|
|||
Правовой статус церковного судаПравовой статус церковного суда Устав определяет правовой статус в двух статьях: "Судебная власть в РПЦ осуществляется церковными судами посредством церковного судопроизводства" (Устав 7:1). Правовой смысл этой декларации Устав РПЦ не объясняет, хотя она ставит под вопрос принцип отделения Церкви от государства: "Церковь не выполняет функций органов государственной власти" (Федеральный Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" ред. 1997 г. Ст. 4:5). Положения Устава (1, 9 и 7, 1) претендуют исключить из юрисдикции гражданского суда и передать в юрисдикцию церковного суда некоторые категории дел и граждан. Неопределенный статус суда допускает любые претензии, в том числе, на правовое партнерство с государством в осуществлении судебной власти. Церковь обладала судебной властью в Российской империи. Церковный суд был составной частью судебной системы империи. Гражданское "Уложение о наказаниях" обеспечивало принудительный характер санкций церковного суда. Светский и церковный суд делили юрисдикцию и взаимодействовали. Церковное право выражало санкционированную государством совокупность правил, регулирующих внутреннюю организацию церковных учреждений и их взаимоотношений с государством. Декрет 1918 г. отделил Церковь от государства. Церковный суд утратил правовой статус и свое существование. Российская Федерация сохранила принцип отделения Церкви от государства, но не предоставила церковному суду правовой статус. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" обязывает "устав религиозной организации отвечать требованиям гражданского законодательства РФ. Религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ" (Ст. 10:1; 15:1-2). РПЦ МП в своем Уставе обязуется "осуществлять свою деятельность при уважении и соблюдении существующих в государстве законов" (Устав. Гл.1, ст.4). Церковный суд противоречит гражданскому законодательству фактом своего существования, поскольку не имеет конституционного признания и не входит в судебную систему РФ: "Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается" (Конституция РФ. Ст.118, п. 2,3). "Судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается". (Федеральный конституционный закон "о судебной системе РФ" Ст.1 и 4, п.1). Согласно Конституции и вопреки утверждению Устава, Церковь не обладает судебной властью. "Не предусмотренный настоящим Федеральным конституционным законом" в качестве публично-правового института, церковный суд будет осуществлять свою деятельность либо:
|
|||
|