Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИЗДАТЕЛЬСТВО РАЗУМ ДЖИДДУ КРИШНАМУРТИ Основная серия 1 страница



 

ББК 87. 3 К82

KRISHNAMURTI'S notebook Copyright © Krishnamurti Foundation Trust Ltd., Brockwood Park, Bramdean, Hampshire, S0240LQ, UK

ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО А. Л. СМИРНОВА

ПОД РЕДАКЦИЕЙ А. А. МАЛИНОВСКОГО,

ИЗДАНИЕ ПРИ УЧАСТИИ ОКТЯБРИНЫ ГОФМАНН

Издательство выражает глубокую благодарность Посольству Республики Индии в Российской Федерации за всестороннюю поддержку издания этой книги

КРИШНАМУРТИ ДЖ. ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ/ ПЕР. С АНГЛ. - М: РАЗУМ / МИР КРИШНАМУРТИ, 1999. — 384 С. ISBN 5-87488-011-9

"Записные книжки" содержат тексты ежедневных записей Джидду Кришнамурти с 18 июня 1961 г. по 23 января 1962 г. Это записи наблюдений природы, наблюдений состояний сознания. Это глубокие проникновения во внутренний мир человека: сила их света делает очевидной всю разрушительность энергетики психологических структур, как для самого человека, так и для всего, что существует на земле, живого и неживого. Много мест этих записей могут показать, с какой реальностью встречается мозг, свободный от помех эгоцентрической обусловленности.

K 0301030000 - 001

2F.4(03) -- 99 Без объявл. (с) Перевод ил русский язык   А. Л. Смирнова, 1997

ISBN 5-87488-011-9                                                           ® Оформление и составление

ISBN 5-87488-011-9       Издательство "Разум", 1999

 

 

 предисловие

В июне 1961 г. Кришнамурти начал вести ежедневную запись своих ощущений и состояний сознания. За исключе­нием примерно двух недель он продолжал вести эту запись в течение семи месяцев. Он писал чётко, карандашом, прак­тически без исправлений. Первые семьдесят семь страниц рукописи содержатся в маленькой записной книжке, далее и до конца (до с. 323 рукописи) использовалась книжка большего размера с отрывными листами. Запись внезапно начинается и внезапно обрывается. Сам Кришнамурти не мог сказать, что побудило его начать её. Он никогда не вёл таких записей ни до, ни после этого.

Рукопись подверглась минимальной редакторской прав­ке. Были исправлены ошибки написания Кришнамурти, для большей ясности вставлены некоторые знаки препинания, приведены полностью некоторые сокращения, вроде знака &, который он неизменно употреблял, добавлены кое-какие примечания и немногочисленные вставки в квадратных скобках. Во всех прочих отношениях рукопись представлена здесь такой, какой она была написана.

Следует объяснить один из употребляемых в ней терминов — "процесс". В 1922 г. в возрасте двадцати восьми лет Кришнамурти испытал духовное переживание, изменившее его жизнь, за которым последовали годы острой, почти по­стоянной боли в голове и позвоночнике. Рукопись показы­вает, что "процесс", как он называл эту таинственную боль, всё ещё продолжался почти сорок лет спустя, хотя и в более мягкой форме.

"Процесс" был физическим феноменом и его не следует путать с тем состоянием сознания, о котором Кришнамурти говорит в записных книжках как о "благословении", "ином", "безмерности". Он никогда не использовал каких-либо боле­утоляющих средств с целью воздействовать на этот "процесс".

 Он никогда не употреблял алкоголя или какого-либо наркотика. Он никогда не курил, последние тридцать лет или около того не пил даже чая или кофе. Хотя он и был всю жизнь вегетарианцем, он всегда уделял большое внимание полно­ценному и хорошо сбалансированному питанию. Аскетизм, согласно его образу мыслей, так же разрушителен для религи­озной жизни, как и излишества. Фактически он заботился о "теле" (он всегда проводил различие между телом и эго), как кавалерист заботился бы о своей лошади. Он никогда не страдал эпилепсией или какими-либо другими физическими заболеваниями, которые, как говорят, вызывают видения и прочие духовные феномены; и он никогда не практиковал никакой "системы" медитации. Всё это говорится для того, чтобы читатель не вообразил себе, что состояния сознания Кришнамурти вызываются — или когда-либо вызывались— наркотиками или голоданием.

