|
|||
Глава I. Методы социально-экономического моделирования при изучении потребительских хозяйств и кооперативовСтр 1 из 2Следующая ⇒
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 3 Глава I. Методы социально-экономического моделирования при изучении потребительских хозяйств и кооперативов.......................... 6 Глава II. Социально-экономические основы докооперативных потребительских хозяйств...................................................................... 13 Глава III. Социально-экономические основы кооперативов рыночной экономики 13 Глава IV. Социально-экономические основы советской кооперации 13 ГЛОССАРИЙ............................................................................................. 13 ЛИТЕРАТУРА........................................................................................... 13
ВВЕДЕНИЕ Анализ работ известных экономистов, а также теоретиков и практиков кооперативного движения показывает, что среди исследователей нет единого мнения о кооперативе как о субъекте экономической деятельности (авторам известно более 20 определений кооператива), причем их взгляды во многом взаимоисключают друг друга: некоторые относят кооператив к домашним хозяйствам и рассматривают его в терминах науки о финансах, другие - к предпринимательским хозяйствам, иные - к общественным организациям или к государственной структуре и т.п. Отсутствие единой экономической трактовки кооператива как хозяйства и предприятия не позволяет обосновано применять к нему методы экономического анализа, поскольку последние подразумевают наличие строго определенного объекта исследований. Корни этих затруднений лежат далеко в прошлом: основными понятиями теории кооперации служат «кооперативные принципы», которые были впервые сформулированы в 1895 г., т.е. в то время, когда науки об экономике и организации производства еще не существовало (официальный год ее выделения из политэкономии - 1898 - год открытия первых торговых высших учебных заведений). Поэтому, первые кооперативные принципы сформулированы в терминах политэкономии, что традиционно сохраняется до нашего времени. Основополагающий критерий, определяющий уровень развития любой науки - наука настолько является наукой, насколько она формализована. И действительно, сравнивая по этому критерию теорию экономики и организации производства и теорию кооперации можно отметить, что к настоящему времени эти науки достаточно формализованы. Но их развитие происходит на различных методологических основах. Методологический подход к теории кооперации образно можно сформулировать следующим положением: знание принципов освобождает от знания деталей. Это вполне обосновано. Многообразие видов кооперативов, национальных особенностей развития кооперативного движения в разных странах с различными типами экономик вынуждает исследователей использовать укрупненные показатели (кооперативные принципы), описывающие общие черты кооперативов. Именно кооперативные принципы выделяют кооперативы из других видов хозяйств и служат критерием их истинности. В отличие от теории кооперации, теория экономики и организации производства является более прикладной, чем теоретической наукой и основана на детальном изучении экономических явлений и процессов, которые формализуются в более современном виде: в виде формул, графиков, таблиц и т.п. Длительное время эти науки развивались параллельно: кооперативные принципы задавали общие правила ведения кооперативного хозяйства, а кооперативные предприятия использовали экономические методы в своей практической деятельности. Но современный уровень развития экономики, характеризующийся созданием общемирового рынка, интеграцией предприятий различных форм собственности привел к парадоксу: предприниматели, стремясь к получению наибольшей прибыли стали активно применять кооперативные принципы (иногда несколько видоизменяя их, иногда в чистом виде), причем более активно, чем кооператоры. Например, использование кооперативных принципов «Экономического участия членов», «Демократического управления и контроля» позволяют предпринимателям увеличить товарооборот, повысить привлечение средств населения в свой бизнес и т.д. Использование кооперативных принципов «Забота об обществе», «Информации...», «Членства...» кроме чисто социальных выгод дают дополнительный экономический эффект. То же самое относится и к другим кооперативным принципам. Поэтому сегодня в полной мере проявилось противоречие: предприниматели заново открывают для себя те эффективные методы организации и деятельности хозяйств, которые уже более сотни лет повсеместно используются кооператорами. Второй немаловажный аспект этой проблемы: формализация общих правил ведения кооперативных хозяйств в виде кооперативных принципов не позволяет в полной мере использовать заложенные в них возможности для развития самих кооперативов. Это вызвано тем, что сегодня кооперативы действуют гораздо в более сложных условиях: для того, чтобы быть конкурентоспособными кооператоры вынуждены применять предпринимательские методы ведения своих хозяйств, что выходит за рамки кооперативных принципов. Изложенная в пособии теория призвана устранить это противоречие. Ее основой является формализация структуры каждого кооперативного принципа в терминах экономики и организации производства, что позволяет построить мост между двумя науками и применить к изучению деятельности кооперативов методы современного экономического анализа. Перед изучением пособия следует ознакомится с некоторыми общими замечаниями: 1. Разночтения в трактовке кооператива как субъекта экономической деятельности позволяют предположить, что кооператив является более сложным экономическим и социальным образованием, чем потребительские или предпринимательские хозяйства, и следовательно, его объективный анализ невозможно выполнить в рамках какой-либо одной экономической или социологической теории. Поэтому методологической основой теории служат: - канадская школа теории кооперации; - французская школа политэкономии; - немецкая школа экономики и управления; - социологическая теория факторов М.М. Ковалевского. 2. В общем виде теория потребительской кооперации основана на следующих концептуальных положениях: - структурно-факторное моделирование; - социально-экономическое моделирование; - компьютерный экономический анализ; - социологические исследования. 3. В пособии изложены лишь основы теории кооперации, а именно один из ее разделов, касающийся применения структурно-факторного и, частично, социально-экономического моделирования для создания формализованных моделей кооперативных принципов и кооперативных хозяйств. Детальное изучение остальных разделов теории выходит за рамки общеобразовательного курса.
Глава I. Методы социально-экономического моделирования при изучении потребительских хозяйств и кооперативов При исследованиях сложных социально-экономических образований, к которым можно отнести и потребительские кооперативы (их союзы), широко распространен метод моделирования: с помощью моделей упрощают сложные взаимосвязи экономической действительности, делают их более ясными, на моделях познаются основные взаимосвязи и процессы, которые скрыты под нагромождением различных влияний. |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|