Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Структура маркировки. Информационные знаки, применяемые для маркировки товаров



 

Виды информационных знаков, применяемых при маркировке пищевых продуктов

Введение В предложенном виде работы мне нужно изучить виды, способы и регламенты маркировки различных пищевых продуктов. Я считаю, что в первую очередь нужно детально изучить виды маркировки и их функции. После того, как мы получим детальное представление о видах маркировки, можно будет преступить к изучению требований и установленных регламентов, закрепленных в нормативно – правовых актах, маркировки пищевых продуктов. Надо отметить, что этот вопрос очень актуален для будущих сотрудников таможенной службы. Представители таможенной службы должны очень хорошо разбираться в этих вопросах, т. к при несении службы им ни раз придется сталкиваться с определением подлинности или фальсификации маркировки различных товаров, которые будут указывать декларанты в предоставляемых документах. Сотрудник таможенной службы должен в кратчайшие сроки определить принадлежность к определённой марке товара и подлинность данных указанных в документах, а в случаи, если какие - нибудь данные будут вызывать у него сомнения, то отправить товар на экспертизу.1. Маркировка и её основные функции Маркировка – это текст, условные обозначения и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях количественных и качественных характеристиках товара. Основные функции маркировки: информационная, идентифицирующая, мотивационная и эмоциональная. Информационная функция маркировки как одного из средств товарной информации является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший – на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах (ТСД). Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров. Необходимость такого дублирования обусловлена общностью идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Однако в отличие от ТСД маркировка предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основной массы потребителей является практически единственно доступным средством товарной информации. Поэтому в маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше. Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, так как это обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения. Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара. 2. Виды маркировки В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую. Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов, других нормативных документов. Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями стандартов на продукцию. Требования к торговой маркировке в меньшей степени разработаны чем к производственной. Отдельные требования к торговой маркировке устанавливаются Правилами продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, а также региональными Правилами розничной торговли. К маркировке предъявляются общие для товарной информации и эмоциональная и мотивационная функции маркировки. Общие требования регламентируются Федеральным законом «О защите прав потребителей». Специфические для маркировки требования: четкость текста и иллюстраций; наглядность, однозначность текста, его соответствие потребительским свойствам товара; достоверность – приведенные на маркировке сведения не должны вводить получателя и потребителя в заблуждение относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения; использование для маркировки несмываемых красителей, разрешенных для применения органами Госкомсанэпиднадзора. Торговая маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные или кассовые чеки, упаковки и (или) товар. Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы. Другое отличие торговой маркировки от производственной заключается в том, что ее идентифицирующая функция в большей степени связана с указанием данных о продавце, в меньшей – с информацией о товаре. Требования, предъявляемые к содержанию торговой маркировки, регламентируются рядом нормативных актов: Правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, Типовым положением о применении контрольно-кассовых машин (реквизиты кассового чека). Производственная маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации. Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы. 3. Структура маркировки Маркировка может включать три элемента: 1. текст (удельный вес от 50 до 100%), он более предпочтителен; 2. рисунок (не всегда присутствует, но удельный вес его может быть до 50%); 3. информационные знаки (ИЗ) – идентификация характеристик товара, до 30%. Эти составные элементы различаются соотношением и степенью доступности товарной информации, широтой распространения и разными функциями. Текст как форма письменной информации – наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировок. Для него характерна высокая степень доступности информации о товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст может выполнять все основные функции маркировки, но в наибольшей степени ему присущи информационная и идентифицирующая. Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В наибольшей степени он присущ производственной маркировке, в наименьшей – торговой. В качестве элемента маркировки рисунок отличается, как правило, высокой степенью доступности и выполняет в основном эмоциональную и мотивационную функции, реже информационную и идентифицирующую. Хотя бывают и исключения, например, когда на маркировке упаковки и вкладышей в виде рисунков дана информация по эксплуатации или использованию товара. Информационные знаки (ИЗ) – условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. Информационные знаки характерны в основном для производственной маркировки. Иногда информация ИЗ бывает доступна только профессионалам и требует специальной расшифровки. Информационным знакам свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость. Краткость обусловлена тем, что в качестве информационных знаков могут выступать отдельные слова, буквы, цифры, рисунки и другие символы. Выразительность и наглядность информационных знаков обусловливаются их формой, цветом, сочетанием отдельных символов, соответствующим определенным эстетическим требованиям потребителей. При этом некоторые фирмы, нацеленные на конкретный сегмент потребителей, стремятся в своих фирменных знаках учитывать именно их интересы. Например, информационные знаки на спортивных товарах, одежде и обуви для молодежи содержат символы известных спортивных обществ, команд и т.д. Быстрая узнаваемость информационных знаков достигается путем применения общепринятых символов, изображения которых зачастую расшифровываются без специальных знаний. Этим отличаются международные символы, изображаемые на этикетках и упаковках текстильных изделий.   Товарный знак – обозначение, по которому можно отличить товар одного производителя от другого. Товарный знак регистрируется патентным ведомством в Государственном реестре товарных знаков, и знаков обслуживания Российской Федерации (Закон РФ «О товарных знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» от 23.09.1992 г.). Знаки соответствия — это обозначения, которые наносятся на товар и (или) упаковку для подтверждения соответствия качества товара требованиям нормативных или технических докумен тов. Знаки соответствия классифицируются на международные, региональные и национальные. Примером регионального знака соответствия может служить знак европейского экономического сообщества "СЕ" (рис. 3).   Манипуляционные знаки наносят в основном на транспортную тару или упаковку. Эти знаки дают указания по выполнению погрузочно-разгрузочных работ (рис. 4). Экологические знаки наносятся на те товары, которые могут нанести вред окружающей среде при производстве, использовании, утилизации и захоронении товара. Экологический знак "Зеленая точка" (рис. 6 а) применяется в системе мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды отходами. Такой знак на упаковке указывает на возможность ее переработки или возврата. Продукция, маркированная знаком "Голубой ангел" (рис. 6 б), соответствует установленным требованиям, выполнение которых гарантирует экологическую безопасность. Другие экологические знаки информируют потребителя о различных показателях экологических свойств реализуемых товаров, что нередко служит основным критерием их выбора. товароведный маркировка пищевой продукт   Штриховой код (ШК) – знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов (рис.1). Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. C помощью штрихового кода зашифрована информация о некоторых наиболее существенных параметрах продукции. Наиболее распространены американский Универсальный товарный код UPC и Европейская система кодирования EAN (см. рисунок). Согласно той или иной системе, каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий чаще всего из 13 цифр (EAN-13). Возьмем, к примеру, цифровой код: 5601721110013. Первые две цифры (56) означают страну происхождения (изготовителя или продавца) продукта, следующие пять (01721) - предприятие-изготовитель, еще пять (11001) - наименование товара, его потребительские свойства, размеры, массу, цвет. Последняя цифра (3) контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером.   Для кода товара: 1 цифра: наименование товара, 2 цифра: потребительские свойства, 3 цифра: размеры, масса, 4 цифра: ингредиенты, 5 цифра: цвет. Первые 3 цифры кода EAN называются префиксом Национальной организации. Существует заблуждение, что по первым цифрам штрихового кода можно определить страну происхождения товара. Такое мнение является ошибочным. Штриховой код не может служить свидетельством страны происхождения товара. По префиксу можно определить только в какой Национальной организации зарегистрировано то или иное предприятие. Система EAN·UCC по своему статусу является необязательной и добровольной. Нигде в мире (за исключением Татарстана и Украины) не существует нормативных актов, обязывающих то или иное предприятие (компанию) вступать в EAN и наносить на упаковку штриховые коды.   Предприятие имеет право определить в Национальную организацию какой страны ему следует вступать, а также может вступить в несколько Национальных организаций одновременно. Например, одна из немецких фармацевтических компаний, экспортирующая лекарственные средства в разные страны, вступила в национальные организации – члены GS1стран-импортеров и для каждой страны изготавливает упаковки продукции со своим штриховым кодом (например, для России с префиксами 460, для Бельгии- с префиксами 540-549 и т.д.). Регистрационный номер, полученный Вашим предприятием в ЮНИСКАН/ GS1 Russia (например, 460700952), является уникальным. Нигде в мире не встретится другое предприятие с таким же номером.   