В этих уникальных ежедневных записях мы имеем то, что можно было бы назвать началом, истоком учения Кришна­мурти. Здесь вся суть его учения, исходящая из своего при­родного источника. Как он сам пишет на этих страницах:

"каждый раз в этом благословении есть что-то новое, новое качество, новый аромат, и всё-таки оно всегда неизменно", потому и учение, вытекающее из него, никогда не бывает точно таким же, хотя и часто повторяется. Подобным же образом, деревья, горы и реки, облака и солнечный свет, птицы и цветы, которые он снова и снова описывает, посто­янно "новые", ведь каждый раз их видят глаза, для которых они никогда не становились привычными; каждый день они составляют для него совершенно свежее восприятие, и таки­ми же они становятся для нас.

18 июня 1961 г., вдень, когда Кришнамурти начал эти записи, он был в Нью-Йорке, у своих друзей на Западной 87-й улице. Он прилетел в Нью-Йорк 14 июня из Лондона, где находился шесть недель и провел двенадцать бесед. Перед поездкой в Лондон он был в Риме и Флоренции, а до того первые три месяца года находился в Индии, где проводил беседы в Бью-Дели и в Бомбее.

Мэри Латьенс

 [1961, Нью-Йорк]

18 июня

Вечером оно было здесь: оно явилось внезапно, заполняя комнату, огромное ощущение красоты, силы и мягкости. Остальные тоже это заметили.

19 июня

Всю ночь это было здесь, когда бы ни проснулся. Голова болела по дороге на самолёт [чтобы лететь в Лос-Анджелес]. Очищение мозга необходимо. Мозг есть центр всех ощущений; чем ощущения живее и тоньше, тем острее мозг; мозг — центр воспоминаний, прошлого; он — кладовая опыта и знания, традиции. Поэтому он ограничен, об­условлен. Его действия спланированы, обдуманы, обоснованны, но он функционирует в условиях ограничения, в пространстве-времени. Поэтому он не может сформулировать или понять то, что всеобще, целостно, полно. Полное, целостное — это ум; он пуст, совершенно пуст, и по причине этой пустоты мозг существует в пространстве -времени. Только когда мозг очистился от своей обусловлен нести, жадности, зависти, честолюбия, только тогда мозг может понять то, что полно. Любовь и есть эта полнота.

 20 июня

В автомобиле, на пути в Охай (Долина Охай, около восьмидесяти миль к северу от Лос-Анджелеса), это опять нача­лось, давление и ощущение безмерного простора. Этот простор не переживался, он просто был; не было центра, из которого или в котором проис­ходило бы переживание. Всё, автомобили, люди, рекламные щиты были поразительно чёткими, а краски болезненно интенсивными. Это продол­жалось больше часа, и голова очень болела, боль пронизывала всю голову.

Мозг может и должен развиваться; его разви­тие всегда будет идти от причины, от реакции, от насилия к ненасилию и тому подобное. Мозг развился из примитивного состояния, и пусть даже утончённый, быстро схватывающий суть и технически отточенный, он будет оставаться в границах пространства - времени.

Анонимность означает смирение; она состоит не в перемене имени или одежды и не в отожде­ствлении с тем, что может быть анонимным, — с идеалом, актом героизма, страной и так далее. Такая анонимность есть акт мозга, сознательная анонимность; существует анонимность, которая приходит с осознанием целого. Целое никогда не заключено внутри поля мозга или идеи.

21 июня

Проснулся около двух; ощущалось особое давле­ние, боль была острее, больше в центре головы.

 Это продолжалось больше часа, и несколько раз просыпался от интенсивности давления. Каждый раз был огромный расширяющийся экстаз; эта радость продолжалась. — И когда сидел в кресле дантиста, давление вдруг снова возобновилось. Мозг стал очень спокойным; трепещущий, впол­не оживший; каждое ощущение было живым;

глаза видели пчелу на окне, паука, птиц и лило­вые горы вдали. Они видели, но мозг не регист­рировал увиденное. Можно было ощутить трепет мозга, что-то необычайно живое, вибрирующее, не просто регистрирующее. Давление и боль были велики, и телу пришлось погрузиться в дремоту.

