем поглаживания брюшка от головы к анальному отверстию. В противном случае невыметаннаяч полностью икра может закистоваться и привести к гибели или бесплодию самки.

Практика отечественной аквариумистики показала, что в качестве гонадотропных гормонов можно использовать суспензии гипофиза половозрелых карпов, лещей или сомов в зависимости от семейства рыб, которым проводится инъекции. Приготовление суспензий детально описано в литературе по промышленному рыбоводству, равно как и методика их применения, поэтому останавливать на этом не буду. Кроме суспензии гипофиза опробовано и получило положительную оценку применение лекарственных препаратов применяемых для лечения людей – хориогонина (производства завода Гидеон Рихтер, Венгрия) и его отечественного аналога – гонадотропина. Для ориентировки читателя могу рекомендовать начальную дозировку в 100 международных единиц на одну рыбку размером со взрослого акантофтальмуса. Поскольку в зависимости от техники и качества выполнения инъекций часть первоначального содержимого шприца вытекает говорить об абсолютных дозировках бессмысленно. Ведь в худшем случае почти весь гормон вытекает и «результатом» всех ваших стараний и манипуляций может оказаться только рана на теле рыбы.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.