3. Требования к маркировке пищевых продуктов Требования к маркировке пищевых продуктов устанавливаются ГОСТами на упаковку и маркировку. Они касаются в основном текстовой части. Следует указать, что единство маркировки является обязательным требованием согласно ст. 7 Федерального закона "О стандартизации".В связи с этим все информационные данные на маркировке могут быть подразделены на определяющие и дополнительные. . К определяющим данным для всех видов пищевых продуктов относятся: наименование продукта или его вида, сорт (при наличии деления на сорта), масса нетто или вместимость (объем), обозначение нормативного документа на данный вид продукции. Эти требования следует считать обязательными для маркировки всех пищевых продуктов. Дополнительные данные на маркировке потребительской тары могут включать сведения о пищевой ценности, условии и сроке хранения, номер смены и дату выработки, рецептуру, а также краткую характеристику продукта. На маркировке алкогольных напитков указываются: наименование организации, в систему которой входит предприятие-изготовитель, крепость, содержание сахара, номер бригады, даты розлива. Маркировка консервов, наносимая на донышко жестяных банок, включает: индекс отрасли промышленности или системы, в которую входит предприятие, идентификационный номер предприятия по ОКПО, ассортиментный номер или знак консервов по ОКП (Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции), номер смены и дату выработки. Информационные данные текстового элемента маркировки могут дополняться рисунками и информационными знаками, которые также относятся к дополнительным. Среди них особо следует отметить указание на маркировке знака соответствия, который является необязательным, но очень важным, так как служит одним из способов подтверждения соответствия по показателям безопасности при отсутствии сертификата. Маркировка пищевых продуктов размещается в основном на упаковке, так как указание большого количества информационных данных на самом товаре затруднительно. Непосредственно на продуктах маркировка осуществляется путем клеймения штампами, печатями (мясо) или вдавливания букв (сыры), но возможности такой маркировки ограничены. Маркировка наносится на транспортную и потребительскую тару, причем многие информационные данные, особенно основополагающие, являются дублирующими. Такое дублирование вполне оправдано, так как позволяет идентифицировать товар без вскрытия транспортной тары, а также после освобождения от нее (разупаковывания). К дополнительным данным на маркировке транспортной тары относятся: номер укладчика, дата упаковки, номер банки (только для мясных, мясорастительных, рыбных консервов и пресервов из рыбы и морепродуктов), количество единиц (бутылок, банок, штук и т.п.) в таре. Для продуктов в стеклянной таре должен быть указан манипуляционный знак "Осторожно, хрупкое!" На маркировке транспортной тары для сушеных овощей с пониженной влажностью дополнительно указывается массовая доля влаги. На транспортной таре с консервами наносятся манипуляционные знаки: "Верх, не кантовать", "Боится сырости", "Боится нагрева".   4. Особенности маркировки различных видов пищевых продуктов 4.2 Особенности маркировки консервов Маркировка консервов, а также перечень информационных данных на ней определяются видом упаковки и местом размещения этих данных на упаковке. Для консервов применяется металлическая, стеклянная и полимерная тара. Общими для всех видов тары носителями маркировки являются этикетки, которые приклеиваются к банкам или наносятся литографическим способом на корпус или крышку. Перечень определяющей и дополнительной информации на этикетках был приведен ранее. Кроме того, на крышку и (или) донышко наносятся условные обозначения, несущие определенную информацию о консервах, полнота которой на разных видах тары неодинакова. На крышках нелитографированных металлических банок большинства видов консервов наносят знаки условных обозначений в два или три ряда в зависимости от площади крышки в следующем порядке: число даты выработки — две цифры (до девятого включительно впереди ставится 0); месяц выработки — две цифры ( до девятого включительно впереди ставится 0); год выработки - две последние цифры; номер смены — одна цифра, ассортиментный номер — одна—три цифры. Для мясных консервов высшего сорта к ассортиментному номеру добавляют букву "В Условные обозначения индекса системы: М — молочная промышленность; А — мясная' промышленность; КП — пищевая промышленность; К — плодоовощное хозяйство; ЦС - потребкооперация; МС — сельскохозяйственная промышленность ЛХ — лесное хозяйство; Р — рыбная промышленность. По индексу системы иногда можно определить и группу консервов (мясные, рыбные, плодоовощные, молочные), если индекс промышленности совпадает с видом консервов, однако этот критерий ненадежный, так как предприятия разных систем могут выпускать консервы разных групп (например, индекс КП могут иметь и мясные, и плодоовощные консервы). Пример. 150896 или 150896 или 150896 1 183 А 15 1 183 на крышке 1 183 А 15 на донышке А 15 Расшифровка условных обозначений: консервы выпущены 15 августа 1996 г. первой сменой. Ассортиментный номер консервов — 183. Предприятие-изготовитель имеет номер пятнадцатый мясной промышленности. На крышки литографированных банок наносят методом рельефного маркирования или несмываемой краской следующие условные обозначения: дату (число, месяц, год) выработки консервов и номер смены. Пример. 