Самокритичное осознание жизненно важно. Воображение и иллюзия искажают ясность на­блюдения. Иллюзия будет существовать всегда, пока существует стремление продлить удоволь­ствие и избежать боли, — потребность продлить или вспомнить те переживания, которые были приятны, и уклониться от боли и страдания. И то и другое порождает иллюзию. Для того чтобы полностью избавиться от иллюзии, необходимо понять удовольствие и скорбь, но без примене­ния контроля или очищения, отождествления или отрицания.

Только когда мозг спокоен, правильное на­блюдение возможно. Может ли мозг когда-либо быть спокойным? Это возможно, когда мозг, бу­дучи очень чутким и неспособным к искажению, осознаёт негативно.

Всю вторую половину дня давление продол­жалось.

 22 июня

Проснулся посреди ночи, и было переживание неограниченно расширяющегося состояния ума; сам ум был этим состоянием. "Ощущение" этого состояния было лишено всяких настроений, вся­ких эмоций, но было очень фактическим, очень реальным. Это состояние продолжалось доволь­но долгое время. — Всё это утро давление и боль были острыми.

Разрушение жизненно важно. Не разрушение зданий и вещей, а всех психологических приспо­соблений и защит, богов, верований, зависимо­сти от священников, переживаний, знания и так далее. Без разрушения всего этого не может быть творчества, созидания. Только в свободе проис­ходит созидание. Другой не может разрушить эту защиту за вас; вы сами должны отторгать и унич­тожать своим самопознающим осознанием.

Революция — социальная, экономическая — способна изменить только внешние состояния и обстоятельства, в расширенных или в суженных пределах, но это всегда будет оставаться внутри ограниченного поля мысли. Для полной револю­ции мозг должен полностью отбросить весь свой внутренний, скрытый механизм авторитета, за­висти, страха и тому подобное.

Сила и красота нежного листка заключена в его уязвимости для разрушения. Подобно сте­бельку травы, пробивающемуся сквозь тротуар, он обладает силой, которая может противосто­ять случайной смерти.

 23 июня

Творчество, созидание никогда не находится во власти индивидуума. Оно полностью прекращает­ся, когда индивидуальность, со всеми её способ­ностями, талантами, техническими приёмами и прочим, становится доминирующей. Созидание, творение — движение непознаваемой сущности целого; оно никогда не бывает выражением части.

Как раз когда ложился в постель, появилась эта полнота, эта наполненность дома il L* (Дом около Флоренции, где он останавливался в апреле). Она была не только в комнате, но, казалось, покрыла всю землю от горизонта до горизонта. Это было благословением.

Давление, с его специфической болью, было здесь всё утро. И оно продолжается во второй по­ловине дня.

Сидя в кресле дантиста, смотрел из окна по­верх изгороди, телевизионной антенны и теле­графного столба на пурпурные горы. Смотрел не только глазами, но и всей своей головой, как будто заднею частью головы, всем своим суще­ством. Это было странное переживание. Не было центра, из которого происходило бы это наблю­дение. Краски и красота и очертания гор были интенсивными.

Каждый изгиб мысли должен быть понят, ибо всякая мысль есть реакция, и любое исходящее из неё действие может только увеличивать смя­тение и конфликт.

 24 июня

Давление и боль были вчера весь день; всё это становится довольно-таки трудным и тяжёлым. Когда остаёшься один, это и начинается. И нет ни желания продлевать его, ни разочарования, если оно не продолжается. Это просто здесь — хочешь того или нет. Это за пределами всякого рассудка и мысли.

Делать что-то ради самого дела — это, кажет­ся, весьма трудно и почти неуместно или неже­лательно. Социальные ценности основываются на делании чего-то ради чего-то другого. Ведёт это к бесплодному существованию, к жизни, ко­торая никогда не бывает целостной, полной. Это одна из причин разрушительного недовольства.

Быть удовлетворённым безобразно, но недо­вольство порождает ненависть. Быть добродетель­ным для того, чтобы достигнуть небес или заслу­жить одобрения уважаемых людей, общества, — значит превратить жизнь в голое поле, которое перепахивалось снова и снова, однако никогда не было засеяно. Эта деятельность, при которой нечто делается ради чего-либо другого, есть, по сути, замысловатая серия уклонений, уходов от самого себя, от того, что есть.

