Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





песенка самолетика;. как бормочет индюк;. как гудит пароход. отдергивание кончика языка от верхних резцов (язык обжегся). пососать конфетку



- песенка самолетика;

- как бормочет индюк;

- как гудит пароход

2. От правильной артикуляции

- отдергивание кончика языка от верхних резцов (язык обжегся)

- пососать конфетку

- прикусить кончик языка, а затем открывать и закрывать челюсть, не убирая языка с нижних резцов, при этом петь гласный звук [а]: ла-ла-ла

- «охотник идет по болоту» – произносить д-д-д и ударять по щекам, получается дл, дл.

3. От опорного звука

- от [у] – губы вытянуть вперед, длительно произносить [у], затем просунуть кончик языка между вытянутыми губами. В это время логопед пальцами раздвигает губы ребенка. Зубы обнажаются и произносится чистый звук [л]

- от [ы] – слегка прикусить кончик языка и длительно произносить звук [ы], слышится [л]. Постепенно от межзубного произношения перейти к зазубному.

- от [а]: 1) положить язык на нижние резцы и пропеть звук [а], затем одновременно поднимать и опускать нижнюю челюсть; 2) качать язычок между верхними и нижними резцами, длительно произнося звук [а]

При замене [л] на [в] пальцами держать нижнюю губу, затормаживая движение губы.

4. Механическим путем.

При альвеолярном произношении звука корень языка опущен, тогда как в норме он поднят. Положить палочку( соломинку, карандаш) поперечно на спинку языка, а кончиком языка достать резцы.


С – З – Ц

[С]: согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твердый;

[З]: согласный, ротовой, звонкий, щелевой, переднеязычный, твердый;

[С’], [З’]: мягкие;

[Ц]: согласный, ротовой, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, твердый.

- губы улыбаются;

- зубы сближены

- кончик языка упирается в нижние резцы, спинка умеренно выгнута, боковые края прижаты изнутри к верхним коренным зубам, посредине языка образуется желобок, через который проходит холодная струя выдыхаемого воздуха.

При [Ц] кончик языка за нижними резцами, а спинка смыкается с альвеолами и после взрыва воздуха опускается в положение звука [С]

- мягкое небо поднято

- голосовые связки при [c] и [ц] разомкнуты, а при [з] сомкнуты и вибрируют

Подготовительные упражнения

Гимнастика языка, комплекс №1, М. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения», а так же упражнения по развитию воздушной струи.

Устранение недостатков

1. По подражанию

[с]: - игра «Насос», песенка воды

- фырканье ежика – фффссс

- легкий ветер

[з] – звенит комарик, муха, оса

[ц] – песенка синички, «Тихо, дети расшумелись»

 

 

2. От опорных звуков.

Звук [с]:

- от [и] – петь звук, а потом пустить холодный ветерок

- та-та-та, тя-тя-тя, ти-ти-ти – и пустить холодный ветерок

- от [ф] – при межзубном произношении

Звук [з] от звука [с], контроль голосовых связок

Звук [ц] аффрикат, состоит из 2-х звуков:

т – с

т – с

т-с

тс

ц

Сближаем произнесение двух звуков.

- При боковом произнесении звука [c] предлагаем ребенку длительно произносить звук [ф], просовывать широкий кончик языка между нижней губой и верхними резцами, затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть на него со звуком [ф]. Постепенно убирать кончик языка за нижние резцы.

3. От правильной артикуляции.

Используется показ правильной артикуляции, тактильные ощущения (струя воздуха), добиваются правильного звучания.

- упражнение «Катушечка». Сворачиваем широкий язык в «катушечку», пряча кончик языка за нижние зубы. Посвистеть на «катушечку». Помогает при боковом и межзубном произношении.

[з] – подключение голосовых связок

[ц] – логопед четко произносит сам звук [ц], а большие и указательные пальцы ребенка прикладывает к своим углам рта. Ребенок чувствует активное отведение губ.

Затем ребенок произносит звук [т], а логопед отводит механическим путем уголки рта ребенка.

4. Механическим путем с помощью зонда, шпателя.

При боковом сигматизме добиваются правильного звучания [с] при межзубном положении языка, затем переводят кончик языка за нижние резцы.

При межзубном сигматизме ребенку предлагается переводить широкий кончик языка за нижние резцы и «пускать» длинный легкий ветерок.

При губно-зубном сигматизме произносить звук [с] при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов. Если ребенок не сможет воспроизвести это положение органов артикуляции сам, то логопед придерживает нижнюю губу ребенка.

Призубный сигматизм исправляется механическим путем. Легким нажимом шпателя (зонда) на кончик языка опустить его за нижние резцы.

Произношения мягких звуков характеризуется участием в артикуляции части спинки языка. Кроме того, твердые и мягкие звуки часто отличаются степенью напряженности губ. Так, при смягчении звуков нижней артикуляции активизируется (напрягается) нижняя губа, а для верхней – верхняя губа. Особое внимание обращается на отведение углов рта. Ребенку необходимо продемонстрировать произнесение мягких звуков с несколько утрированным отведением углов рта.

Мягкость достигается механическим путем, отодвигая кончик языка назад, вглубь рта. Поднимается спинка языка.