250896 2508 1 или 96 1 Расшифровка: консервы выработаны 25 августа 1996 г. первой сменой. Различия в полноте информации условных обозначений на литографированных и нелитографированных банках объясняются идентифицирующим назначением маркировки. В этом отношении консервы выделяются из большинства пищевых продуктов наличием четкой идентификации не только наименования продукта и предприятия-изготовителя, но и каждой товарной партии, определяемой датой выработки и номером смены. Нанесенные на крышку и донышко банки методом рельефного маркирования или несмываемой краской условные обозначения полностью исключают возможность фальсификации по принадлежности к конкретной товарной партии. На нелитографированных банках условные обозначения на крышке содержат дублирующую информацию (сведения о наименовании в виде ассортиментного номера, о предприятии-изготовителе), что позволяет полностью идентифицировать консервы даже при утрате бумажной этикетки или ее замене в случае фальсификации. На литографированных банках этикетка нанесена несмываемой краской, поэтому не может быть утрачена. Это позволяет исключить дублирующую информацию в условных обозначениях на крышке и донышке. 4.2 Ветеринарная и товароведная маркировка мяса и мясопродуктов Товарные клейма и штампы наиболее часто используются для ветеринарного и товароведного клеймения мяса и мясопродуктов (субпродуктов) всех видов сельскохозяйственных и диких животных, в том числе птицы. Клеймение ветеринарными клеймами и штампами носит обязательный характер и регулируется Федеральным законом "О ветеринарии", Инструкцией по ветеринарному клеймению мяса, утвержденной Главветупром Минсельхоза России 1 сентября 1992 г. и Инструкцией по товароведческой маркировке мяса, утвержденной Комитетом Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности. Клеймение мяса и мясопродуктов овальным клеймом проводят ветеринарные врачи и фельдшеры, находящиеся в штате организаций и учреждений государственной ветеринарной сети, прошедшие аттестацию в установленном порядке. Ветеринарные врачи и фельдшеры других организаций при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясопродуктов, полученных при подворном убое и на убойных пунктах и направляемых для переработки на мясокомбинаты (цеха, заводы) или для продажи на рынках под контролем Госветслужбы, клеймят клеймом "Предварительный осмотр". Клеймение мяса проводится только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы. Для клеймения мяса используют краски, разрешенные органами Госсанэпиднадзора. Товароведная маркировка мяса в тушах, полутушах или четвертинах всех видов убойных животных, а также тушек птицы и кроликов производится только при наличии клейма или штампа Государственной ветеринарной службы, обозначающего направление использования мяса на пищевые цели. Товароведную оценку и маркировку мяса осуществляют специалисты, прошедшие обучение, находящиеся в штате отдела главного технолога или производственного отдела предприятий и организаций мясной и птицеперерабатывающей промышленности, на мясоперерабатывающих предприятиях системы потребительской кооперации. Объектами товароведной маркировки является мясо в тушах, полутушах или четвертинах всех видов убойных животных, а также тушки птицы и кроликов, выработанные в соответствии с технологическими инструкциями на указанных предприятиях. При маркировке тушек птицы электроклеймо иногда заменяют бумажными этикетками розового или зеленого цвета. Ветеринарные и товароведческие клейма, штампы несут достаточно обширную информацию о товаре. В ветеринарных клеймах указываются: порядковый номер республики Российской Федерации, городов Москвы, Санкт-Петербурга — первые две цифры; порядковый номер района, города -вторые две цифры; порядковый номер организации ‑ третьи две цифры; национальная (Российская Федерация) и ведомственная принадлежность организации: Госветнадзор — на овальном клейме, Ветслужба — на прямоугольном клейме. Форма, надписи, цвет и размер клейм и штампов на мясных тушах несут значительную информационную нагрузку, дополняемую словесной и цифровой информацией. Как уже указывалось, ведомственную принадлежность организации, проводящей клеймение мяса и мясопродуктов, можно различить по форме клейма (овальное — Госвсветнадзор и прямоугольное -Ветслужба) и дополняющим надписям с указанными названиями.   Заключение В ходе изучения выбранной темы я ознакомился с видами маркировки, её функциями и регламентами маркировки пищевых продуктов. Можно сделать вывод, что основная функция маркировки товаров – это предоставление информации о товаре, доведение до сведения потребителя (поставщика, продавца и др.) и органов таможенной службы при пересечении границы сведений о потребительских свойствах товара, о стране производителе, об условиях и режимах правильного хранения, транспортирования, использования и утилизации товара. Изготовитель и/или продавец несет ответственность за полное соответствие товара заявленной о нем информации. Всю эту информацию мы получаем из маркировки, при помощи информационных знаков. Все эти знаки несут в себе большую информацию о товаре, которую необходимо учитывать во всех моментах таможенного оформления и декларирования.

