Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Шли годы. Бурь порыв мятежный



 

22. Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина периода михайловский ссылки (1824-1826). Жанрово-стилевые искания.

        1

Факты о ссылке.


Михайловская ссылка А.С. Пушкина (1824 - 1826)
Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни. Ещё в 1834 году Н.В.Гоголь пророчески заметил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет.»
Ссылка в Михайловское (август 1824 – сентябрь 1826).

В одном из писем Пушкин иронически отозвался о религии. Письмо перехватили. Предлог был найден. В Петербург полетели доносы. Император исключил Пушкина “за недостойное поведение” из списка чиновников министерства иностранных дел и выслал под надзор местных властей в село Михайловское.

Пушкину едва минуло 25. Он только что начал узнавать, что такое слава. Он был влюблён в жизнь, в стихи, в женщин. А сейчас – грубо оторван от всего этого.

Скука – главное слово первых писем из Михайловского. «Бешенство скуки» - основное состояние поэта.

К тому же осложнились отношения с отцом: Сергей Львович стал официальным надзирателем сына.

«… спаси меня хоть крепостию, хоть Соловецким монастырём… Спаси меня.» (В. А. Жуковскому)

В эти годы Пушкин по-прежнему изгнанник, хотя его статус существенно изменился. Михайловское – это настоящая, ничем не закамуфлированная ссылка.

Причины ссылки

– Любовь к Е. К. Воронцовой

– Конфликт с М. С. Воронцовым

– (Воронцов окружил поэта шпионской сетью, распечатывал письма, восстанавливал против петербургское начальство)

– Письмо В. Кюхельбеккеру, в котором признавался в увлечении «атеистическими учениями

В Михайловском Пушкин интенсивно работает: прощание с романтизмом происходит в стихотворениях "К морю" и "Разговор книгопродавца с поэтом", поэме "Цыганы" (все 1824); завершена 3-я, сочинена 4-я и начата 5-я главы "Евгения Онегина"; главным делом мыслится трагедия "Борис Годунов" (окончена в ноябре 1825), основанная на изучении летописей, "Истории государства Российского" Карамзина и драматических принципов Шекспира.

Склоняясь к примирению с действительностью, надеясь на монаршее прощение, Пушкин в то же время строил планы бегства за границу. Внимание к истории и фольклору ("Жених", 1825; "Песни о Стеньке Разине", 1826), далеким культурам ("Подражания Корану", 1824), новое открытие ценностей любви ["К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), 1825], дружества ("19 октября", 1825), простого и грустного бытия ("Зимний вечер", 1825), убежденность в единстве поэзии и свободы, в пророческой миссии поэта ("Андрей Шенье", 1825; "Пророк", 1826), трезвый скептицизм в оценке современности, отказ от политизации поэзии и своеволия в политике (переписка с К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым) позволили Пушкину выдержать ссылку, помогли пережить декабрьскую катастрофу.

В надежде славы и добра В суматохе междуцарствия Пушкин намеревался нелегально прибыть в Петербург, но в последний момент переменил планы. 13-14 декабря 1825 написан "Граф Нулин", ироничная поэма на бытовом материале, посвященная, по "странному сближению", проблемам исторической случайности. Известия о восстании, арестах и следствии вызвали у Пушкина сложные чувства: товарищеское сострадание к декабристам соединялось с признанием сложившейся ситуации, надежды на освобождение (Пушкин не был членом тайных обществ и не полагал себя ответственным за их деятельность) перемежались с опасениями (его "возмутительные" стихи знала вся грамотная Россия и они естественно встраивались в "декабристский" контекст).
Михайловская ссылка закончилась для А.С.Пушкина 3 сентября
1826 года срочным выездом в Москву по распоряжению властей. И уже на следующий день по дороге из Пскова он пишет письмо П.А.Осиповой в Тригорское: "... Я еду прямо в Москву, где рассчитываю быть 8-го числа текущего месяца; лишь только буду свободен, тотчас же поспешу вернуться в Тригорское, к которому отныне навсегда привязано моё сердце"…

Михайловский период составляет одну из самых блистательных страниц творческой биографии Пушкина. То, что было создано за это время поэтом, по количеству, разнообразию, художественной полноценности превосходит решительно все предыдущие периоды его творчества. Пушкин дописывает здесь большую часть «Цыган», усиленно работает над «Евгением Онегиным» (главы 3—6), создает «Бориса Годунова», «Сцену из Фауста», «Графа Нулина», пишет очень много стихотворений, наконец несколько критических статей и набросков.

