![]()
|
|||||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. по дополнительному образованию в области. музыкально-театрализованной деятельности. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕРЕМОК»Стр 1 из 2Следующая ⇒
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №1»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: на педагогическом совете заведующий МБДОУ«Д/с №1» МБДОУ «Д/с №1» ________________Е.А. Шахова Протокол № __ « » сентября 2014г от «» сентября 2014г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию в области музыкально-театрализованной деятельности «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕРЕМОК» Срок реализации программы: 2014-2015 уч. год
Музыкальный руководитель Крутина Л.А.
Ачинск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по дополнительному образованию в области музыкально-театрализованной деятельности «Музыкальный теремок»составлена с учетом Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена дляработы с детьми дошкольного возраста в возрасте от 5-7 лет. Музыкальная культура как часть общей духовной культуры является важной неотъемлемой частью личности каждого человека. Однако реалии современного российского общества (технократизация жизни, отрыв от чувственности к окружающему миру) даже невооруженным глазом показывают неспособность основной массы населения к самовыражению, в том числе, с помощью музыки (по-настоящему высокой и ценной). С другой стороны, успешность в жизни зависит как раз от способности к творческому подходу. Тем самым выявляется противоречие современной жизни между желанием жить успешно, качественно и невозможность достичь желаемого. Разрешению конфликта могут способствовать различные средства творческого самовыражения, одним из которых является музыкальное искусство, ценность и эффективность воздействия которого на человека тем эффективней, чем раньше начато общение с музыкой. Это обусловлено психо-физиологической чувствительностью к музыкальному искусству именно в раннем детском возрасте. ПеречисленныевФГОСДО целевые ориентиры прекрасно реализуютсячерез музыкальное искусство, обладающее разносторонними способами и средствами влияния на человека. Работа музыкально-театрального кружка строится по следующим принципам: · Принцип системности · Принцип дифференциации (развитие творческих способностей по различным направлениям) · Принцип увлекательности · Принцип коллективизма · Принцип интеграции (развитие речи, музыкальная деятельность, изобразительная деятельность, театральная деятельность, познавательная деятельность) · Принцип креативности Цель: создание условий для раскрытияиндивидуальные особенности личности каждого воспитанникачерез средства музыкального искусства Задачи: 1 – развивать и совершенствовать музыкальные способностидетей через различные виды музыкальной деятельности (формировать в комплексе ладовое чувство, чувство ритма, чувство классической формы); 2 – познавать особенности музыкального языка, его связи с окружающим миром; 3 - включать дошкольников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием "продукта" своего труда; 4 –реализовывать у ребенка стремление к самовыражению, получению радости от общения с музыкой; 5 - формировать у детей интерес к музыке, накопление музыкально-творческого опыта. Основным методом взаимодействия с детьми является игровой. Фундаментальными методами освоения содержания программы являются словесные, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, упражнение. В свою очередь каждый вид музыкальной деятельности подразумевает использование своих специфических методов (художественное моделирование и другие). В работе с детьми органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя, индивидуальный подход, влияние на каждого воспитанника коллектива, так как каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом исполнении музыкального произведения, так и в сольном. Программа рассчитана на проведение организованной совместной деятельности 36 раз в год (1 раз в неделю) продолжительностью 30 мин., согласно требованиям СанПин 2.4.1.3049-13. Программой предусмотрено проведение организованной совместной деятельности, участие в утренниках, праздниках и развлечениях, досугах, вечерах, выступлениях перед аудиторией различного уровня (детских образовательных учреждениях города). Объединяющей идеей всех видов музыкальной деятельности является театральная деятельность, т.к. театр – это синтез не только различных видов музыкальной деятельности, но и синтез различных искусств (литература, изобразительное искусство, хореография), наук (социология, психология, физиология и т.д.). Для развития актерского мастерства в программе использованы этюды, игры психогимнастики М.И. Чистяковой. При построении программы учтен принцип интеграции с другими образовательными областями в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников: - «Физическое развитие» - развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, певческой деятельности, игры на музыкальных духовых инструментах; - «Познавательно-речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки (коммуникация), расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства (познание), использование литературных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия музыкальных произведений; - «Социально-личностное развитие» - формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкального искусства; - «Художественно-эстетическое развитие» - использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов восприятия музыки (художественное творчество). Основой содержания рабочей программы по дополнительному образованию дошкольников старшего возраста в областимузыкально-театрализованной деятельности«Музыкальный