Структура маркировки. Информационные знаки, применяемые для маркировки товаров

К средствам товарной информации относят:

  • маркировку;
  • технические документы;
  • нормативные документы;
  • справочная, научная литература;
  • реклама и пропаганда товаров.

Маркировка - это условные обозначения и данные, которые наносятся на товар и/или упаковку.

Маркировка выполняет следующие функции:

  • информационная;
  • идентифицирующая;
  • эмоциональная;
  • мотивирующая.

Все эти функции взаимосвязаны, так как красочно оформленная маркировка вызывает положительные эмоции, что служит мотивацией для приобретения товара.

Структура товарной маркировки включает в себя следующие 3 элемента:

  1. текст (50 - 100%);
  2. рисунок;
  3. условные обозначения (информационные знаки).

 

Выделяют следующую классификацию информационных знаков:

  1. Товарные знаки и знаки обслуживания. В соответствии с законом РФ "О товарных знаках, знаках обслу-живания и наименовании мест происхождения товаров", принятом в 1992 г., товарный знак - обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

Несмотря на то что общая идея, заложенная в определении то-варного знака, понятна и не вызывает сомнений, его часть, касающая-ся однородности товаров и услуг, может быть если и не оспорена, то поставлена под сомнение. Это связано с тем, что сам термин допускает различные трактовки. Данный пункт - один из наиболее слабо прора-ботанных не только в российском, но и в зарубежном законодатель-стве, поскольку он допускает разные, резко отличающиеся друг от друга интерпретации.

Во-первых, товары могут иметь одно и того же функциональ-ное назначение, которое, в свою очередь, определяется с различной степенью точности. Например, средство передвижения, более узко - автомобиль, еще более узко - легковой автомобиль, еще более узко -малолитражный автомобиль, наконец, малолитражный автомобиль, производимый фирмой N.

Во-вторых, однородными могут быть товары-заменители (что от-нюдь не тождественно вышеприведенному определению). Для этого не-обходимо, чтобы коэффициент перекрестной эластичности спроса на один товар по цене другого был больше нуля. Как правило, данное условие будет соблюдаться в том случае, если товар является "нормальным" Товар является нормальным тогда, когда эффекты замещения и дохода действуют в одном направлении..

В-третьих, рассматриваемые товары просто могут входить в бюд-жет среднего потребителя (и с этой точки зрения сопутствующий товар также может считаться однородным) и выступать как одно-родные постольку, поскольку конкурируют за кошелек потребителя. Данный вариант определения будем считать экстремальным.

В-четвертых, однородными могут быть признаны идентичные товары, которые по своим полезным свойствам не различаются потре-бителями (в частности, при отсутствии упаковки). Иными словами, последнее свойство предполагает, что товары являются сходными до степени смешения (хотя объективно - по своим физико-химическим свойствам - они вполне могут различаться).