Без переживания сущности нет красоты. Кра­сота не просто во внешних вещах или в мыслях, чувствах и идеях внутри нас; существует красота за пределами мысли и чувства. Именно эта сущ­ность и есть красота. Но такая красота не имеет чего-либо, ей противоположного.

 Давление продолжается, присутствует напря­жение в основании головы, и это болезненно.

25 июня

Проснулся в середине ночи и обнаружил, что те­ло совершенно спокойно, простёрто на спине, неподвижно; такое положение, должно быть, со­хранялось уже какое-то время. Присутствовали давление и боль. Мозг и ум были интенсивно спо­койны. Между ними не было разделения. Была странная спокойная интенсивность, как будто два огромных динамо работали на большой скоро­сти; это была особая энергия, в которой не было напряжения. Во всём этом было ощущение прос­тора, была мощь без направления и причины, а поэтому никакой жестокости и безжалостности. Это продолжалось и в течение утра.

В течение последнего года или около того слу­чалось просыпаться и переживать в бодрствую­щем состоянии то, что происходило во время сна, определённые состояния бытия. Просыпаешься как будто просто для того, чтобы мозг регистри­ровал, что происходит. Нелюбопытно, что опре­делённое переживание очень быстро исчезало. Мозг не записывал его на страницах памяти.

Есть только разрушение и никакого измене­ния. Потому что всякое изменение - модифици­рованное продолжение того, что было. Все соци­альные, экономические революции — реакции, модифицированное продолжение того, что было. Такое изменение никоим образом не уничтожает корней эгоцентрической активности.

 Разрушение, в том смысле, в котором мы это слово употребляем, не имеет мотива; у него нет цели, подразумевающей действие ради резуль­тата. Разрушение зависти — всецелое и полное;

оно подразумевает свободу от подавления, кон­троля и отсутствие всякого мотива вообще.

Это всецелое, полное разрушение возможно;

оно состоит в видении всей структуры зависти. Это видение — не в пространстве - времени, оно непосредственно.

26 июня

Давление и связанное с ним напряжение, очень сильное, были вчера во второй половине дня и сегодня утром. Но произошли некоторые измене­ния: давление и напряжение шли из задней части головы через нёбо к верхушке головы. Странная интенсивность продолжается. Стоит лишь успо­коиться, как она начинается.

Контроль в любой форме вреден для полного, всеобъемлющего понимания. Дисциплинирован­ное существование — это жизнь в подчинении, в соответствии или следовании чему-то; в под­чинении же и соответствии нет свободы от страха. Привычка разрушает свободу; привычка мышле­ния, привычка выпивать и прочие ведут к поверх­ностной и серой жизни. Организованная религия с её верованиями, догмами и ритуалами, отрица­ет свободный выход в безбрежность ума. Имен­но такой выход очищает мозг от пространства -времени. Будучи очищенным, мозг может иметь дело с временем - пространством.

 27 июня

То присутствие, что было в il L., было и здесь, терпеливо ожидая, благожелательно, с великой нежностью. Оно было подобно молнии во тьме ночи, — но оно было здесь, проникновенное, исполненное блаженства.

Что-то странное происходит с физическим организмом. Невозможно это точно определить, но есть "дополнительная" настоятельность, по­буждение; это ни в коем случае не собственная самодеятельность, не порождение воображения. Это ощущается, когда спокоен, в одиночестве, под деревом или в комнате, и особенно упорно и настойчиво, когда собираюсь уснуть. Это и сей­час здесь, когда пишу; давление и напряжение, с обычной болью.

И формулировки и слова в отношении всего этого кажутся такими бесполезными; ни слова, даже точные, ни описания, даже ясные и чёткие, не передают подлинного явления.

Есть великая и невыразимая красота во всём этом.

В жизни есть только одно движение, внешнее и внутреннее; это движение неделимо, хотя его и разделяют. Из-за этого разделения большинство следует внешнему движению знания, идей, веро­ваний, авторитета, безопасности, благополучия и так далее. В противовес этому, реагируя на это, человек идёт путём так называемой внутренней жизни с её видениями, надеждами, вдохновениями, тайнами, конфликтами, разочарованиями.

 Поскольку это движение является реакцией, оно находится в конфликте с внешним. Поэтому су­ществует противоречие, с его страданиями, тре­вогами и бегством.