 

Во время ссылки лирика Пушкина в основном посвящена двум темам – эта темы любви и дружбы. По мере взросления поэта тема дружбы эволюционирует, и А. С. Пушкин видит в дружбе не только радость, но и трагичность. Поэт испытывает огромную боль за утраченных друзей, и мне особо дорого стихотворение “19 октября”, которое было написано в 1825 году. В этом произведении чувствуется разочарование. Пушкин отмечает верность и преданность старых друзей.

С мольбой моей печальной и мятежной, С доверчивой надеждой первых лет, Друзьям иным душой предался нежной; Но горек был небратский их привет.

Сравнивая “19 октября” 1825 года и “19 октября” 1827 года, легко заметить произошедшие изменения в душе лирического героя. Если в 1825 году поэт думает о верности своим друзьям, о том, что многие товарищи потеряны: “Кого от вас увлек холодный свет? Кто не пришел? Кого меж вами нет?”, то в 1827 году совершенно другое настроение посещает автора. Стихотворение наполнено весельем, радостью и оптимизмом: “Бог помочь вам, друзья мои...”

В общем в лирике поэта широко представлена тема свободы. Это такие произведения, как «Вольность»(1817), «К Чаадаеву»(1818), «К морю»(1824),

«Во глубине Сибирских руд»(1827), которые были написаны поэтом в период

освободительного движения декабристов первой четверти 19 в., можно четко

увидеть тему свободы, вольности и не скрытую борьбу против самодержавия.

Надо сказать, что в Михайловской ссылке, что вполне естественно, этот мотив лирики не столь выражен. Это только стихотворение «К морю», написанное под впечатлением Одессы.

 

 

 Тема любви в лирике В стихотворениях этого периода звучат грустные, печальные ноты.

Если в начале своего творчества Пушкин рисовал своего лирического героя в

кругу верных друзей, свободным человеком, то в стихотворении "К морю" его

герой одинок, несвободен. Это произведение было написано в 1824 году и

явилось следующим стихотворением , отражающим тему свободы. Море для

Пушкина - символ свободы. Поэт прощается со стихией. Море может быть

ласковым, но может быть и губительным, что зависит только от его "прихоти".

Стихия свободна, но этой вольной стихии противостоит "брег", где процветает

рабство. Поэту ближе вольное море, чем "скучная, неподвижная" земля, но он

вынужден прощаться с ним. Поэт переживает по поводу того, что царь не внял

его предупреждениям в оде "Вольность", в стихотворении "К Чаадаеву":

"Судьба земли повсюду та же". На земле нет той вольности, что свойственна

душе поэта и морю. Это стихотворение было направлено несколько иначе. В нем

не было такого натиска и рвения к борьбе против самодержавия, в нем лишь

мечта о свободе поэта, о свободе его личности и всего народа. Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается им по-разному. В лицейский период -- это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни. В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине. В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как романтическую, опустошающую cтpacть. И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.

(Советую прочитать дальнейшее, хотя бы для ознакомления).

В 1824 году было написано стихотворение, которые при жизни поэта не было напечатано «Все кончено: меж нами связи нет»:

Все кончено: меж нами связи нет.

В последний раз обняв твои колени,

Произносил я горестные пени.

Все кончено -- я слышу твой ответ.

Обманывать себя не стану вновь,

Тебя тоской преследовать не буду,

Прошедшее, быть может, позабуду --

Не для меня сотворена любовь.

