Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виды соучастников преступления



3. Виды соучастников преступления

 

Наряду с исполнителями ответственности подлежат и лица, “организовавшие совершение преступления … или руководившие этим преступлением либо склонившие к его совершению … или содействовавшие совершению преступления советами, указаниями и т.п., … как организаторы, подстрекатели или пособники по ст. 33 УК РФ” и соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса РФ.

Обратимся к статье 33 УК РФ, согласно которой соучастники в зависимости от выполняемых функций делятся на следующие виды: исполнитель (соисполнитель), пособник, подстрекатель, организатор.

Исполнителемпризнается лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом (п.2 ст.33 УК РФ).

Под исполнением преступления следует понимать не только непосредственное совершение действий, образующих состав преступления, и не только использование с этой целью различного рода предметов, приспособлений, механизмов и т. п., но и животных и даже людей при так называемом посредственном причинении, т. е. при использовании людей в качестве орудий преступления.

Посредственное причинение невозможно в преступлениях, где законом предусмотрен специальный субъект (исполнитель), например в должностных и воинских преступлениях, а также в преступлениях, где субъект обладает какими-либо физиологическими свойствами, например при изнасиловании. Кроме того, невозможно посредственное причинение при так называемых собственноручных деликтах (дезертирство, уклонение от призыва на воинскую службу и т. п.). Итак, посредственное причинение объясняется:

а) причинами, заложенными в самом исполнителе (невменяемость, несовершеннолетие);

б) ошибкой в основных элементах, образующих объективную сторону состава, если она вызвана самим причинителем или он ей воспользовался;

в) физическим или психическим насилием, заставившим исполнителя действовать помимо воли и желания;

г) отношениями власти и подчинения (исполнение приказа).

Исполнить преступление – значит выполнить состав преступления, инкриминируемого всем его соучастникам. Согласно ч.2 ст.33 УК РФ, исполнителем считается не только лицо, которое единолично и полностью реализовало состав преступления, но и все, кто принимал непосредственное участие в выполнении объективной стороны состава преступления.

Таким образом, участие в совершении преступления является отличительным признаком соисполнителъства. При этом всегда надо учитывать характерные особенности описания в законе элементов состава преступления. Если закон не содержит деталей действий, а подробно описывает лишь преступный результат, то соисполнительством следует считать совершение любых действий, приведших к данному результату. Например, составы убийства или причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего описаны так, что главным признаком объективной стороны является причинение смерти или вреда здоровью; здесь соисполнительством следует считать любые действия насильственного характера, причинившие данный результат, - механические, физические и другие. При изложении объективной стороны ряда других составов преступлений законодатель отдает предпочтение описанию действий, а не результата. В подобных случаях соисполнительством будет совершение хотя бы одного из описанных действий. Например, при изнасиловании соисполнителями следует считать не только лиц, совершивших сам половой акт, но и тех, кто употребил насилие в отношении потерпевшей, чтобы парализовать ее сопротивление.

Если состав преступления по закону может быть выполнен только специальным субъектом, то и соисполнителями этих преступлений могут быть только специальные субъекты. К числу таких составов следует отнести должностные, воинские и некоторые другие преступления. Все остальные лица, участвующие в подобных преступлениях, могут рассматриваться как пособники или подстрекатели. Ключевая роль исполнителя преступления, в частности, заключается в его особом юридическом положении, которое выражается в следующем:

а) его действиями, как правило, определяется квалификация действий всех соучастников;

б) если исполнитель совершил только приготовление или покушение на преступление, то и действия соучастников квалифицируются как соучастие в приготовлении или покушении;

в) срок истечения давности для соучастников начинается с момента совершения действий исполнителем;

г) местом совершения преступления считается место, где действовал исполнитель, независимо от места действия остальных соучастников.

Пособникомпризнается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы (п.5 ст.33 УК РФ).

Пособником должен считаться тот, кто содействует подготовке или совершению преступления, не принимая участия в действиях, образующих объективную сторону состава преступления, которому он способствует. Исключением могут быть случаи, когда совершается преступление со специальным субъектом. Например, если А. как должностное лицо содействовал Б. – недолжностному лицу в подделке документа, который мог составить в силу своего служебного положения, то он отвечает как исполнитель должностного подлога, а Б. – только как пособник. В данном случае можно констатировать наличие посредственного причинения.