Есть только одно движение, оно и внешнее, и внутреннее. С пониманием внешнего начина­ется внутреннее движение, которое не является движением против или в противовес. Когда кон­фликт ликвидирован, мозг, даже будучи очень чувствительным и настороженным, становится спокойным. Только тогда внутреннее оказыва­ется основательным и имеет смысл.

Из этого движения выходят великодушие и сострадание — которые не являются продуктом рассудка или целенаправленного самоотречения.

Цветок силён в своей красоте, хотя он может быть забыт, отброшен или погублен.

Честолюбивый не знает красоты. Ощущение сущности — это красота.

28 июня

Проснулся посреди ночи, с криками и стонами;

давление и напряжение — с их специфической болью — были интенсивными. Это, должно быть, продолжалось уже какое-то время и длилось ещё некоторое время после пробуждения. И крики и стоны бывают довольно часто. Это не от пищева­рения. Когда сидел, ожидая, в кресле дантиста, всё началось опять, продолжаясь и сейчас, после полудня, когда записываю это. Это более замет­но в одиночестве или в каком-нибудь красивом месте, или даже на грязной шумной улице.

 Что священно, атрибутов не имеет. Камень в храме, икона или изображение бога в церкви, символ, не священны. Человек называет их свя­щенными, чем-то святым, достойным поклоне­ния, исходя из сложных потребностей, страхов, желаний. Это "священное" всё ещё в поле мысли, оно создано ею, а в мысли нет ничего нового или святого. Мысль может сотворить хитросплетение систем, догм, верований и образов, символов; её проекции не более святы, чем чертежи дома или проект нового самолёта. Всё это внутри границ мысли, и нет в этом ничего святого или мистиче­ского. Мысль — материя, и её можно превратить во что угодно, уродливое - прекрасное.

Но есть святость, которая не от мысли и не от чувства, оживлённого мыслью. Она не распоз­наваема мыслью и не может быть использована мыслью. Мысль не может её выразить. И тем не менее существует святость, не затронутая симво­лом или словом. Она непередаваема. Она - факт.

Факт нужно видеть, и это видение происхо­дит не через слово. Когда факт интерпретируют, он перестаёт быть фактом, он становится чем-то совершенно другим. Видение имеет высочай­шую важность. Само видение — вне времени -пространства; оно непосредственно, мгновенно. И то, что мы видим, никогда не бывает опять тем же самым. Не существует никакого опять или со временем.

У этой святости нет поклоняющегося, наблю­дателя, который медитирует над ней. Она не на рынке, чтобы быть купленной или проданной.

 Подобно красоте, её нельзя увидеть через проти­воположное, ибо у неё нет противоположного.

То присутствие — здесь, заполняет комнату, разливается над холмами и водами, покрывает землю.

Прошлой ночью, как это было уже раз или два прежде, тело было всего лишь организмом и ничем другим, функционирующее, пустое и спокойное.

29 июня

Давление и напряжение с глубокой болью, как будто глубоко внутри идёт операция. Это проис­ходит не по собственной воле, какой бы утончён­ной она ни была. На какое-то время сознатель­но вошёл в это глубоко. Пытался стимулировать это, пробовал использовать различные внешние условия — уединение и так далее. В таком случае ничего не происходит. Всё это — не что-то новое.

Любовь — не привязанность. Она не порож­дает скорби. В любви нет отчаяния или надежды. Любовь нельзя сделать респектабельной, частью общественного устройства или социальной про­граммы. Когда её нет, начинаются все несчастья.

Обладать и принадлежать считается формой любви. Эта жажда обладать, человеком или кус­ком собственности, не просто определяется об­ществом или обстоятельствами, но вытекает из гораздо более глубокого источника. Она исхо­дит из глубин одиночества. И каждый пытается различными путями заполнить это одиночество,

 выпивкой, организованной религией, верой, ка­кой-нибудь деятельностью и прочим. Всё это — способы бегства, но оно по-прежнему здесь.