В-пятых, возможно одновременное применение двух критериев как взаимодополняющих. В частности, товары должны быть родствен-ными не только по потреблению (однородность функционального на-значения), но и по производству (сходство технологических процессов).

Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) для регистрации товарных знаков, принятая в соответствии с подписан-ным в Ницце в 1973 г. соглашением, допускает ситуации, когда однород-ными, то есть принадлежащими одному и тому же классу, признаются товары, которые с точки зрения технологии потребления являются взаимодополняющими.

По формам выражения выделяют:

    • словесные товарные знаки товарные знаки в форме слова (слов), представляющего имена известных людей, назва-ния животных, небесных тел, вымышленные слова;
    • изобразительные товарные знаки - обозначения в виде различных рисунков, символов, значков, изображений предметов, животных;
    • объемные - трехмерные изображения;
    • комбинированные товарные знаки - обозначения, соче-тающие в себе как минимум элементы двух из трех типов товарных знаков: словесных, изобразительных и объемных.
    • В качестве отдельной категории можно выделить также звуковые товарные знаки.

По основаниям использования: индивидуальные и коллективные, а также в отдельных случаях находящиеся в совместном владе-нии Данный тип товарного знака в России может быть зарегистрирован только на иностранных заявителей .

Индивидуальный товарный знак - обозначение, зарегистриро-ванное на имя отдельного юридического или физического лица, зани-мающегося предпринимательской деятельностью.

Коллективный то-варный знак - знак союза, хозяйственной ассоциации или иного доб-ровольного объединения предприятий, предназначенный для обозна-чения выпускаемых и/или реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными характеристиками.

По степени известности:

    • общеизвестный товарный знак - товарный знак, известный большей части населения и ассоциирующийся в его сознании с определенными товарами и услугами, производителем которых является конкретное пред-приятие. Правовая охрана ограничена однородными товарами.
    • предлагается также выделять в качестве особой категории знаменитые товарные знаки. Знаменитым считается товарный знак, который изве-стен большей части населения, ассоциируется с определенными ви-дами товаров и услуг, а защита предоставляемых им прав распро-страняется на все товарные группы;

По географическому охвату: локалъные (региональные), национальные и международные;

По происхождению (времени/месту создания): отечественные, ино-странные, причем отечественные могут быть разделены на несколько категорий в зависимости от времени создания - старые российские, советские и новейшие российские. В свою очередь, последние могут быть классифицированы на российские и псевдоиностранные.

Товарный знак включает в себя:

    • фирменный товарный знак - предназначен для идентификации изготовителя. Типы обозначения фирменных товарных знаков:
      • фирменное слово;
      • фирменный знак;
      • торговый знак - фирменное имя или фирменный знак, официально зарегистрированные в международном реестре;
    • ассортиментный товарный знак - для идентификации ассортиментной принадлежности;
    • коллективный товарный знак - товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или другого добровольного объединения предприятий, которые предназначены для обозначения выпускаемых ими или реализуемых товаров;
    • знаки - наименования мест происхождения товаров - имя страны, населения, местности для обозначения товаров и акцентирования внимания на его их потребительских свойствах. Данная группа информационных знаков делится на международные и национальные. Знаки - наименования мест происхождения товаров указываются в товаросопроводительной документации
  1. Знаки соответствия и качества - это защищаемые в установленном порядке знаки, которые применяются в соответствии с правовыми системами сертификации. Эти знаки показывают, что продукция или услуга соответствуют какому - либо конкретному стандарту. Различают:
    • национальные: общие и групповые (на продовольственные товары, продукцию сельского хозяйства);
    • транснациональные (региональные) - показывают соответствие требованиям международных стандартов на основе взаимного признания результатов сертификации;
  2. Штриховой кодприменяется для автоматической идентификации и учета информации. В настоящее время применяется большое количество раз-личных по типу стандартов штриховых кодов, называемых символиками. Условно они подразделяются на две группы: то-варные и технологические.

Товарные штриховые коды используются для идентификации производителей товаров. Они разработаны Междуна-родной ассоциацией EAN. В России организацией, осуществляющей поддержку стандарта, является ассоциация ЮНИСКАН.