теремок» является тренировочный материал, состоящий из упражнений: - в области вокально-хоровой работы - на выработку, постановку и развитие дыхания (речевого и певческого), голосового аппарата, выразительности исполнения; - в области актерского мастерства – упражнения на преодоление психологических барьеров выступления перед публикой, выразительности движений; - в области хореографии – упражнения музыкально-ритмического движения, помогающие овладению собственным телом, подчинению его ритму и темпу музыки; - в области инструментального исполнительства – упражнения на совершенствование музыкальных способностей. В работе по реализации цели и задач дополнительного образования в области музыкально-театрализованной деятельности используется художественный материал, соответствующий основным критериям отбора - педагогической, психологической и эстетическойцелесообразности. В результате освоения содержания программы по дополнительному образованию в области музыкально-театрализованной деятельности воспитанники должны показать достигнутый ими уровень освоения различных видов музыкальной деятельности в различных мероприятиях (отчетных постановках кружка «Музыкальный теремок» – 1 раз в квартал, а также на праздниках и развлечениях согласно плану МБДОУ Отбор детей проводится соответственно требованиям к уровню подготовки воспитанников: - владеет определенными способами певческих умений: звуковедения, точности интонирования, певческого дыхания, дикции; понимания особенности певческой техники: пение хором, с солистом; умение оценить правильность и неправильность пения других детей; - владеет определенными способами игры на музыкальных инструментах; - владеет собственным телом, умение исполнять музыкально-ритмические движения различного характера, умение подчинять тело особенностям языка музыки (ритм, динамика, темп и т.д.). - у детей развито музыкально-эстетическое восприятие песен различного характера и содержания, прежде всего связанного с миром природы, родного края; умение различать, сравнивать выразительные средства, позволяющие ярче передавать музыкальный образ песни; эмоционально сопереживать песне адекватно ее характеру и содержанию. - умеет передавать свои впечатления в выразительных словах, движениях, рисунках, подтверждая их моделированием формы содержания и характера песни. В конце прохождения каждого раздела программы производится анализ качества освоения программы каждого раздела по следующим критериям (приложение 1) 2 балла (высокий) за каждый критерий - слушает с интересом песни в исполнении взрослых или детей; - узнает все песни, выученные в течение года, легко различает плясовую, колыбельную, маршевую музыку; - воспринимает и следит за развитием художественного музыкального образа; - выразительно, эмоционально передает в пении изменение характера, интонации; - освоил естественное ненапряженное пение в удобном диапазоне; - чисто интонирует отдельные фразы песен, иногда всю песню полностью; - уверенно поет один, в хоре, с музыкальным сопровождением и без него; - успешно импровизирует различные виды песен, вопросно-ответную форму; - эмоционально и с удовольствием рассказывает о характере и содержании, развитии образа песни; - импровизирует грустную и веселую мелодии. 1 бал (средний) -проявляет интерес к слушанию песни, начинает слушать песню внимательно, но не до конца; - узнает половину или более песен, выученных в течение года, допускает ошибки при различении плясовой, колыбельной, маршевой музыки; - в общих чертах воспринимает развитие музыкального образа, с затруднением различает смену темпа; - в пении не отличается яркой эмоциональностью, не всегда поет естественным звуком; - не всегда обращает внимание на звуковедение, дикцию, слаженность пения при исполнении песни ансамблем; - чисто интонирует отдельные фразы песен, иногда всю песню полностью зачастую нерационально расходует дыхание; - уверенно поет один, в хоре, с музыкальным сопровождением и без него при исполнении только самых любимых песен; - не всегда эмоционально и с удовольствием рассказывает о характере и содержании, развитии образа песни; - импровизирует виды песен, имя, вопросно-ответную форму, но испытывает при этом затруднения. 0 баллов – низкий. -непроявляет интерес к слушанию песни, сам не высказывает просьбу послушать или повторить ее; - узнает менее половины песен, выученных в течение года, с трудом различает плясовую, колыбельную, маршевую музыку; - в общих чертах воспринимает развитие музыкального образа, не различает смену темпа; - в пении не отличается яркой эмоциональностью, не поет естественным звуком; - не обращает внимание на звуковедение, дикцию, слаженность пения при исполнении песни ансамблем; - нечисто интонирует отдельные фразы песен, иногда всю песню полностью нерационально расходует дыхание; - неуверенно поет один, в хоре, с музыкальным сопровождением и без него; не проявляется творческое самовыражение; - не эмоционально и без удовольствия рассказывает о характере и содержании, развитии образа песни; - не умеет импровизировать виды песен, имя, вопросно-ответную форму. Таким образом, в конце освоения программы дополнительного образования по музыкально-театрализованной деятельности «Музыкальный теремок» определяется уровень освоения: Высокий – от 22 до 18 баллов; Средний – от 17 до 10 баллов Низкий - от 9 до 2 баллов
Анализ достижений проводится 2 раза в год и обсуждается на педагогическом совете ДОУ. Содержание мониторинга тесно связано с основной образовательной программой ДОО. Получаемая в ходе мониторинга информация является основанием для прогнозирования деятельности, оценки динамики достижения, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, выявленных у ребенка.
Приложение 1
|
|||||||
|