|
|||
Неизвестная 3 страницаНачальник. Восемь тысяч жителей. Учитель (не без горечи). Восемь тысяч двести сорок пять, согласно последней переписи. Начальник. Это без меня: я в этот день ездил в Бухарест по делу и меня не засчитали. Неизвестная. Восемь тысяч двести сорок пять жителей. (Начальнику.) С вами — восемь тысяч двести сорок шесть. (Задумчиво.) Если я здесь останусь на ночь, будет восемь тысяч двести сорок семь. (После паузы.) Здесь есть гостиница? Начальник. А как же! Гостиница «Метрополь» в центре города. Неизвестная. Но у меня нет денег. Учитель. Это не важно — мы бы завтра заплатили. Но у вас нет документов. Начальник. Правильно. А без документов нельзя. (Учителю.) А что если отправить ее в больницу? Скажем, несчастный случай. Неизвестная. В больницу? Я не хочу в больницу.. Начальник. Тогда в полицию. Без документов вас примут только в полиции. Учитель. Не слушайте его, мадам. Он сам не знает, что говорит. Начальник. Оно, может, и так, но куда ее везти без документов? (Неизвестной.) Почему вы не хотите сказать фамилию? Неизвестная. Вы мне надоели. Долго еще до половины двенадцатого? Скорей бы конец. Учитель (снова в беспокойстве). Мадам... Неизвестная (вновь в отчаянии). Вы мне надоели! Мне холодно... есть хочется... спать хочу... Начальник. Поесть мы вам дадим. Неизвестная (брезгливо). Где? Что? Начальник. Особенного ничего не найдется. Но есть утка с капустой. Отличная утка — ее вчера раздавил скорый. Неизвестная. Я не ем уток, раздавленных скорым. Начальник. Что тут особенного? Великолепная утка. Не знаю только, как сделать, чтобы жена не заметила, а то она мне такое задаст... Вы еще мою жену не знаете! Неизвестная (порывисто). Что за ночь! Какой кошмар! Неужели это никогда не кончится? Неужели никогда не наступит день? Учитель. Да, наступит. Но нужно потерпеть. Неизвестная. Я не могу, не могу больше. Мне хочется умереть. Почему вы не дали мне лечь на рельсы?.. Так было бы лучше... (Падая в изнеможении на стул.) Я останусь здесь. Тушите свет. Начальник. Господи! Разве здесь можно? Сюда придет моя жена. Неизвестная (снова встает; в отчаянии). Что же мне делать? Здесь нельзя, на рельсы тоже нельзя. Что вы от меня хотите? Учитель. Мадам... Не знаю, могу ли я... смею ли... У меня здесь есть скромное жилье: всего лишь одна комната... Если вы хотите... если б вы только захотели... я уйду... и вы останетесь там одна... на ночь, до рассвета ... А я уйду спать к коллеге. (Начальнику.) Пойду к учителю музыки — Удре. Начальник. Правильная идея. Учитель. Завтра утром все будет проще. Мы достанем вам денег, и вы сможете уехать... А до утра вы отдохнете. Начальник. Придете в себя. Учитель. А завтра утром... Начальник. Мы составим акт. Учитель (резко). Оставьте свой акт! (Неизвестной.) Прошу вас, доверьтесь мне. Вы согласны? Неизвестная (после паузы). Это далеко? Учитель. Десять минут... четверть часа ходьбы. Неизвестная. Хорошо. Идемте. Мне спать хочется. Учитель (показывая ей дорогу к двери). Вот сюда... сюда... Неизвестная выходит в сопровождении учителя. В окно видно, как они проходят влево. Начальник (оставшись один, замечает на столе книгу, забытую учителем). Господин учитель! (Выходит на перрон.) Господин Мирою! Учитель (возвращаясь). Что? Что случилось? Начальник. Вы забыли свою книгу. Учитель (с испугом). Книгу! (Берет книгу в руки и машинально раскрывает.) А я думал, что поработаю ночью... Надо почитать... Начальник. Большой порок, господин учитель. Да-да, порок!.. Учитель быстро уходит. В окно видно, как он догоняет неизвестную. Занавес Действие второе В тот же вечер в комнате учителя. Обстановка провинциального холостяка. Все здесь опрятно, но бедно. Стол, стулья, диван, книжная полка. Впрочем, книги валяются всюду: на столе, на стульях, и даже на полу. Направо на переднем плане входная дверь. Другая дверь налево, на втором плане, ведущая в кухню и ванную. В задней стенке большое окно, выходящее в садик, отделяющий дом от улицы. Когда поднимается занавес, сцена пуста. Темно. В окно видно летнее небо, усеянное звездами. Вдали темноголубой силуэт горных вершин. Явление 1 УЧИТЕЛЬ, НЕИЗВЕСТНАЯ. Тишина. Где-то залаяла собака, и немедленно откликнулась другая. Кто-то открывает ключом входную дверь. Слышны голоса. Учитель (входя). Сюда, прошу вас... Неизвестная (следуя за ним). Мы пришли? Учитель. Да. Мы дома. (Бережно кладет книгу на стол.) Неизвестная. Какая темень! Учитель. Одну секунду, я сейчас зажгу лампу. (Ищет в темноте.) Только бы мне найти спички. Неизвестная. Здесь нет электричества? Учитель. Нет... То есть оно уже есть, но его еще не включили. Свет будет осенью, когда закончится строительство электростанции. Неизвестная. Ну, я до осени ждать не буду! Учитель (нашел наконец спички, но они не зажигаются). Не горят, отсырели. Неизвестная. Какая темень! Какие улицы! Я налетала на все деревья, на все заборы... Учитель (ему удалось наконец зажечь спичку). Мне очень жаль, мадам. Мне очень жаль. (Зажигает лампу — маленькую керосиновую лампу с круглым стеклянным абажуром.) Неизвестная (устало падая на стул). Не могу больше. Я валюсь от усталости. (Сбрасывает туфлю с одной ноги, потом с другой.) Ноги себе поранила. Какие камни, какой булыжник! (Оставшись в чулках, трет себе ноги.) Учитель (поднимая туфлю). В центре мощеная улица, но здесь у нас... Неизвестная. Никогда не замостят. Учитель. Нет, почему же... Может быть, в будущем году. Неизвестная. До чего не везет! Я приехала на год раньше. Учитель (ища вторую туфлю). Не вижу второй туфли. Где она? Неизвестная. Здесь слишком темно. Какой тусклый свет. Нельзя сделать ярче? Учитель. Можно. Но не нужно. Видно будет с улицы. Неизвестная. Ну так что же? Учитель. Никто не должен знать, что вы здесь. Неизвестная. В таком случае погасите лампу. Одно из двух — или вы ее погасите, или сделайте светло. Терпеть не могу полумрак. Учитель. Как хотите. Но вы должны знать, что это небезопасно. По улице может кто-нибудь пройти. Неизвестная. Никто не пройдет. Улица пуста. Учитель. Это теперь. Но, когда выйдут из кинематографа... ведь сегодня среда... Неизвестная. Ну и что? Учитель. По средам и субботам у нас кино. Неизвестная. И вы не пошли? Учитель. Нет. Я не хожу в кино. (Выкручивает фитиль. Становится светло.) Неизвестная (встает и осматривает комнату). Здесь... вы живете... Учитель. Да. Неизвестная. Ужас! Учитель. Вам не нравится? Неизвестная. Нет, почему же... Извините... Здесь очень... мило. Учитель. Нет, здесь совсем не мило, но есть все, что мне нужно. И недалеко от гимназии. Потому что... не знаю, сказал ли я вам... я учитель. Неизвестная. Этого и говорить не нужно, и так видно. Учитель. Почему? По каким признакам? Неизвестная. По всему. (Снова внимательно осматривает комнату, а также учителя.) Ужас! На улице и то было лучше! Откроем хотя бы окно. (Направляется к окну.) Учитель (испуганно). Нет! Неизвестная. (Удивленно). Почему? Учитель (озабоченно). Разве я вам не сказал? Скоро выйдут из кино. Люди будут проходить по нашей улице. И они увидят. Неизвестная. Ну так что же? (Широко распахивает окно.) Учитель. В такой час... женщина... здесь... Неизвестная. К вам никогда не приходят женщины? Учитель. Мадам! Как вы могли подумать... Неизвестная. Вы хотите сказать, что у вас никого никогда не бывает? Учитель. Я серьезный человек. Учитель. Неизвестная. Вы хотите сказать, что я единственная женщина... первая женщина, которая вошла в этот дом? Учитель. Мадам... поверьте, я никогда бы не посмел... если бы не эти