Тришина Елена Алексеевна. группа ИИГСО 1 курс. Задание № 4. Сравнительная таблица археологических культур
Тришина Елена Алексеевна
11 группа ИИГСО 1 курс
Задание № 4
Сравнительная таблица археологических культур
Археологическая культура – это группа памятников, ограниченные во времени и пространстве и объединенные сходством типов поселений, жилищ, погребального обряда, керамики, некоторых форм орудий труда, оружия и украшений.
Название культуры
| Место и время существования
| Керамика (форма и техника изготовления посуды, система её орнаментации)
| Погребальный обряд
| Типы поселений
| Орудия труда и оружие, украшения
| Пазырыкская
| VI-III тыс. до н.э., С-В Казахстан, С-З Китай, Монголия
Горный Алтай
| В основном лепные кувшины с высоким горлом, которые могли украшаться спиралевидными налепами или кожаными зооморфными аппликациями. (Зверинный стиль представлен S-образными деревянными двудырчатыми псалиями с окончаниями в виде голов грифонов, фантастических ушастых птиц, волчьих и кошачьих хищников).
| Курганы с каменной, реже каменно-земляной насыпь, перекрывающую могильную яму с установленным в нее срубом или каменным ящиком. Мужчины хоронились с оружием, женщины - с ножами и зеркалами; и у тех, и у других встречаются сосуды и кости барана. В трети погребений сопровождались захоронениями лошадей (чаще лошадь укладывали в могилу к мужчине). Основу погребения составляла квадратная яма, в её южной части сооружался деревянный сруб, имеющий двойные стены, которые увешивались коврами, деревянный пол, иногда застланный войлоком, и бревенчатый потолок, перекрытый слоями проваренной берёсты. В сруб ставили саркофаг-колоду, содержавшую преднамеренно мумифицированное тело одного человека или двух (мужчины и женщины). Рядом с саркофагом помещались сосуды с погребальной пищей, ритуальные столики, орудия труда и другие вещи. В северной части ямы за пределами сруба укладывались погребальные повозки и принесённые в жертву кони в богатой сбруе, иногда в особых войлочных или кожаных масках-чехлах с имитациями оленьих или козлиных рогов.
| Поселения не выявлены. Предположительно, это были зимой -деревянные дома, по подобию которых сделаны срубы в могилах, а летом люди жили в берестяных юртах, повозках и в войлочных жилищах.
| Сохранилась одежда: у женщин это длинный, до земли, войлочный кафтан с длинными рукавами, хлопчатобумажная или шёлковая рубаха, цилиндрическая тканевая юбка, затягиваемая на талии, войлочные чулки; у мужчин - сходный, но не столь длинный кафтан либо короткая куртка или шуба из шкур овцы или соболя, тканая рубаха; и мужчины, и женщины носили кожаные и тканые штаны. Украшения: серебряные поясные бляхи, вырезки на коже животных, золотые серьги, гривны, подвески-личины
| Уюкская
| VIII (VII)-III вв. до н.э., Тува, В Алтай, С-З Монголия
| Глиняные сосуды без применения гончарного круга, формы ‒ кувшинообразные с узкой горловиной и широким туловом, баночного типа, круглодонные, шаровидные, бочонковидные и др. Орнамент ‒ вертикальные зигзагообразные фигуры, расположенные парал-лельными рядами, чаще всего в сочетании со спиралями (соотношение с водной символикой).
| Погребенные лежат на боку под курганами в деревянных срубах/каменных ящиках/в простых грунтовых ямах. В склепах могло быть погребено десять и более человек. С погребенными клали бронзовые акинаки, чеканы, наконечники стрел из бронзы, кости и дерева (аналогичные наконечникам стрел на других территориях скифо-сибирского мира), бронзовые котелки шаровидной формы, деревянную посуду, бронзовые и костяные украшения одежды. Группу археологического инвентаря составляют металлические предметы конского снаряжения, солярные бляшки — «зеркала» и украшения: бусы из камня, подвески из клыков кабана, раковины каури, штампованные из золота бляшки в виде головы антилопы, крылатых орлов, баранов с подогнутыми ногами, грифов и хищников семейства кошачьих
| -
| Украшения: серьги, подвески, бусы из золота, бирюзы, пирита и янтаря, подвески из клыков кабана, раковины каури, золотая массивная гривна (у мужчины), золотые бляшки в виде головы антилопы, орлов, баранов с подогнутыми ногами, грифов и кошачьих хищников. Оружие: бронзовые кинжалы, чеканы, наконечники стрел
| Тагарская
| X-III в. до н.э., южная часть Красноярского края (Минусинская котловина и прилегающая С-В часть Кемеровской обл., в пределах степной и лесостепной зон в бассейне Енисея и его притоков Абакана, Тубы, Сыды, Ербы, бассейн Чулыма и его притока Урюпа.
| Плоскодонные банки, украшенными рядами каннелюров (вертикальные и горизонтальные желобки, насечки и жемчужины), могут иметься утолщения венчика, редки горшковидные сосуды. Также есть баночные не орнаментированные сосуды, появляются сосуды со сливом в виде котла или вазы на коническом поддоне, появляются также небольшие сосуды различных форм (прямоугольные, кубические, или в виде блюда с перегородкой). Найдена деревянная посуда (кубки и блюда).