Ш – Ж

[Ш]: согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твердый.

[Ж]: согласный, ротовой, звонкий, щелевой, переднеязычный, твердый.

- тубы – разомкнуты

- зубы сближены

- язык широкий находится в верхней части ротовой полости. Передняя часть загибается в виде «ковша»(чашечки) и находится в свободном положении. Кончик языка образует щель с твердым небом. Края языка прижимаются к верхним коренным зубам.

- воздушная струя теплая

- мягкое небо поднято

- голосовые связки разомкнуты и не вибрируют у [ш], сомкнуты, вибрируют у [ж].

Постановка

1. Подготовительные упражнения, комплекс №2 по Фомичевой.

2. По подражанию: ребенка учат шипеть как гусь, змея, масло, шуршать как камыш, лыжи по снегу, как выходит воздух из шины, погреть руки.

3. От правильной артикуляции.

- сделать язык широкий (пя-пя-пя), «лопаточкой». Из лопаточки сделать «чашечку». «Чашечку» внести в рот и пустить теплый ветерок (погреть руки).

4. От опорных звуков

- от [с] – произносить звук [с], а потом поднимать язык вверх - [ш], перед этим отработать упражнение «качели»

- от [р] – произносить этот звук громко, шепотом, снять вибрацию самостоятельно или шпателем.

- от [ч] – длительное произнесение тьшь -> тьшшшш

- от [ф] – организовать подъем кончика языка, показав это на себе, или с механической помощью.

 

5. Механически путем.

Поднять широкий кончик языка, используя зонды простые, зонд Новиковой, шпатель, ложку, пальцы.

Исправление межзубного сигматизма шипящих звуков.

- ребенку предлагается при открытом рте, в медленном темпе 4-5 раз произносить с придыханием звук [т], ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами, постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка.

- от правильной артикуляции

- от опорного звука [р]

- механическим путем зондом Новиковой

Исправление бокового произношения

Те же самые приемы.

Механическим путем использовать плоскую, узкую, слегка выгнутую ручку от чайной ложки. Поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад – к бугоркам (края ручки ложки при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов), просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить звук [с] (передние зубы все время видны.

Направленность воздушной струи улучшается при использовании звуков [ф], [в].

Исправление губно-зубного парасигматизма шипящих звуков

При этом виде нарушения в образовании звуков участвует не язык, а губы. Язык бездействует. Учить сопоставлять и различать на слух звуки [ф] - [ш].

- Необходимо затормаживать движение нижней губы, придерживая ее пальцем, поставленным в ямочку под губой. Использовать зрительный контроль. Одновременно упражнения на поднятие языка вверх чашечкой, направляя теплую струю воздуха.

- от звука [с] с механической помощью, обращая внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата.

- от звука [р] – шепотом, остановить вибрацию.

Исправление призубного парасигматизма.

 - вырабатываются умения сопоставлять и различать на слух звуки [ш] - [т], на основе тактильных ощущений, на воздушной струе(при [ш] – длинная, [т] – толчкообразная). Проводятся упражнения для выработки длительной, направленной воздушной струи.

- методика постановки та же, что и при исправлении губно-зубного сигматизма.

Исправление шипящего парасигматизма

Учат сопоставлять и различать на слух звуки [ш] - [щ].

Вырабатываются умения поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами.

Чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого неба (вперед – назад). После выработки правильного положения языка вырабатывается четкая направленная воздушная струя.

- от звука [р]

- механическим путем (зонд Новиковой)

Свистящий парасигматизм

- учить сопоставлять и различать на слух «ш – с». Различать разницу в воздушной струе (теплая – холодная). Отрабатываются движения широкого языка за верхние и нижние зубы(используются опорные звуки «ль – и»), чередование движений губ (улыбка – рупор)

- от правильной артикуляции используя прием подражания

- от звука [р]

- механическим путем

Носовой сигматизм

- вырабатывать умение держать широкий распластанный язык на верхней губе.

Упражнения на поднятие небной занавески.

- в начале ставятся свистящие, затем от [c] механическим путем [ш]

- от [р]

Нужно помнить, что ставя любой звук не следует никогда называть его ребенку, что бы не вызывать у него привычное неправильное произношение.

После автоматизации звука [ш] можно ставить звук [ж]. Тыльную сторону ладони ребенка прикладывают к горлу логопеда. Ребенок ощущает вибрацию.

- как по рельсам – боковые края.

Шуршит по мостикам «болтушка»

[ж] от [д] – потянуть.

«Вилочка» - язык между указательными пальцами или зонд «вилочка».


Ч

Согласный, ротовой, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, мягкий.

- губы – вытянуты вперед рупором

- зубы сближены

- язык находится в верхнем положении. Широкий кончик язык поднимается к твердому небу. Сначала образует смычку, затем отходит и образует щель с твердым небом. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, губы выдвигаются вперед. Сильная, толчкообразная, теплая воздушная струя.

- мягкое небо поднято.

- голосовые связки разомкнуты.

Постановка звука

1. По подражанию, используя подготовительный этап. Обращать внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата.

- как пыхтит пароходик: чух-чух

- погрози пальчиком детям, которые шумят: тьш



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.