При установлении пособничества принципиальное значение имеет время его совершения. По смыслу ч. 5 ст. 33 УК РФ пособничество может быть совершено либо до начала исполнения преступления, либо в момент его совершения, но в любом случае до фактического его окончания. В редких случаях пособничество возможно до того, как индивидуализировался исполнитель, или когда подстрекатель сначала уговорил пособника предоставить ему орудия или средства преступления, для которого он еще не подыскал исполнителя. При этом следует иметь в виду, что во всех таких случаях инициатива совершить преступление возникает помимо пособника. Однако если исполнитель так и не определился или отказался от преступления, то действия пособника квалифицируются как приготовление, поскольку необходимое условие пособничества - причинение преступного результата.

Не является соучастием оказание помощи, которой исполнитель не воспользовался или которая была столь незначительной, что не могла повлиять на развитие причинной связи.

Пособничество принято делить на интеллектуальное и физическое.

Интеллектуальное пособничество согласно п. 5 ст. 33 УК заключается в содействии преступлению советами, указаниями, предоставлением информации, заранее данным обещанием скрыть преступление, оружие или иные средства совершения преступления, а равно заранее данное обещание приобрести или сбыть такие предметы. К этому необходимо добавить и заранее данное обещание не донести о совершенном преступлении или не препятствовать его совершению, если субъект обязан был ему препятствовать.

Физическое пособничество представляет собой содействие путем оказания физической помощи исполнителю при подготовке или совершении последним преступления, если эта помощь не является частью объективной стороны состава.

Закон упоминает два вида физического пособничества:

а) предоставление средств для совершения преступления;

б) устранение препятствий к его совершению при подготовке или исполнении.

Физическое пособничество также должно быть необходимым условием совершения преступления. Если исполнитель не воспользовался услугами физического пособника, то последний не может быть назван соучастником преступления, ибо он фактически в нем не участвовал. В данном случае отсутствует причинная связь, а следовательно, и объективное условие ответственности.

На практике обе указанные в законе формы физического пособничества настолько тесно переплетаются друг с другом, что между ними трудно провести грань. Часто пособник одновременно и предоставляет средства, и устраняет препятствия. По приговору одного из судов г. Екатеринбурга были осуждены мать и дочь: первая – за убийство, а вторая – за пособничество этому преступлению. Исполнительница осуждена за то, что она напоила мужа, сонному нанесла несколько ударов топором по голове, отчего он скончался. Ее дочь признана виновной в том, что по просьбе матери согласилась помочь ей в убийстве, купила отцу водки, угощала его, пока тот не оказался в крайней степени опьянения. В данном примере она выполнила последовательно два вида физического пособничества - купила водку по поручению исполнителя (предоставление средств, облегчающих совершение преступления) и привела потерпевшего в беспомощное состояние (устранение препятствий для его совершения).

Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом (п.4 ст.33 УК РФ).

Подстрекательство, согласно УК РФ, представляет собой склонение к преступлению, внушение другому лицу мысли о желательности, необходимости, потребности или выгодности конкретного преступления, т. е. процесс воздействия на волю и интеллект исполнителя. Подстрекательство же как вид соучастия предполагает прежде всего результат этого процесса.

Объективной сущностью подстрекательства является воздействие на сознание и волю исполнителя с целью склонить его к совершению преступления. Причем это воздействие не парализует волю подстрекателя. Он остается свободно действующим субъектом. Подстрекать можно одного или нескольких, но определенных лиц, причем к совершению конкретного преступления. Нельзя рассматривать как подстрекательство обучение преступному ремеслу вообще. Нельзя считать подстрекательством и различные виды агитации и пропаганды, если они не содержат призыва к совершению определенных преступлений. Нельзя рассматривать, как подстрекательство, выражение мысли совершить конкретное преступление, если это не обращено к конкретным лицам. Равным образом, если исполнитель совершил в интересах другого субъекта какое-либо преступление, зная, что этот субъект заинтересован в нем, последний также не может рассматриваться как подстрекатель.

Не может образовать подстрекательство к преступлению и рассказ о каких-либо хитроумных способах совершения конкретных преступлений, если при этом автор не призывал конкретных лиц использовать его рассказ в качестве сценария для совершения конкретного преступления.

Подстрекательство не предполагает участия в самом преступлении. Если же оно имело место, то, как правило, такие действия должны квалифицироваться как организация преступления. Если же участие подстрекателя состояло в пособничестве, то этот факт должен быть учтен при определении ему меры наказания.

Подстрекательство всегда предполагает действия, склоняющие к преступлению. Практически нельзя представить себе возможность подстрекательства путем бездействия, хотя действия сами по себе могут быть разнообразными и их трудно уложить в определенную схему. Поэтому, как правило, в уголовных кодексах различных стран если и дается перечень средств и способов подстрекательства, то почти всегда примерный. Как это видно из закона, и УК РФ придерживается этой позиции. Подстрекать к преступлению можно словом, действием (как правило, конклюдентным), жестом. Любое средство и любой способ надлежит рассматривать как подстрекательство, если они употреблены умышленно с целью склонить другое лицо к конкретному преступлению и если подстрекателю это удалось.