совершенно исключительные обстоятельства... Неизвестная. Как вы еще молоды... или стары! Учитель. Мадам! Умоляю вас, отойдите от окна. Неизвестная. Не будьте ребенком — никого нет. Учитель. Но видно из дома напротив у господина Кирою. Неизвестная. Какой Кирою? Учитель. Кирою, из нотариальной конторы. Вот тот белый дом с деревянным забором, увитый плющом. Неизвестная (посмотрев на улицу). Глупости! У них темно. Учитель. Вот именно поэтому. Значит они следят из-за занавесок. Неизвестная. Откуда вы знаете? Учитель. Они всегда за занавесками. Неизвестная. Но сегодня среда. Разве они не ходят в кино? Учитель. Ходят, но старуха, мать господина Кирою, осталась дома. Осталась и мадам Жоржеску с детьми и прислугой. И не только они. Есть еще господин Атанасиу. Неизвестная. Какой Атанасиу? Учитель. Тот, который живет рядом, в доме с дощатым забором. Потом Ласку, судья,— желтый дом с окнами, выходящими на улицу. Потом Малтопол, Вишан. Вишан из табачной лавочки. Неизвестная. Боже, как их много! Учитель. Не шутите, мадам. Весь город притаился за окнами. Неизвестная. Я ничего не вижу. Ничего не слышу. (Прислушиваясь к тишине на улице.) Все спят... Учитель Даже если спят... Они и во сне подглядывают... Неизвестная (так же). Ни звука... (После паузы.) Хотя нет. Что же это за шум? Учитель. Какой шум? Неизвестная. Не слышите? Поскрипывает, будто маленькая пила. (Показывая на левую дверь.) Это там... Учитель. А! Это ничего. Это мышка. Неизвестная (вздрагивая). У вас мыши? Учитель. Один мышонок. Не пугайтесь. Я его знаю. Неизвестная. Как это... вы его знаете? Учитель. Он маленький, серенький... с круглыми глазками. Иногда он приходит сюда ночью, когда я поздно засиживаюсь... Ему нравится разгуливать среди книг. Неизвестная. О! (С легким испугом.) Среди книг? Учитель. Не пугайтесь. Сегодня он не придет. Он чувствует, что я не один. Меня он уже знает. Мы подружились. Неизвестная. Вы подружились... Скажите... у вас есть и другие друзья? Учитель. Конечно. Удря — мой коллега... учитель музыки, очень интересный человек. Талантливый. Он композитор. У него я сегодня и переночую. Да, пора идти. Вам нужно отдохнуть... выспаться... Неизвестная. Мне что-то не хочется. Сон прошел. Учитель. Все-таки... уже поздно... Я ухожу. Кровать там... (Робко указывает на диван.) Постельные принадлежности в шкафу... Если хотите умыться... Неизвестная. Хочу. (Оглядывая себя.) Я вся в копоти. Учитель. Чистое полотенце вы найдете там... (Показывает на левую дверь.) Неизвестная. Там ванная? Учитель. Да... То есть нет... В общем, это не то, что называется ванной... Это кладовая или кухня... но, так как я обедаю в городе, я приспособил ее... увидите... Неизвестная. Душ есть? Учитель. Да. Это... лейка... садовая лейка, подвешенная на стену. Неизвестная. Хорошо придумано. Учитель. Мне очень жаль... Мне бы хотелось... Мне хочется... Неизвестная. Не беспокойтесь. (Решив удовольствоваться малым.) Водопровод есть? Учитель (радостно). Да. Это есть. Неизвестная. Тогда все в порядке. Погодите, я посмотрю. (Выходит в левую дверь и возвращается через несколько секунд.) Вода не идет. Учитель (удивленно). Не идет? (Вспомнив.) Конечно, не идет. Ее выключили. Неизвестная. Как это — выключили? Учитель. Воду подают только до шести. Неизвестная. Почему? Учитель. Потому что станция не работает ночью. Неизвестная (несколько обескураженная). Они правы. Для кого им работать по ночам?.. А если кому-нибудь захочется помыться?.. Или захочется пить? Учитель. Здесь есть колодец. Я принесу вам воду из колодца. Он во дворе. Неизвестная. Ладно, обойдусь... Учитель. Почему? Это так просто. Я принесу ее в лейке. (Быстро выходит в левую дверь, возвращается с лейкой и идет к входной двери.) Сейчас... Сию