Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Издержки производства фирм. -------------------------------



Издержки производства фирм. -------------------------------

 В деятельности любой фирмы два периода - долго и краткосрочный. От этого зависит динамика издержек. Краткосрочного периода недостаточно, чтобы фирма успела поменять все факторы производства в случае необходимости. Например, производственные мощности.

 Закон убывающей производительности факторов производства - с изменением какого-то фактора производства при неизменности остальных, отдача от этого фактора со временем начинает уменьшаться. Характерен для краткосрочного периода.

 Издержки производства. Определение. Различают по критерию использованных факторов производства. Внешние факторы фирме не принадлежат - не ещё собственности.

 

ЛЕКЦИЯ 6.

Издержки производства в краткосрочный период. Всего семь типов.

 1) постоянные издержки FC (fixed cost). Например, арендная плата, плата за кредит. Не изменяются при изменении объёмов производства.

 2) переменные издержки VC (variable cost). Например зарплата и затраты на электричество. Чем объём производства больше, тем издержки больше. Процесс роста иногда замедляется по причине действия закона убывающей отдачи.

 3) валовые издержки ТС (total cost) - суммарные издержки. TC = FC+VC.

 4) средние постоянные издержки AFC (average fixed cost) - постоянные издержки на одну единицу продукции. AFC = FC/Q. Q - количество произведенной продукции.

 5) средние переменные издержки AVC. AVC = VC/Q.

 6) средние издержки АТС.

 7) предельные издержки МС (marginal cost). Это издержки последней произведенной продукции. Сколько стоит произвести ещё одну единицу продукции. Здесь действует также закон убывающей отдачи.

 В виде формулы. Графики. Графики!!

 

Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Смысла различать постоянные и переменные издержки нет, т.к. все факторы могут измениться. Рассматриваем только ТС и АТС.

 Графики. Для объяснения графика АТС используется эффект масштаба - зависимость средних издержек от масштаба фирмы.

 Положительный э.м. - с увеличением масштабов производства средние издержки стихают. Увеличение масштабов фирмы расширяет возможности специализации производства и управления. Такой эффект рассмотрел ещё Адам Смит на примере булавочной мануфактуры. Также большая фирма имеет возможность применять очень производительное оборудование, хотя и дорогое. С ростом размера фирмы появляются возможности диверсификации производственной деятельности. Например, большой мясокомбинат может производить клей и т.п. из отходов.

 Отрицательный эффект масштаба - издержки растут с увеличением размеров производства. Фирма-гигант теряет управляемость, это и является причиной финансовых потерь. Большие затраты на переработку и движение информации между подразделениями, теряется гибкость.

 Постоянный эффект масштаба - это переход из одного состояния в другое. Переходный период не является коротким. Эффективный размер фирмы (с минимальным эффектом масштаба) зависит от отрасли. Графики.

 Естественная монополия - выгоднее производить в условиях одной фирмы.

 

Типы рыночных структур.

 Рыночная структура - это совокупность свойств отраслевого рынка, которые определяют стратегию поведения фирм. Стратегия поведения означает определение цены и объёма производимой продукции. В разных отраслях могут быть отличия в осуществлении стратегии поведения. Всего выделяют 4 структуры:

 Совершенная конкуренция

 Монополистическая конкуренция

 Олигополия

 Чистая монополия

 Рисунок.

 Анализ структур проводят по такими параметрам, как количество и размеры фирм, тип продукции, возможности использования неценовой конкуренции, наличие барьеров на пути появления новых фирм в отрасли, возможности влияния фирмы на установление цены.

 

Под совершенной конкуренцией понимают такую структуру, в которой действует очень много небольших по размеру фирм. Рынок не заметит, если фирма уйдёт из отрасли. Все фирмы производят одинаковую продукцию. Отдельные фирмы не имеют монопольной власти на рынке, на пути появления новых фирм не существует никаких барьеров.

 График. Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции является абсолютно эластичным. Е=бесконечности. В этих условиях предельный доход всегда равен цене. MR=P. Цена не является результатом действия фирмы. Т.е. фирме остаётся только определить объём производства.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.