Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция учителя об особенностях лирики Рубцова и составление учащимися краткого конспекта.



3. Лекция учителя об особенностях лирики Рубцова и составление учащимися краткого конспекта.

План лекции (запись на доске)

  1. Сборники стихов Рубцова.
  2. Своеобразие лирики.
  3. Истоки творчества поэта.

Первым сборником Николая Рубцова была самодельная книга “Волны и скалы”(1953-1962), представленная автором на конкурс при поступлении в Литературный институт. Стихотворения, помещенные в сборнике, порой наивны, но всегда искренни и достоверны, максимально биографичны. В это время Рубцов только ищет свой стиль.

В последующих книгах поэтические образы станут более органичными и традиционными. Рубцов становится более требовательным к своим произведениям. С особой тщательностью подходит он к выбору стихотворений для сборника “Звезда полей”(1967). Далее появился сборник “Душа хранит” (1969) – это книга о состоянии души лирического героя, молодости, любви. В 1970 году выходит книга стихов “Сосен шум”. Последний, подготовленный Рубцовым поэтический сборник “Зеленые цветы” был издан уже после гибели поэта в 1971 году.

Стихотворения Рубцова необычны. С одной стороны простые, лишенные замысловатых образов, а с другой – необычайно сложные, исполненные глубокого смысла. Событие или явление становится предметом поэзии у Рубцова лишь когда выявляется его вневременная суть.

   В поэзии Рубцова чрезвычайно мало цвета. Вспомните стихотворения Сергея Есенина, в которых можно выделить большое количество цветовых образов, обилие звуков, запахов.

 

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес…

При восприятии стихов Есенина задействованы слух, зрение, обоняние, вкус. Стихи Рубцова мы воспринимаем так называемым шестым чувством.

У Рубцова мы видим чаще всего не цвет, а свет. Некоторые исследователи называют творчество Рубцова “поэзией света”. Согласны ли вы с таким мнением? Давайте послушаем и попытаемся проанализировать стихотворение “В горнице” .

 4.Чтение уч-ся.

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…

- Какова цветовая гамма стихотворения?

- Есть ли в этом стихотворении звуковые образы?

- Какие эмоции вызвало в вас данное стихотворение?

    

Художественный мир Николая Рубцова связан с родным ему северным селом. Это - "тихая родина", царство красоты и первозданной гармонии. Способность соединять светлое и трагическое проявилась в цветовых решениях поэта: в соединении белого и черного цветов в стихотворении "Ночь на родине", в прозрачной просветленности таких его лучших стихотворений, как "В горнице", "У размытой дороги". Тайна поэтического мастерства поэта лежит в умении совмещать звуковое, визуальное и эмоциональное решения.

Творческая манера Рубцова формировалась, с одной стороны, под воздействием таких поэтов, как Ф. Тютчев, Н. Некрасов, А. Фет, С. Есенин, Д. Кедрин. С другой стороны, основные образы в его стихах (мать, отец, дом, дорога, река, небо, солнце) совпадают с народной поэзией, восходят к мифологическим архетипам, что позволяет говорить о некой "вневременности" его поэзии. На современную поэзию влияет не столько поэтика Н. М. Рубцова, сколько модель его мироощущения и миропонимания, в том числе и исторического пути России.

5.Вопросы:

  1. Перечислите названия сборников стихотворений Рубцова.

  2. Назовите отличительные черты его лирики.

   3. Что повлияло на формирование творческой манеры Рубцова?

6. Чтение наизусть подготовленным учеником.

Анализ стихотворения «Тихая моя Родина…»

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

Тихая моя родина... Это стихотворение Рубцова - самое пронзительное, самое заветное..

7. Работа в парах.

Вопросы:

1) О чем это стихотворение? Передайте его содержание. (Лирический герой вернулся на родину после длительной разлуки.Он прогуливается по знакомым с детства местам).

2) Какие картины детства встают перед глазами поэта? Какие слова особенно важны? («Я ничего не забыл…».)

Из воспоминаний складывается чувство родины, неподвластное времени.

3) Что изменилось на родине, что осталось таким же?

4) Как относится поэт к родине? Обоснуйте свой ответ примерами из текста.

5). Какое значение имеет настойчивое повторение слова «тихий», «тихо». (Тишина, успокоение – это то, чем встречает лирического героя родной край. Здесь все просто, естественно, любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края, пусть тиха и неприметна, но неповторима).

 

6) Какие литературные приемы использует Рубцов для выражения чувства любви к родному краю? (Эпитеты – «тихая родина», сравнения –

«словно ворона веселая…», повторы – тихо…тихо, метафоры – «речка за мною туманная будет бежать и бежать», «с небом готовым упасть…»). аллитерация – «тина теперь и болотины».

 

Лирический герой трепетно относится к своей родине. Все для него дорого: «ивы, река, тополя…», навевает воспоминания.

Он узнает родные места и не узнает, его огорчают изменения. Но, несмотря на это, родина – уголок приюта и покоя, где становится легко и спокойно.Тишина, успокоение – то, чем встречает лирического героя родной край. Здесь все просто, естественно. Любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края, пусть тиха и неприметна, но неповторима.

Думая о родной деревне, мы вспоминаем родителей, представляем наш сад, огород, низкие заборы. Мысленно оказываемся с друзьями в лесу, купаемся в речке, слышим журчание ручейка, пение птиц.

 

8.Знакомство с картинами:

 

Перед нами репродукции картин И. Левитана («Березовая роща», «Золотая осень», «Март», «Весна – большая вода», «Тихая обитель»). Что общего можно найти между картинами И. Левитана и содержанием стихотворения «Тихая моя родина»?

На картинах И. Левитана изображены картины родной природы. Все знакомо взору: березовая роща в свежих зеленых тонах, талые воды весной, борьба тепла и холода в марте. В них представлено разное время года, создающее настроение тишины, отдохновения от бурной тревожной жизни. Все узнаваемо – это все картины родины, так же как в стихотворении Н. Рубцова.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.