|
||||||||||
Мезенская роспись». Мастер-класс рассчитан на 1,5 часа.. Теоретическая частьСтр 1 из 2Следующая ⇒
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования «Алые паруса»
Карта мастер-класса «Мезенская роспись»
Составитель: педагог дополнительного образования Пономарева М.В.
Новосибирск 2019 Содержание Цели и задачи………………………………………………………………………………………………………………3 Теоретическая часть………………………………………………………………………………………………………..3 Практическая часть……………………………………………………………………………………………………….6 Заключение………………………………………………………………………………………………………………….7 Целевая аудитория:обучающиеся начальных классов школ города Новосибирска. Цель: изготовление эскиза досточки, выполненного мезенской росписью. Задачи: - рассказать историю возникновения и бытования мезенской росписи -описать образы, орнамент, сюжеты, используемые в мезенской росписи -ознакомить с техникой выполнения росписи Материалы: шаблоны досточек, бумага тонированная «под дерево», ножницы, простой карандаш, гуашь красная/черная, кисти круглые (белка, колонок) №3,№1 Мастер-класс рассчитан на 1,5 часа.
Теоретическая часть Мезенская роспись – одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта. Свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области. Известно стало о ней с 1904 года, но, разумеется роспись зародилась намного раньше. Село Палощелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906 году. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах о изобразительному искусству можно встретить второе название росписи – Палащельская. Традиционными для росписи являются изображения образов коней, оленей, птиц, деревьев, растений. Изображали сюжетные композиции: охотник с ружьем, катание на санях, всадник. Встречаются в росписи корабли, лодки. Обильно дополняли роспись геометрическим орнаментом. Демонстрация слайдов/фотографий/современных образцов с изображением мезенской росписи.
По исторически сложившейся традиции, для росписи используют всего два цвета – красный и черный. Расписанный предмет покрывали олифой для закрепления краски. Для того чтобы сделать красную краску, требовалось смешать растертый мергель (горная порода - природная смесь глины и кальция), красный камень с берегов реки в настое смолы лиственницы, затем эту смесь клали в горшочек и ставили в печь. В тепле смола растягивалась и получалась красная краска. Способ приготовления черной краски был ещё более незамысловат – мергель заменяли сажей. Изначально росписью занимались исключительно мужчины. Красный цвет служит основным цветом для замалевок. Черный цвет дополняет, завитками и изгибами завершает контуры. Орнаменты имеют скупую примитивно-условную графическую форму. Мастер выстраивает узор сообразно внутреннему настроению и отношению к предмету, тем не мене подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим знаниям символов. Рядом с изображение часто встречается подписи с именем автора, заказчика или датой изготовления
|
||||||||||
|