| Покойника клали на дно могилы вытянуто на спине, руки вдоль тела, головой на З, З-Ю-З или Ю-З (позже – коллективные погребения). Там же 1 или 2 крупных керамических баночных сосуда (с жидкой пищей) ставили у головы, а мясо животных (крупного рогатого скота, реже овцы и лошади) помещали в ногах. В женских погребениях -украшения (бусы, пронизки, бляшки), иногда и зеркала. В мужских -чеканы с втоками (справа около головы), кинжалы (слева у пояса), боевые топоры или секиры, наконечники стрел (в ногах, остриями к ногам покойника).
| Поселения: неукрепленные селища и укрепленные городища. Жилища – глубокие землянки и полуземлянки, реже наземные дома.
| Украшения: головные повязки, обшитые бронзовыми бляшками, бронзовые и золотые диадемы, шейные гривны, серьги, перстни, ножные браслеты. К поясу подвешивались в мешочке или чехле нож, шило, кинжал, бронзовое зеркало, костный гребень.
| Гороховская
| V-II-I вв. до н.э., бассейн средней и верхней Исети, среднего Тобола, В горные районы Башкирии
| Лепные, из глины с тальком, круглодонные сосуды, и с яйцевидным и грушевидным туловом, 80% сосудов орнаментировано узкой горизонтальной зоной по плечикам или только по шейке, из одного узора (насечки или "елочки", редко – в виде треугольных фестонов, защипов и елочки, решетки и наклонных насечек)
| В могилу (прямоугольная или овальная широкая яма, перекрытая бревнами или жердями) помещали 1 человека, вытянуто по спине, головой на С и С-З, сопровождая его инвентарем (мужчин оружием, женщин украшениями, зеркалами, пряслицами) и мясной пищей
| Укрепленные городища (усложненная фортификация, т.е. рвы и валы с предвратными по периметру) и неукрепленные селища.
| Оружие: железные мечи, кинжалы, наконечники стрел, копья, ножи. Конская упряжь: железные и бронзовые удила, серебряные уздечные бляшки. Орудия труда: кельты, мотыжки, глиняные пряслица, каменные оселки и зернотерки. Украшения: бусы, серебряные и золотые серьги, бронзовые гривны и зооморфные украшения, зеркала и заколки.
|
Задание № 5
Проанализировать проблему использования археологического материала в работе с обучающимися.
Можно провести в рамках факультативного занятия или целой серии факультативных занятий (не обязательного, а выполняющего роль археологического кружка для всех желающих) проект по реконструкции событий/внешнего облика чего-либо из истории Новосибирской области или Сибири. Исследовательский (реконструкция – лепка из глины/папье маше или рисование/чертеж/проектирование по осколкам и описаниям (предположительным от ученных) или исследовательско-творческий (создание образа/одежды/предметов быта, приближенных к тогдашней действительности и устроение "одного дня сибиряка такой-то культуры и времени и места", то есть реквизит + постановка).
Тема исследовательского проекта: Изучение битвы под Кашлыком 1582 года
Цель проекта: более полное понимание процессов начала освоения Сибири и в особенности битвы под Кашлыком, на Чувашевом мысу.
Участники: заинтересованные школьники среднего звена (5-9 классы)
Исследовательский компонент:
Сроки выполнения: три-шесть месяцев
Этапы:
1.Утверждение темы, реализовать которую хотят большинство ребят
2.Обозначение вопросов, которые необходимо затронуть для полного охвата информации и как можно более точного воспроизведение события (причины начала освоения, стороны, заинтересованные в освоении территорий, мотивация всех участников, состав непосредственных участников (казаки, можно поименно, ключевых фигур), быт, одежда, общий маршрут освоения, схема и как происходило сражение под Кашлыком (использовать несколько источников, анализ их на достоверность) и т.д.)
3.Выбор предмета для воссоздания для каждого участника (например, одежда казаков или оружия (рисунок/чертёж/зd модель или муляж – из паье-маше с покрытием лаком для прочности)
4. Работа участников над сбором информации или создания модели оружия/предмета быта или одежды
5. Во время еженедельных факультативных занятий производить общее обсуждение наработок участников, проводить небольшие лекции для обогащения знаний учеников
Продукт: Модель оружия, подобного использовавшемуся русскими казаками конца XVI века или его чертеж. Доклад/презентация, освещающая детали, выходящие за рамки школьных учебников событий, основанные на научном материале исследователей этого периода и выступление с докладом/презентацией.
Творческая часть
Постановка/ игра на манер квестории
Цель: понимание события, "оживление истории в умах школьников среднего звена"
Участники: заинтересованные школьники среднего звена (5-9 классы)
Сроки выполнения: три-шесть месяцев
Этапы:
1.Определение степени ответственности участников за тот или иной момент работы, составление плана мероприятия
2.Создание костюмов/предметов/антуража/всего перечисленного
3.Написание сценария (будет это как театральная постановка с известным сюжетом или интерактивная игра на манер квестории?)
4.Доработка деталей продукта и сценария (как написание, так и заучивание ролей при необходимости)
5.Репетиция
6.Генеральная репетиция
7.Сама постановка
|