Вверить себя какой-то организации, отдаться какой-то вере или деятельности значит принадле­жать им — это негативное обладание; а позитив­ное — обладать самому. Негативное и позитив­ное обладание — это делание добра, изменение мира и так называемая любовь. Контролировать другого, формировать другого во имя любви озна­чает потребность обладать, потребность найти в другом защиту, безопасность, поддержку, утеше­ние. Забвение себя, достигаемое через другого, через какую-то деятельность, ведёт к привязан­ности. От этой привязанности приходят скорбь, отчаяние, и отсюда реакция — отстраниться. Из этого противоречия привязанности и отстранён­ности возникает конфликт и разочарование.

Нет способа бегства от одиночества: одино­чество — факт, а бегство от фактов порождает смятение и скорбь.

Но не обладать ничем — необыкновенное со­стояние, не обладать даже идеей, не говоря уж о человеке или о вещи. Когда идея, мысль укореня­ется, это уже стало обладанием, и тогда начинает­ся война за освобождение. И эта свобода — вовсе не свобода; она лишь реакция. Реакции укореня­ются, и наша жизнь — почва, в которой вырос­ли корни. Отсекать все корни, один за другим, — это психологический абсурд. Это невозможно. Нужно только видеть этот факт, одиночество, и тогда всё прочее исчезает.

 30 июня

Вчера во второй половине дня было плохо, очень плохо, почти невыносимо; так продолжалось не­сколько часов.

Гуляя, в окружении этих лиловых голых ска­листых гор, внезапно ощутил уединённость. Пол­ную уединённость. Повсюду была уединённость;

в ней было огромное, неизмеримое богатство; в ней была красота, недоступная мысли и чувству. Она не была неподвижной, она была живой, дви­жущейся, заполняющей каждый угол и уголок. Высокая скалистая вершина сияла в заходящем солнце, и сам этот свет и цвет наполняли небеса уединённостью.

Она была неповторимо одинокой, не изоли­рованной, а одинокой, подобно капле дождя, ко­торая содержит в себе все воды земли. Она была не радостной или печальной, а предоставленной самой себе. У неё не было качества, формы или цвета; это сделало бы её чем-то опознаваемым, измеримым. Она мгновенно вспыхнула и обрела жизнь. Она не росла, не развивалась, а присутст­вовала во всей своей полноте. Не было времени созревания; корни времени - в прошлом. Это было состояние без корней, без причин. Таким образом, оно совершенно "новое" — состояние, которого никогда не было и никогда не будет, потому что оно живёт.

Изоляция известна, как и одиночество; они опознаваемы, потому что часто переживались, в действительности или в воображении. Сама их

 известность порождает определённое самодово­льное презрение и страх, из которых возникают цинизм и боги. Но самоизоляция и одиночество не ведут к уединённости; с ними нужно покон­чить, не для того, чтобы чего-то достигнуть; они должны умереть так же естественно, как увядает нежный цветок. Сопротивление порождает страх, но принятие тоже. Мозг должен дочиста отмыть­ся от всех этих выдумок и ухищрений.

Совершенно иное — эта безмерная уединён­ность, которая не имеет отношения ко всем этим изгибам или поворотам сознания, загрязнённого действием эго. В уединённости этой происходит всякое созидание, всякое творчество. Творчество разрушает, и поэтому творчество — это всегда неведомое, неизвестное.

Весь вечер вчера была эта уединённость, и сейчас она есть, и при пробуждении ночью она сохранялась.

Давление и напряжение продолжаются, нара­стая и ослабевая постоянными волнами. Сегодня это довольно тяжело, всю вторую половину дня.

1 июля

Всё как будто остановилось. Никакого движения, шевеления, полная пустота всех мыслей, всякого видения. Нет интерпретирующего, который ис­толковывал бы, наблюдал и подвергал цензуре. Безмерный простор, который совершенно тих и безмолвен. Нет ни пространства, ни времени, чтобы преодолевать это пространство. И начало

 и конец всего сущего здесь же. На самом деле, нет ничего, что можно было бы об этом сказать.

Давление и напряжение тихо продолжались весь день; только сейчас они усилились.

2 июля

То, что появилось вчера, эта неизмеримая спо­койная безбрежность, продолжалось весь вечер, даже несмотря на присутствие людей и общий разговор. Это продолжалось всю ночь; она была здесь и утром. Хотя здесь шёл довольно громкий, эмоционально возбуждённый разговор, внезап­но посреди него оказывалась она. Она здесь, здесь красота и великолепие и ощущение безмолвного экстаза.