минуту... (Уходит.) Неизвестная, оставшись одна, с интересом осматривается, внимательно рассматривает мебель, пробует руками пружины дивана, подходит к книжной полке и останавливается. Со двора доносится лязг колодезной цепи. Женщина снимает с полки книгу, потом другую, смотрит и кладет на место. Идет на середину сцены, продолжая исследовать комнату с тем же любопытством, и видит на столе книгу, оставленную учителем. Раскрывает ее и перелистывает страницы, не проявляя большего интереса, чем к другим книгам. В это мгновение открывается дверь. Учитель (входя). Нет! (Быстро ставит на пол лейку, подбегает к столу и забирает у неизвестной книгу.) Прошу вас... прошу вас... (Озабоченно смотрит на книгу.) Неизвестная. В чем дело? Что это за книга? Учитель (уклончиво). Это одна из моих книг... (Идет к полке и ищет для нее место.) Неизвестная. А мне нельзя посмотреть? Учитель. Это вам будет неинтересно. Это старинная книга. (Кладет ее на последнюю полку.) Неизвестная. Почему вы мне не даете посмотреть? Учитель (возвращаясь к столу). Я говорю, вам это неинтересно. Поверьте мне. Неизвестная. Она, кажется, с иллюстрациями? Учитель. Это не иллюстрации. (Неопределенно.) Диаграммы... карты... Поверьте, это вам неинтересно. Неизвестная (шокирована). Хорошо! (С некоторым сожалением.) А вашему другу, серому мышонку, вы бы ее показали? Учитель. Его я давно знаю. Неизвестная. Какой вы странный человек! И как много здесь книг! Что вы с ними делаете? Учитель. Я их читаю. Неизвестная. Все? Учитель. Пытаюсь. Неизвестная (оглядываясь). Я никогда не видела так много книг. Учитель. Их не так уж много. Я бы хотел... но... Неизвестная (увидев на стене над книжной полкой два портрета). Кто этот старый господин? Ваш родственник? Учитель. Нет. Это Кеплер. Неизвестная. А второй? Учитель. Коперник. Неизвестная. Вы с ними знакомы? Учитель. Знаком, но... они умерли... Давно. Несколько веков тому назад. Неизвестная. Как, вы сказали, зовут этого? Учитель. Коперник. Неизвестная. Я, кажется, слышала о нем. Учитель. Очень может быть. (Без иронии.) Он довольно известен. Неизвестная. И почему вы их здесь держите? Учитель. Так... Я думаю о них... иногда... Неизвестная (пристально глядя на него). Какой вы странный человек... очень странный. С улицы доносится резкий свист. По-видимому, проснулся какой-то стражник. Учитель (вздрагивает и внимательно прислушивается, подняв вверх указательный палец). Уже выходят из кино. (После паузы.) Я слышу шаги... голоса... В самом деле, с улицы доносится глухой шум голосов. Неизвестная. Я ничего не слышу. Учитель (бросается к лампе, подкручивает фитиль, почти тушит, шепотом). Тсс! Они уже на нашей улице... Отойдите от окна... в сторону... Неизвестная отходит от окна и прислоняется спиной к стене. Учитель тоже прислоняется спиной к стене, в такой же позе, как неизвестная, во по другую сторону окна. Между ними — широко распахнутое окно, в которое видно синее вызвезденное небо. В это время шум с улицы усиливается, уже слышны шаги. Они приближаются, остановились. Голос Куку (с улицы). А я вам говорю, что я видела свет. И окно открыто. Учитель (шепотом). Вот видите? Я говорил, что не надо открывать окно. Голос Куку. Он дома. А где ему еще быть? Окликните его! Голос Удри. Мирою! Мирою! Неизвестная (шепотом). Вас зовут Мирою? Учитель (так же). Да. Неизвестная. А имя? Учитель. Марин. Неизвестная. Марин Мирою... Неплохо звучит. Голос Удри. Мирою! Открой! Это я. Неизвестная (снова шепотом). А это кто? Учитель. Мой коллега... учитель музыки. Голос Удри. Мирою, ты слышишь? Ты дома? Голос Куку. Зачем спрашивать? Конечно, дома. Неизвестная. А это кто? Учитель. Тоже коллега... Учительница физики. Неизвестная. Что она хочет? Учитель. Не знаю. Неизвестная. Она ваша