К концу 1994 году в ЮНИСКАН было зарегистрировано чуть более 200 отечественных предприятий, которым разрешено кодировать свою продукцию в рамках международной системы EAN. В это число входят, помимо российских, также фирмы, объединения, комбинаты Беларуси, Латвии, Украины. Однако их доля в общем списке невелика. Членами ЮНИСКАН являются как «тяжелые», так и «легкие» предприятия.

Право ставить код на свои изделия имеют только те предприятия, что зарегистрированы в ЮНИСКАН. В противном случае использование штрих-кода является нарушением международных правил и влечет за собой судебные санкции.

Технологические штриховые коды наносятся на любые объек-ты для автоматизированного сбора информации о их переме-щении и последующего применения потребителями. Эти коды могут использоваться отдельно или вместе с товарными кода-ми EAN и преследуют цель предоставить дополнительную ин-формацию о продукции. Так, на телевизоре помимо его товар-ного кода в стандарте EAN-13 даны технологические содержа-щие: тип. серийный номер, номер гарантийного талона изделия, и др. Но чаще технологические коды применяются для иден-тификации различных объектов мест хранения, тары, деталей, узлов, материалов как элемент автоматизированной системы управления предприятием. Эти стандарты разрабатываются Международной ассоциацией производителей оборудования для штрихового кодирования AIM. В нашей стране на методичес-кой базе AIM ведутся разработки национальных стандартов сим-волики штриховых кодов, мест их расположения на товарах и качества нанесения.

Линейное кодирование -- это метод автоматизированного сбо-ра данных, при котором источником информации является ли-нейный код, представляющий собой чередование штрихов и пробелов разной ширины. При этом высота штриха выбирает-ся только из соображений легкости считывания, которое осу-ществляется при помощи специальных оптических устройств -- сканеров, называемых зачастую бар-сканерами. Луч считыва-ющего устройства должен пересечь все штрихи кода для того, чтобы прочитать закодированную в нем информацию. Это дос-тигается при достаточной высоте штриха.

Для удобства построения самый узкий штрих, который на-зывают модулем, принимается в качестве базового. Другие штри-хи и пробелы составляют 2 и 3 модуля, т. е. 2 или 3 толщины самого узкого штриха или пробела. Таким образом, все осталь-ные линейные поперечные размеры штрихов и пробелов кратны целому числу этих модулей. Ширина модуля для конкретного штрихового кода является величиной постоянной, хотя для од-ного и того же стандарта штрихового кода могут применяться различные по размеру модули, что в свою очередь позволяет получать различные изображения. Такой метод построения штрихового кода существенно облегчает его печать и последу-ющее считывание. В частности, в уже упомянутой символике кода EAN-13 модуль может меняться от 0,264 мм до 0,66 мм [5].

Штриховой символ кодового слова, как правило, состоит из четырех частей:

    • комбинации элементов «Начало», обозначающей начало слова и определяющей направление считывания;
    • серии информационных элементов, т. е. элементов, кото-рыми представлены данные;
    • комбинации элементов одного или нескольких конт-рольных знаков, обеспечивающей автоматическую проверку правильности считывания и надежность дешифрации закодированных данных;
    • комбинации элементов «Конец», обозначающей конец слова;
  1. Компонентные знаки - применяются для информирования о применяемых пищевых добавках или иных компонентах. Так, нередко в маркировке продовольственных товаров встречается знак «Е (цифры)», указывающий на химическое наименование пищевых добавок;
  2. Размерные знаки - применяются для обозначения конкретной величины, определяющей количественную характеристику товара. Так, знак «е» указывает массу - нетто; «V» - объем. К данным знакам добавляется фактический размер - величина в системе Си;
  3. Эксплуатационные знаки - необходимы для информирования потребителя о правилах эксплуатации, ухода за изделиями, правилах монтажа оборудования. Данная группа знаков наносится, как правило, на бирки, ярлыки, этикетки, контрольные ленты, упаковку, непосредственно на товар;
  4. Манипуляционные знаки - для информации о способах обращения с товарами;
  5. Предупредительные знаки - для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров.

В соответствии с международными требованиями п



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.