Давление и напряжение начались довольно рано.

3 июля

Весь день не был дома. И всё равно, в шумном городе во второй половине дня в течение двух или трёх часов давление и напряжение продолжались.

4 июля

Был занят, но несмотря на это во второй полови­не дня давление и напряжение присутствовали.

Какие бы действия человеку ни приходилось совершать в повседневной жизни, потрясения и различные инциденты не должны оставлять шра­мов. Эти шрамы превращаются в эго, в "я", и, по мере жизни, оно становится сильным, а стены его почти непроницаемыми.

5 июля

Тоже был занят, но в моменты покоя давление и напряжение продолжались.

6 июля

Прошлой ночью проснулся с ощущением полно­го покоя и тишины; мозг был полностью бодр­ствующим и интенсивно живым, а тело очень спокойным. Это состояние длилось около полу­часа. Это несмотря на утомительный день.

Высота интенсивности и чувствительности определяет переживание сущности. Именно в нём заключена красота, запредельная слову и чувству. Пропорция и глубина, свет и тень ограничены временем - пространством, подчинены красоте -уродливости. Но то, что за пределами линии и формы, что превыше учения и знания, — это красота сущности.

7 июля

Несколько раз просыпался с криком. Опять было это интенсивное спокойствие мозга и чувство безбрежности. Давление и напряжение продол­жались.

Успех — это жестокость. Успех в любой фор­ме — политической и религиозной, в искусстве и в бизнесе. Достижение успеха подразумевает безжалостность.

 8 июля

Перед сном или даже как раз в момент засыпа­ния некоторое время были стоны и крики. Тело слишком взбудоражено по поводу поездки, по­скольку ночью отправляюсь в Лондон [через Лос-Анджелес]. Давление и напряжение в какой-то степени присутствуют.

9 июля

Когда садился в самолёт, среди всего этого шума, табачного дыма и громких разговоров совершен­но неожиданно начало возникать то чувство, то чувство безмерности и то необычайное благосло­вение, — безграничное ощущение святости, — которое ощущалось в il L. Тело было в нервном напряжении из-за толпы, шума и прочего — но вопреки всему оно было. Давление и напряже­ние были интенсивными, и в задней части голо­вы была острая боль. Было только это состояние, и не было никакого наблюдателя. Всё тело было полностью в нём, а ощущение священного было таким интенсивным, что из тела исторгся стон, а на соседних сиденьях сидели пассажиры. Это продолжалось несколько часов, до поздней ночи. Смотрел как будто бы не только глазами, а тыся­чей столетий; это было совершенно удивитель­ное явление. Мозг был абсолютно пустым, все реакции прекратились; все эти часы пустота не осознавалась, — и только при записывании она оказывается известной, но это знание всего лишь описательное, не подлинное. Что мозг сам смог

 опустошить себя — это необычайный феномен. Когда глаза были закрыты, тело и мозг, казалось, погружались в бездонные глубины, в состояния невероятной чувствительности и красоты. Пасса­жир в соседнем кресле начал спрашивать о чём-то и когда ответил, эта интенсивность была здесь;

не было длительности, но только бытие. Медлен­но занималась заря, и ясное небо наполнялось светом. — Когда всё это записывается позже днём, с усталостью от недосыпания, эта святость здесь. Давление и напряжение тоже.

10 июля

Спал мало, но проснулся с осознание сильного ощущения движущей энергии, которая сфоку­сировалась в голове. Тело стонало и всё же было очень спокойным, распростёртым и исполнен­ным мира. Комната казалась наполненной; было очень поздно, и передняя дверь соседнего дома была со стуком захлопнута. — Не было ни идеи, ни чувства, и всё же мозг был живым и восприим­чивым. Давление и напряжение присутствовали, причиняя боль. Странно в этой боли то, что она никаким образом не утомляет тело. Кажется, в мозгу происходит так много, и всё-таки невоз­можно выразить словами, что именно происхо­дит. Было ощущение безмерного расширения.

11 июля

Давление и напряжение были довольно сильны­ми, и боль присутствует тоже. Любопытно во всём этом то, что тело никак не протестует, никакого сопротивления не оказывает. Во всё это вовлече­на неизвестная энергия. Слишком занят, чтобы много писать.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.