Ты молода: душа твоя прекрасна,

И многими любима будешь ты.

Лирический герой отказывается от своей любви, для него любовь - проходящее чувство:

Все кончено -- я слышу твой ответ. Обманывать себя не стану вновь.

Лирический герой разочаровывается в любви настолько, что говорит «Не для меня сотворена любовь». Он ставит на себе крест, но своей возлюбленной желает большой любви в будущем:

Ты молода: душа твоя прекрасна, И многими любима будешь ты.

В стихотворениях Пушкина любовь становится идеальным, вечным чувством. Она приобретает оттенок жертвенности и рыцарства. В стихотворении "Я вас любил..." поэт провозглашает бескорыстную любовь:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Это одно из самых загадочных и проникновенных произведений пушкинской лирики. Загадочность этих строк -- в их простоте, безыскусности, но в тоже время в емкости и глубине выраженного чувства. Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, -- уже само по себе великое счастье. Это стихотворение посвящено Анне Алексеевне Олениной. Однако чувство отвергнутой любви остается высоким. Поэт не перестает употреблять слова «Я вас любил». В первом четверостишии герой вспоминает об угасшей любви, скорее всего безответной. Надо отметить, что эта любовь еще осталась у него в сердце: «В душе моей угасла не совсем». Поэт одушевляет чувство, он использует глагол в форме прошедшего времени («любил»), чтобы показать, что любовь прошла, ее больше не вернуть. Однако его любовь чиста и бескорыстна. В своей любви автор великодушен: «Но пусть она вас больше не тревожит».

Огромную роль играет трехкратное повторение "я вас любил...", а также повторы однотипных словесных конструкций: "безмолвно, безнадежно", "так искренно, так нежно". Эти повторы придают поэтическому монологу элегическое настроение. Последняя строка звучит как бы на выдохе, -- как страстное и прощальное пожелание.

Стихотворение «Ты вянешь и молчишь», напечатано в сборнике 1826 года с пометкой «Подражание Ан.Шенье»:

Ты вянешь и молчишь; печаль тебя снедает;

На девственных устах улыбка замирает.

Давно твоей иглой узоры и цветы

Не оживлялися. Безмолвно любишь ты

Грустить. О, я знаток в девической печали;

Давно глаза мои в душе твоей читали.

Любви не утаишь: мы любим, и как нас,

Девицы нежные, любовь волнует вас.

Счастливы юноши! Но кто, скажи, меж ими

Красавец молодой с очами голубыми,

С кудрями черными?.. Краснеешь? Я молчу,

Но знаю, знаю всё; и если захочу,

То назову его. Не он ли вечно бродит

Вкруг дома твоего и взор к окну возводит?

Ты втайне ждешь его. Идет, и ты бежишь,

И долго вслед за ним незримая глядишь.

Никто на празднике блистательного мая,

Меж колесницами роскошными летая,

Никто из юношей свободней и смелей

Не властвует конем по прихоти своей.

Поэт описывает чувства, которые испытывают влюбленные. Ничто не интересует влюбленную девушку, она: «Безмолвно любишь ты грустить». Такие же чувства испытывают и влюбленные юноши:

… мы любим, и как нас,

Девицы нежные, любовь волнует вас.

Великий русский поэт показал, что любовь -- это источник внутренней свободы и гармонии, источник творческого вдохновения. В стихотворении "Я помню чудное мгновенье...", посвященной Анне Петровне Керн.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твой небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Женщину, которую он так сильно любил, Пушкин сравнивает с чем-то божественным, неземным. Она у него как «гений чистой красоты», возвышенная, всегда необыкновенно прекрасная. Вся жизнь его пошла ходом, все преобразилось с ее появлением. В томлениях грусти поэт часто в памяти своей слышал ее нежный голос, ему снились милые черты. И даже несмотря на то, что время постепенно стирает в памяти все:

Шли годы. Бурь порыв мятежный



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.