любовница? Учитель (оскорбленно). Мадам! Прошу вас... Неизвестная. Она ваша невеста? Учитель. У меня нет невесты. Неизвестная. В таком случае, что ей здесь понадобилось ночью? Сильный стук в ворота. Учитель (в отчаянии). Они разбудят всю улицу. Надо открыть. Неизвестная. Открывайте. Стук повторяется. Учитель (подходит к окну, наклоняется над подоконником, кричит). Одну минуту. Сейчас. (Неизвестной, шепотом.) Что нам теперь делать? Неизвестная. Ничего. Пусть заходят. Учитель. И застанут вас здесь? Неизвестная. Ну и что же? Учитель. Ни за что! Это невозможно. (Снова выглядывает из окна, потому что стук повторился.) Иду. Сейчас. Сейчас. (Неизвестной.) Мадам, вы должны спрятаться исчезнуть. Неизвестная. Только знайте: в окно я не полезу. Учитель. Пройдите туда. (Показывает на дверь слева.) На одну минуту. Неизвестная. Хорошо, но... (Делает шаг к двери.) Учитель (испуганно). Нагните голову! Нагните голову! Неизвестная (нагибается, проходя мимо окна; доходит до двери). Не держите меня долго. Учитель (совершенно сбитый с толку). Пять минут... Три минуты... Узнаю только, что им нужно... Неизвестная. Не держите меня долго, потому что я хочу спать. Учитель. Вы, кажется, говорили, что сон прошел? Неизвестная. Да! Но теперь мне снова спать захотелось. (Уходит.) Стук в ворота. Учитель (идет к окну). Сейчас! Сейчас? (Подходит к лампе, выкручивает фитиль. Торопливо осматривает комнату, потом идет к правой двери.) Неизвестная (открывая левую дверь). Не держите меня долго, слышите? Здесь темно. Учитель (умоляюще). Прошу вас! Прошу вас... Неизвестная закрыла дверь, учитель выходит в правую дверь, и несколько мгновений сцена остается пустой. Явление 2 УЧИТЕЛЬ, МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ, УДРЯ. Куку (входя, налетает на лейку, оставшуюся у дверей). Что это такое? Почему она здесь? Учитель (запутавшись). Я хотел... Я хотел умыться... Куку (строго). Вы моетесь по ночам? Учитель. Да... в общем... иногда... Удря (ему под пятьдесят, тип провинциальной «богемы»). Жаль, что ты не был в кино. Замечательный фильм... Замечательный. (Собирается рассказывать.) Ты только подумай: герой... Учитель. Погоди, ты мне расскажешь завтра... А теперь... Куку (которая дошла до середины комнаты, остановилась и нюхает воздух). Что это за запах? (Снова поводит носом). Здесь чем-то пахнет... кажется, духи. Учитель. Я ничего не чувствую. Куку. Как — не чувствуете? Такой запах, что меня мутит! Учитель. Может быть, это цветы... Из сада... Окно ведь открыто. Куку (нагибаясь над подоконником и нюхая воздух). Нет. В саду нет запаха. Это здесь. (Заинтригованная, делает нисколько шагов по комнате.) Учитель. Мадемуазель Куку... не сердитесь, право... но уже поздно... я хотел бы знать, чем я обязан... Вы меня понимаете... в такой поздний час... Куку. Не будем торопиться. Давайте по порядку. (Берет стул и усаживается.) Господин Удря, ваше слово. Удря тоже усаживается. Учитель стоит и с отчаянием смотрит то на одного, то на другого, то с большой тревогой на дверь слева. Удря (чувствует себя несколько неловко). Видишь ли, я был в кино... Учитель (нервно). Удря... умоляю... короче. И поскорее. Удря. Ну вот... Стало быть, я встретил там мадемуазель Куку. Куку (вспыхнув). Да, меня. Потому что я, бедняжка, должна поспевать всюду, заменять полицию на вокзале, и в городском саду, и в кино. Я поймала в зале семь учениц. (Перечисляя их по пальцам.) Илиеску из пятого, Улму из шестого, Татович из четвертого класса «Б»... Учитель (прерывая). Мадемуазель Куку... разрешите... я думаю... Куку. Конечно. Вас не интересует дисциплина. Учитель. Нет, почему же... но в такой поздний час. Куку. Очень плохо. Школа не должна спать, господин учитель. Учитель. Даже по ночам? Куку. Да! Школа бодрствует! Школа все знает! Все видит! Учитель (обеспокоенный). Что вы хотите этим сказать? Куку. Это вы сейчас узнаете. (Удре, приказывая.) Продолжайте, сударь. Удря. Так вот, стало быть, как я тебе говорил, в кино я встретил мадемуазель Куку. Учитель. Удря, ради бога, поскорей. Куку. Зачем торопиться? Вы должны понять, господин Мирою, что если я рискую своей репутацией и вхожу ночью в комнату холостяка... Удря (перебивая). Потому-то она меня и взяла с собой. Чтобы не скомпрометировать себя. Куку (продолжая). ...