Российское уголовное законодательство перечисляет наиболее распространенные способы подстрекательства, которые могут быть только ориентировочными. Среди них УК РФ упоминает уговор, подкуп, угрозу.

Уговор (убеждение) как способ подстрекательства наиболее распространен: исполнителю внушается мысль, что он имеет какой-либо прямой или косвенный материальный, моральный или другой интерес в преступлении. При этом не имеет значения, может ли подстрекаемый в действительности получить эту выгоду или подстрекатель обманывает его.

Подкуп. Этим термином можно обозначить любое склонение к преступлению путем обещания материальных выгод - передачи денежных средств или имущества, освобождения от имущественных обязательств, обещание выгодной сделки и т. п. Выгода может быть заключена в самом совершении преступления (например, избавление от нетрудоспособного члена семьи). Подстрекательство путем подкупа может иметь место и при "заказном" убийстве. В этом случае подстрекатель чаще всего выступает как организатор.

Угроза. И этот способ подстрекательства близко примыкает к организации преступления, поскольку может представлять собой "заказное" убийство. Если же угроза представляет собой лишь способ обычного подстрекательства, то она должна быть реальной и достаточно серьезной, например угроза применить физическое насилие (в том числе и по отношению к близким), лишить имущества, прав на имущество.

Поручениепредставляет собой задание совершить преступление, даваемое подстрекателем исполнителю устно, письменно или иным путем. Обычно такая ситуация возможна, когда между поручающим и уполномоченным существуют определенные взаимоотношения служебного, семейного или иного порядка, дающие одному лицу возможность в определенной мере влиять на поведение другого.

В числе иных способов подстрекательства можно назвать приказ, обман, физическое насилие. Эти средства вплотную соприкасаются с посредственным исполнением, что всегда должно учитываться с особым вниманием.

Приказ. Приказ нельзя без оговорок относить к подстрекательству. Он может быть подстрекательством, когда представляет собой злоупотребление служебным положением, авторитетом с целью склонить подчиненного к преступлению, само же распоряжение не носит обязательного характера и его выполнение зависит от доброй воли подчиненного. В противном случае налицо посредственное причинение

Физическое насилие очень редко выступает в качестве средства подстрекательства. Оно возможно, например, когда исполнителя, действующего в условиях крайней необходимости, подстрекают на преступление более значительное, чем тот вред, который при этом предотвращается.

Обман также редко является средством подстрекательства. Он может касаться лишь мотивов преступления, его конечных целей, выгод от деяния. Иными словами, речь идет о тех случаях, когда обман представляет собой средство лучшего воздействия на психику исполнителя, но не вводит его в заблуждение относительно элементов, образующих состав преступления.

Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими (п.3 ст.33 УК РФ).

Часть 3 ст. 33 УК определяет два вида преступной деятельности, входящих в понятие организатора, – организация конкретного преступления и организованной группы либо преступного сообщества. Под организаторами конкретного преступления следует понимать лиц, которые:

а) организуют преступление, т. е. не только склоняют другое лицо к преступлению, но и сами участвуют в его совершении в качестве непосредственных исполнителей наряду со втянутыми ими лицами;

б) руководят непосредственным совершением преступления в качестве главарей, руководителей, распорядителей преступной деятельности, независимо от того, участвуют они при этом физически в исполнении состава преступления или совершают только действия, которые способствуют преступной деятельности исполнителей.

Организатора преступления от других участников отличает прежде всего инициатива, проявляемая в подготовке к преступлению, вовлечение других лиц, активное участие в разработке плана совершения преступных действий и, очень часто, активное участие в самом преступном акте.

Руководитель (организатор) преступления, нередко сам не принимая участия в подготовке преступления, руководит его непосредственным осуществлением, отдает различные распоряжения. В самом преступном акте он может выполнять лишь функции пособника, но от этого его роль не превращается во второстепенную. Руководство преступной деятельностью, как правило, осуществляется как соучастие с предварительным соглашением в наиболее организованной его форме.

Естественно, что руководство возможно лишь в преступлениях, совершаемых с прямым умыслом. Содержание умысла организатора определяется как ролью, которую он играл при совершении преступления непосредственно, так и теми руководящими функциями, которые он при этом исполнял. Известно, что он может выступать и в роли исполнителя, и подстрекателя, и пособника, совмещая их или выполняя одновременно либо последовательно. В каждом конкретном случае минимум объема знаний, образующих интеллектуальный момент умысла, может быть различным.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.