значит меня к этому вынуждают весьма важные обстоятельства. Учитель. Важные обстоятельства? Ничего не понимаю. Куку. Притворяетесь. (Удре.) Продолжайте, сударь! Удря. Но вы же мне не даете.... Стало быть, как я уже говорил, в кинематографе... Куку (резко перебивая). Дайте мне сказать. (Учителю, инквизиторским тоном.) Господин Мирою! Не пытайтесь отрицать — это бесполезно. (После короткой паузы, резко.) Правда то, что я узнала? Учитель (все более обеспокоено). Что вы узнали? Куку. Правда то, что мне сообщил начальник вокзала? Учитель. Что он вам сообщил? Куку. Правда, что вы... (подчеркивая) вы... уплатили двадцать две тысячи за книгу, которую вам сегодня привез из Бухареста господин Паску? Учитель (который был очень взволнован и все время со страхом поглядывал на левую дверь; с облегчением). Да. Куку (Удре, с торжеством). Вот! Теперь вы убедились? Удря. Я ничего не знал. Он мне ничего не говорил. Учитель. Я тебе не говорил, но я одолжил у тебя три тысячи лей. Удря. Да. (К мадемуазель Куку.) Из фонда для праздника. Учитель. Завтра получу жалованье и отдам. Куку. А если вы и отдадите? Вы думаете, что этого достаточно? Что это все? Учитель. А что еще? Куку. Не видите? Господин Мирою, когда учитель платит двадцать две тысячи за книгу — дело нечистое. Учитель. Почему? Со своими деньгами я делаю что хочу. Куку. Своими деньгами? Какими деньгами? Откуда у вас деньги? Мы-то, слава богу, знаем друг друга. Вы должны столовой восемьсот лей еще за прошлый месяц. Учитель. Откуда вы это знаете? Куку. Мне сказала мадам Луиза — я была у нее в гостях. В парикмахерской вы стрижетесь раз в два месяца. Учитель (невольно проводя рукой по волосам). Но ведь только на прошлой неделе... Куку. Да что там говорить! С тех пор как вы здесь, за шесть лет, вы не сделали себе ни одного нового костюма. Учитель (оглядывая свой костюм). Он еще не сносился... Куку. А знаете, что я еще слышала? (Презрительно.) Вы сами штопаете себе носки! Учитель (с горечью). Это гнусно! Куку. И рубашки! Учитель. Подло! (Поглядывая на левую дверь.) Вы не должны этому верить. Вот пусть Удря скажет. Удря. Это неправда, мадемуазель. Брюки он, может быть, и утюжит иногда сам... но рубашки... носки... Куку (не обращая внимания). Уж я-то знаю, что говорю. И если все это так, то разве не естественно, что отдать двадцать две тысячи за одну книгу — это настоящее сумасшествие? Учитель. Может быть, но это мое сумасшествие, и я не обязан никому давать отчета. Куку. Вы ошибаетесь, господин учитель. Школа должна знать. И не только школа. И город. И я. Учитель. Вот вы и узнали, для этого не нужно было приходить сюда ночью... Удря. Это я тоже ей говорил: погодите, мадемуазель, имейте терпение до утра. Куку (Удре). До утра? Вы думаете, я бы могла заснуть? (Учителю.) Нет, господин Мирою. Эта тайна должна быть раскрыта немедленно. Сейчас. (Другим тоном.) Где книга? Учитель. Какая книга? Куку. Книга, которую привез вам Паску. Где она? Учитель. Она здесь. (Неопределенный жест.) Куку. Я хочу ее видеть. Учитель. Зачем? Куку. Как — зачем? Хочу посмотреть на нее! Учитель. Нельзя. Куку. Нельзя? Вы хотите сказать... что вы отказываетесь мне ее показать? Учитель (робко). Да. Отказываюсь.
|
|||
|